Реферат Курсовая Конспект
Учебник по гомилетике И.С. Проханова - раздел Образование, Учебник По Гомилетике И.с. Проханова ...
|
Учебник по гомилетике И.С. Проханова
Иван Проханов
Краткое учение о проповеди
Опыт Евангельской гомилетики
Краткое учение о проповеди: Опыт евангельской гомилетики. - Корнталь: Свет на Востоке, 1969. 128 с.
Предисловие
Едва ли кто станет отрицать, что религиозное состояние русского народа в наши дни носит в себе характер глубокого трагизма.
Правда, у народа имеются раззолоченные храмы, пышные богослужения, знаменитые кафедры, с которых ученые проповедники произносят проповеди, составленные по всем правилам гомилетики - и цензурированные высшею духовною властью, - но увы! все это не удовлетворяет запросов народа.
Отчего происходит это?
На это отвечаем: прежде всего от внутреннего состояния, как проповедников, так и всего народа, от отсутствия в нем истинной веры и, затем, от вытекающего отсюда отсутствия жизни и силы Духа в официальных проповедях.
Произносимые с официальных кафедр проповеди трактуют об обрядах, о философии, полны полемики с другими вероисповеданиями и умалчивают о самом главном: о живом Христе, как источнике спасения и жизни.
Получается положение весьма похожее на то, которое Христос считает невероятным в повседневной жизни людей: "есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?" (Мат. 7, 9).
Но Бог не оставил нашего народа без Своего посещения. Он посылает ему истинный духовный хлеб, который есть Слово Божье, скрывавшееся от народа в течение столетий, но, несмотря на это, произведшее у нас в России Евангельское движение и давшее нам новую Евангельскую проповедь.
Основы Евангельской проповеди изложены в настоящей книге и мы будем рады, если сторонники официальной проповеди увидят всю несостоятельность усвоенной ими практики и открыто, поставив в основу своей веры и своих дел чистое Евангельское учение, сделаются истинными Евангельскими проповедниками.
При этом, однако, нам приходится иметь в виду следующие обстоятельства.
Евангельское движение в России растет и развивается.
Но, подобно первым дням христианства, пионерами Евангельского движения в России, за малым исключением, являются люди "некнижные и простые" (Деян. 4, 13).
Не получив систематического образования, они подобно Галилейским рыбакам живут, действуют и проповедуют с тою верою, которая может передвигать горы и с тем самоотвержением, которое дает им возможность с радостью переносить всякие притеснения за дорогое для них дело. Не умея часто облекать свои мысли в правильные литературные формы человеческой мудрости, они проповедуют в таком "духе и силе" (1 Кор. 2, 13), что под влиянием их проповеди многие тысячи душ раскаялись, обратились от злых дел к служению Богу и начали новую жизнь.
Наше пламенное желание, чтобы это отличительное свойство проповеди распространителей Евангелия в России никогда в них не ослабевало, не затушевывалось, не погасало, а наоборот, усиливалось; чтобы, не отходя ни на минуту от простоты Христовой, новые проповедники старого Евангелия сохранили в себе этот святой внутренний огонь, чтобы на них почивали "огненные языки", чтобы они могли зажигать сердца пламенем веры и неугасимого счастья.
Но вместе с тем мы находим, что если евангельские проповедники, сохраняя дух, смогут усвоить себе некоторые литературные приемы для более ясного изложения мыслей во время своих проповедей, то это может только устранить некоторые внешние препятствия к полному пониманию людьми откровений Духа, который в них говорит, и тем самым содействовать большей плодотворности их проповеднической деятельности.
Это соображение заставляет нас опубликовать обработанные лекции. Мы надеемся, что при благословении Божьем, о котором мы молимся, эта книжка принесет пользу многим работникам на ниве Божьей.
