Идеал сверхчеловека

Ницше создал идеал человека, живущего "по ту сторону добра и зла, истины и лжи" на основании принятых им положений, что "воля к власти есть воля к господству, а самое высшее господство это - господство человека над человеком". Обязанность сверхчеловека по Ницше есть всякое насильственное порабощение другого, всякое освобождение в себе первоначального "дикого зверя". Сверхчеловек представляет собою высший тип породы людей, сильный род, который, будучи свободным от помехи морали рабов, наслаждается в могучем развитии жизни своею властью господина.

В этой теории есть известная доля поэзии, но ведь поэзия есть и вокруг демона и ада. Если откинуть одеяние поэзии от сверхчеловека, то мы увидим фигуру Тамерлана с пирамидами черепов.

Современное сознание человечества уже ушло далеко от миросозерцания, которое вдохновляло Ницше, и его идеал не может найти продолжительный отклик в мыслящей части человечества, в особенности при существовании лучей другого идеала, идеала Христа.

Идеал Христа, прежде всего "власти" в ее даже высшем проявлении в виде господства над всем миром, противопоставляет неизмеримо более высокую ценность души человеческой ("Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" Мат. 16, 26). Идеал Христа есть совершенство души. И вот образ человека с совершенной душой.

"Се, Человек!" по внешнему виду в нем нет ни вида, ни величия, внутри же он горит нетленными лучами кроткого и великого духа; Он льна курящегося не угасит, трости надломленной не сокрушит, но бури и ветры повинуются Ему. Он не имеет где главы приклонить, а Сам является убежищем для разбитых жизнью душ, Он - нищ, но всех обогащает, Он не ищет власти. Он хочет всем "служить", и в то же время покоряет все сердца и люди сами в умилении падают к ногам Его. Его обвиняют во всем, Он не виновен ни в чем, даже лести не обрелось в устах Его; Его ненавидят, - Он прощает. Его распинают, - Он молится за палачей. Он всех призывает к миру, к братству и свободе.

Он ходит по миру, благовествует нищим, исцеляет сокрушенных сердцем, проповедует пленным освобождение. Он есть сочетание противоречий, а между тем, проще его нет ничего и никого в мире.

Его мораль - не рабская; это - мораль Бога неограниченного - во имя любви самоограничившего Себя. Телом Он Сын Человеческий, душою - Сын Божий. Он есть соединение Божеского и человеческого. Он есть то, чем должен быть человек - Богочеловек. Выше идеала Богочеловека ничего не может быть на земле.

"Се, человек!"