Но как бы то ни было: красноречиво или не красноречиво, мудро или не мудро: "проповедуйте Евангелие всей твари" (Map. 16, 15), "не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле... О, вы, напоминающие о Господе! - не умолкайте!" (Ис. 62, 6. 7).
Автор
I. Краткий очерк истории проповеди
История проповеди находится в тесной связи с историей христианской церкви.
Периоды пробуждения или обновления в жизни христианской церкви всегда являлись вместе с тем и периодами особого развития проповеди. И это вполне понятно, ибо "от избытка сердца говорят уста".
Й период Апостольский (30 г.- 100 г.)
Христос был идеальный проповедник. Апостолы учились у Него и потому проповедь их была столь могущественна.
Проповедь апостолов сосредоточивалась на Христе и, основываясь всецело на Св. Писании, призывала людей к покаянию и обращению от злых дел к Богу.
Апостолы говорили под непосредственным действием Духа благодати и личных переживаний.
Г) Христианин должен победить мир.
Всякий рожденный от Бога побеждает мир (1 Иоан. 5,4), но каким образом?
Он должен стремиться к тому, чтобы мир уверовал в Иисуса Христа (ст. 21), чтобы мир познал Посланного Мессию и любовь Отца (ст. 23).
Однако, сам по себе христианин победить мира не может. Напротив, если он будет надеяться на свои силы, то его ждут неудачи. Он должен надеяться на Христа, Который победил мир (Иоан. 16,33) и может дать ему силу для такой же победы.
Образец беседы
VI. Качества проповедника
А) Внутренние качества проповедника
Пороки проповедника
Проповедник является орудием Бога. Сатана стремится причинить вред всякому христианину, но он с особенным усердием направляет свои стрелы искушения против тех, кто проповедует. В результате у проповедников получаются особые, более всего им свойственные, пороки. К числу таких пороков относятся:
А) Нерадение или духовная леность
Проповедник может утерять ревность в деле, может начать работать без увлечения как бы подневольно, как бы неся обязательную службу.
Ап. Павел предостерегает от этого Тимофея (1 Тим. 4, 14-15): "не неради о пребывающем в тебе даровании" и советует ему "возгревать дар Божий" (2 Тим. 1, 6). Это возгревание есть не что иное, как постоянное обновление усердия и вдохновения в деле путем тесного общения с Богом.
Г) Малодушие и страх
Очень часто в основе пристрастия и лицеприятия лежит малодушие и страх:
Есть проповедники, которые охотно проповедуют, когда все им благоприятствует, когда они видят повсюду одобрение и успех.
Но если они встречают какие-либо страдания на поприще проповеди (гонения извне, скорби внутри и т. п.), то они готовы все бросить и уйти от такой церкви.
О таких проповедниках говорил Иисус: "наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и волк расхищает овец и разгоняет их" (Иоан. 10, 12-13).
An. Павел советует Тимофею: "переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа" (2 Тим. 2,3).
Проповедник должен показать пример терпения, мужества и самоотвержения.
"Ведь его задача", - как сказал один писатель, - "класть топор к корню человеческих пороков; вытаскивать головни из огня, показывать безобразие греха и порочную совесть в зеркале, производить операции и отрезывать зараженные члены". На все это нужно мужество.
Лучший пример мужества проповедника, это отношение Иоанна Крестителя (Map. 6,18) к Ироду, которого он, не боясь смерти, обличал в противозаконной жизни.
У французского короля Людовика XIV был мужественный проповедник Массилон, который в своих проповедях не боялся обличать короля. После одной такой проповеди король сказал ему: "когда я слушаю других проповедников, я остаюсь доволен ими, когда я слушаю вас, я остаюсь недоволен собою".
У английского короля Карла II-го был мужественный проповедник, который в проповедях сурово обличал его за беззакония.
После одной такой проповеди король сказал ему: - Не будьте так строги ко мне в проповеди, я может быть и так исправлюсь.
- Когда Вы, Ваше Величество, исправитесь в жизни, я исправлюсь в проповедях, - ответил проповедник.
Такое мужество приличествует проповеднику и оно производит несомненно лучшее воздействие на тех, к кому относится, нежели приятные льстивые проповеди пристрастных проповедников.
Б) Внешние качества проповедника
Образец текстовой проповеди
Как обладатель сада радуется за него.
Хозяин сада любит гулять в нем, любоваться наливающимися бутонами и распустившимися цветами и созревающими плодами. И наш Небесный Отец радуется, когда видит плоды Духа Святого в наших сердцах. Какой же это плод? Это "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5,22-23). Да, когда все плевелы греха вырваны из нашего сердца, каждый свежий бутон, или плод, или цветок, который Он видит в нас, наполняет Его сердце радостью.
XII. Построение проповедей
Чтобы проповедь могла производить законченное впечатление, она должна иметь три главные части:
1) введение; 2) изложение и 3) заключение.
Введение
Введение или вступительная часть проповеди необходима так же, как и входная дверь в комнату.
Введение имеет своею целью: 1) заинтересовать слушателей темой проповеди и 2) приготовить их к пониманию главного предмета проповеди.
Материал для введения лучше всего брать из Библии и именно из тех стихов, которые предшествуют избранному тексту или из других подобных же параллельных мест, которые могли бы объяснить, при каких условиях слова были сказаны и какова общая цель избранных слов.
Хорошо прибавить объяснение из географии или истории, если это необходимо для установления точного смысла.
Если проповедь говорится по поводу какого-либо случая, то можно упомянуть и об этом.
Мы не советуем проповедникам в начале проповеди делать какие-либо извинения за свою малоспособность или неподготовленность к проповеди. Такие извинения вредны.
Если проповедник на самом деле способен или если даже он неподготовлен или слаб, но имеет вдохновение и может сказать хорошее слово, то его извинение может казаться неискреннею ложною скромностью.
Если он действительно слаб, то таким извинением он делает свою проповедь в глазах слушателей еще слабее. Без извинения не все, может быть, заметят недостатки в проповеди, а с извинением все в самом начале обратят на это внимание.
Затем никогда не следует делать введений более, как в 2-5 минут. Про одного проповедника, который любил делать длинные введения, сказали, что он так долго накрывает стол, что пропадает аппетит к самому обеду.
Введение должно быть кратко, сжато и ясно.
Заключение
Заключение так же важно, как и изложение и введение; если заключение неправильно, то оно может испортить впечатление всей проповеди.
Заключение должно заключать в себе сводку сказанного, но в очень сжатой форме, без скучных повторений.
В заключении непременно следует указать кратко, какое практическое применение должно получить то, что было сказано и призвать слушателей к исполнению главной сути проповеди.
Как пример введения, изложения и заключения проповеди, приводим проповедь Сперджена: "Кричащий нищий", а также русскую проповедь И. С. Проханова.
Для примера составления введения, изложения и заключения
Кричащий нищий
Проповедь Сперджена
"Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов, помилуй меня! Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня"
(Map. 10, 47-48).
Введение в проповедь
Этот нищий слепец слышит добрую весть, что Иисус Назорей проходит мимо, и сейчас же начинает молить. Братья, не будет недостатка в молящихся сердцах там, где присутствует Спаситель. Если нет обращений в собрании, это должно быть потому, что Христос не присутствует там Духом Святым. Вы огорчили Его, и Он удалился; вы позабыли Его, и Он оставил вас, чтобы вы испытали вашу собственную слабость и научились в будущем прославлять Его силу.
Если Господь милостиво возвратится к Своей Церкви, то много будет покаянных воплей и песни тех, которые обрели мир верою в Него, будут подниматься к небу стройным хором.
Заключение проповеди
Помните, что единственный путь, по которому эта мольба и ожидание достигнут цели, есть взирание на Одного только Иисуса Христа. Если вы отвратите ваш взгляд от вас самих, ваших чувств и ваших молитв, чтобы устремить его на законченное дело Иисуса Христа и довериться Ему, то тотчас же найдете покой. В душе, которая смотрит только на Иисуса, живет мир. Когда я убеждал вас молиться, то я не предполагал ставить молитву на место веры. Если ты можешь еще настолько понять Христа, чтобы успокоиться в Нем и довериться Ему, то молись о большом просвещении, о приведении к вере, о даровании тебе веры; дай тебе Бог теперь же проявить живую веру, ибо один взгляд на Распятого дает жизнь. Молитва приведет вас к этому, но я молю Бога, чтобы Он привел вас к этому сегодня же и чтобы мы, прозрев, подобно Вартимею, последовали за Иисусом; и да будет слава Иисусу во веки веков. Аминь.
В этой проповеди есть все главные составные части проповеди: 1) введение, 2) изложение и 3) заключение. Изложение имеет четыре подразделения.
Пример 2
Иисус как Спаситель
Проповедь И. С. Проханова
"Родит же Сына и наречет Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их".
(Мат. 1, 21)
Введение в проповедь
Мы знаем, что имя "Иисус" принадлежало не только Христу, но и другим людям Его времени. Это было обыкновенное имя среди иудеев, как видно из слов ап. Павла (Кол. 4, 11), где он упоминает об Иисусе, прозываемом Иустом, из обрезанных. Великий вождь Израильского народа, сын Навин, также носил имя Иисуса.
Но мы, достигшие последних веков, под именем Иисуса разумеем одно лицо, Сына Человеческого и Сына Божия, Христа, Мессию. Для верующих в Него и даже для тех, кто носит только имя Его, оно звучит как нечто приятное и прекрасное.
Верующие в Иисуса могут от всего сердца сказать: "от благовония мастей имя Твое, как разлитое миро" (Песн. П. 1, 2). Имя Иисуса для сердца верующих полно благоухания и чарующей прелести. Но более того. Это имя для них - синоним конечной победы даже над злом, ибо как ап. Павел говорит: "Бог дал Ему имя превыше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних" (Фил. 2, 9-11). Придет время, когда все живущее преклонится пред именем Иисуса. И зная это, христиане полны благоговения к этому великому имени.
Для нас очень важно выяснить почему Иисус есть Спаситель, или точнее, отчего Он является Спасителем?
Изложение проповеди
Прочитанный нами текст указывает на главную цель спасительной работы Иисуса. Он есть Спаситель "от грехов" или от греха. И это понятно. Спаситель нужен там, где есть погибель, а всякую погибель в мире производит грех.
Поэтому для того, чтобы нарисовать Иисуса в роли Спасителя нам нужно изобразить губительную работу греха, что мы и сделаем.
Иисус - Спаситель от смерти.
Возмездие за грех - смерть; грех приводит человека к смерти, т. е. к разрыву с Богом и полной неспособности служить Ему. Иисус оплакивает смерть грешника, подходит к его гробу и воскрешает его к новой жизни. С того момента, как Иисус воскрес. Он господствует над смертью. Под действием Его державной силы сухие кости сближаются одна с другой, облекаются плотью и человек духовно оживает.
Заключение проповеди
Итак, Иисус наш Спаситель, потому что спасает нас от греха и его последствий: 1) неоплатного долга, 2) суда, 3) цепей рабства, 4) смерти и 5) заблуждений.
И многие из нас знают этого дивного Спасителя по личному опыту. Каково должно быть наше отношение к Иисусу-Спасителю?
Рассказывают один случай из времен Наполеоновских войн. Известно, что солдаты очень любили своего императора. Один солдат был ранен в грудь. Доктора-хирурги при помощи своих ножей отыскивали пулю, застрявшую где-то близко к сердечной полости. "Еще немного - прошептал солдат - и вы найдете императора!" Этим он хотел сказать: я умираю за императора и мое сердце полно императором, которого я люблю.
О, если бы мы могли сказать: "загляните немного поглубже в мое сердце и вы найдете в нем Иисуса-Спасителя!" Солдат умирал за императора и так лелеял его образ. Наш же Спаситель умер за нас, тем паче Его образ должен жить в нашем сердце.
Что же мы можем сказать о тех, кто еще не принял Его спасения, кто не знает, что он спасен?
Примите Спасителя, вступите в ряды Его воинов и прославьте Его1
Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровью Своею... слава и держава во веки веков. Аминь.
В этой проповеди изложение имеет пять подразделений.
XIII. Можно ли готовиться к проповеди?
Есть мнение, что к проповедям готовиться не следует, потому что Христос сказал: "не заботьтесь наперед, что вам говорить и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый" (Map. 13,11).
Надо заметить, что приведенный текст сказан совсем по другому поводу, именно на случай, "когда поведут предавать вас", т. е. когда не будет ни времени, ни какой-либо возможности подготовляться. А в отношении проповедей есть и время, и возможность подготовляться, так что этих слов относить к проповедям нельзя.
Тот, кто говорит, что Дух Святой дает мысли и вдохновение к проповеди только в то время, когда человек находится в собрании, перед самою проповедью, ограничивает действия Духа Святого. Тот же, кто утверждает, что Дух Святой может вдохновить человека к проповеди и в собрании, перед самою проповедью и дома за несколько дней до проповеди, признает неограниченность действий Духа Святого.
Мы сторонники того, чтобы в церкви имели применение эти два рода проповеди: 1) подготовленные и 2) неподготовленные (импровизированные) проповеди.
В Апостольской Церкви были два рода собраний:
1) собрания, главным образом, для верующих, при неподготовленных проповедях и неопределенных проповедниках, согласно программе ап. Павла (1 Кор. 14,26),
2) собрания для верующих и неверующих при определенных проповедниках (Деян. 2-я глава; 15-я глава; 20-я глава).
В собраниях первого рода должно было соблюдаться правило: "если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи" (1 Кор. 14,30). Ясно, что здесь проповеди должны быть неподготовленные, а по непосредственному побуждению.
Очень желательно, чтобы такие собрания были при каждой церкви, ибо они должны содействовать развитию чувства зависимости проповедников от Духа Святого.
Но даже и относительно таких собраний нельзя сказать, чтобы речи ранее подготовленные, т. е. полученные по откровению от Духа Святого за несколько дней до проповеди, не могли быть произносимы. Духи пророческие послушны пророкам (1 Кор. 14,32) и потому тот же дух, который может ждать терпеливо очереди в собрании, может ждать также несколько дней прежде, чем его пророчество будет произнесено, так что и здесь не исключенавозможность приготовлять проповеди, т. е. возможность получения ее внутреннего содержания за несколько дней.
Возьмём собрание другого рода, то, которое созвал ап. Павел в Милите из пресвитеров (Деян. 20,17-38). Здесь, очевидно, все знали заранее, что проповедником будет ап. Павел, который до начала собрания уже знал, какое будет собрание и о чем он будет говорить. Здесь проповедь уже была готова в душе ап. Павла.
Иуда и Сила, посланные с письмом от Иерусалимских братьев в Антиохию, "будучи пророками, обильным словом преподали наставление братьям и утвердили их" (Деян. 15,32).
Здесь ясно, что если Иуда и Сила обильным словом наставляли, то наставление их касалось того же предмета, как и письмо; следовательно, так или иначе их "слова", т. е. проповеди, по своему содержанию уже были готовы.
Из этого вывод тот, что все проповеди должны быть внушены от Духа Святого, но будут ли они внушены за несколько дней до произнесения, или за несколько минут - не имеет значения, но чем раньше внушена проповедь, тем лучше, ибо большему испытанию подвергнет себя человек и слово его может получиться более глубоким по своему содержанию.
Текст не должен принадлежать лицу не богоодухновенному.
Например, едва ли было бы хорошо проповедывать на текст: Map. 2,7.
XVII. Недостатки, которых должен проповедник избегать в проповеди
Проповедник не должен смешивать в проповеди того, что относится к верующим с тем, что относится к неверующим
Проповедники исторических церквей не делают этого различия именно потому, что у них утерян самый принцип обращения.
Но для евангельских проповедников это различие нужно проводить ярко и ясно.
В собрании неверующих следует говорить только призывные речи; в собраниях для верующих - назидательные, но в последнем случае необходимо всегда прибавлять слово призыва на случай нахождения в собрании необращенных.
Проповедник не должен употреблять высокомудрых, а особенно иностранных слов, которые бывают многим непонятны
В редких случаях их можно употреблять, но во всех таких случаях необходимо разъяснение их. Особенно неприятно, когда иностранные слова употребляются неправильно.
Проповедник должен также избегать всяких провинциализмов и неправильных выражений.
Проповедник должен избегать сухости в проповедях
Сухость в проповедях получается, главным образом, оттого, что проповедник вдается в голое рассуждение или изложение мыслей без примеров из жизни.
Главное средство борьбы с сухостью в проповедях это - приведение примеров из жизни для пояснения мыслей.
Примеры в проповеди то же самое, что притчи в проповедях Христа.
Проповедник не должен оставлять без внимания ни одного из замечаний друзей или даже врагов о недостатках его проповедей
Ни в коем случае не должен он обижаться на людей за критику, но благодарить за нее и, принимая к сведению, исправлять недостатки.
Наши критики - наши лучшие учителя.
Заключение
Заканчивая сию книгу, я должен все-таки сказать, что самое лучшее руководство к проповеди есть Библия, а самый лучший лектор и вдохновитель - Дух Святой. Идеальное состояние проповедника есть такое, когда он чувствует себя и говорит, как орудие Божье.
Считаю полезным в заключение привести здесь слова известного немецкого проповедника Людвига Гармса (1808-1865):
"У меня есть только одна теория: это теория Духа Святого. Будем же, исполняясь силою Духа Святого, опираясь на Библию и вдохновляясь любовью Христа, говорить народу, насколько способен к сему наш язык, говорить, потому что мы не можем иначе.
Истинный путь жизни заключается в том, чтобы в каждом человеке видеть душу, которая искуплена Кровью Христа, которая должна была бы принадлежать Ему и которую мы должны возвратить Ему.
Проповедуете ли вы Слово Божье безбоязненно? Не бойтесь последствий, бичуйте грех и нечестие дворян и помещиков, присутствуют ли они или нет, а также грехи и нечестие рабочих, присутствуют ли они или нет, нравится ли им это или нет.
Слово Божье никогда не приходит обратно бездейственным!
Рисуйте пред их взорами Иисуса Христа прежде всего, изображайте Христа пред их взорами в полной славе Его и красоте Его креста. Молитесь со своими людьми от всего сердца о Духе Святом.
Не сочиняйте своих проповедей, а вымаливайте их на ваших коленах.
Если народ заснул (духовно), боритесь с Господом о душах их; жертвуйте временем, силою, удобствами и всем для Господа и спасения душ человеческих!
Все у вас должно быть основано на Слове Божьем и ничто не должно освобождать вас от обязанности простого искреннего отношения к нему.
Называйте вещи их собственными именами, чтобы плоды ваших слов люди могли впоследствии осязать своими руками, чтобы ничто не шло поверх их голов. При этом, умоляю вас, живите в святости и избегайте всего, что отзывается миром; не проповедуйте ничего, чего вы не практикуете в жизни".
А мы закончим замечанием Моисея: "о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Святого на них!" (Числ. 11, 29).
– Конец работы –
Используемые теги: учебник, гомилетике, Проханова0.062
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учебник по гомилетике И.С. Проханова
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов