Образец проповеди поучительной

Христианин и мир
Проповедь И. С. Проханова

"Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла".

Иоан. 17,15.

Христос шел в Гефсиманский Сад.

Над ним мерцали чудесные звезды; Он проходил мимо дворцов и палат богатых людей; выходя из города. Он вдыхал свежий аромат полей. Над Ним, под Ним и вокруг Него лежал прекрасный разнообразный мир, но Он молится не об этом мире (ст. 9), но о тех, которых дал Ему Отец.

В Своей молитве Спаситель, с одной стороны как будто проводит черту между миром и Своими последователями, христианами, а с другой - выражает нежелание, чтобы они были взяты из мира.

Каково же должно быть правильное отношение христиан к миру?

Для подробного разъяснения этого отношения, нам придется ответить на несколько вопросов:

1) Что такое мир?

В первоначальном значении слова под миром надо разуметь все существующее, созданное Богом. В этом именно значении употребляется это слово Христом, когда Он говорит: "прославь Меня... славою, которую я имел у Тебя прежде бытия мира" (ст. 5). Этот мир означает все, что Бог сотворил в шесть дней: 1) природу: небо и землю, луну, солнце, реки, моря, леса, горы, животных и т. п. и 2) человека. Было время когда этот мир целиком удовлетворял Бога; это было, когда в него не проникнул еще грех. Но со времени грехопадения в мир проникло зло и он оказался лежащим "во зле" (1 Иоан. 5,19).

И вот с тех пор между Богом и миром начинается разлад и уже слово "мир" получает другое значение: мир уже есть не просто все существующее, он уже означает восставшее против Бога создание, собирательное враждебное Богу начало.

Продолжая Свое важное дело. Бог через Сына Своего Христа творит новый мир. Царство Божье, которое не от "мира сего" (Иоан. 17,14-16; Иоан. 18,36).

В мире все от плоти, в Царстве Христа все от духа; в мире - все от земли; в Царстве Христа все - от неба и к небу; в мире - зло и борьба, в Царстве Христа - добро и любовь.

2) Отношение Бога к миру определяется словами: "Бог так возлюбил мир" (Иоан. 3,16).

Что возлюбил Бог в мире? Ни солнце, ни звезды, ни всю прекрасную природу, а нечто для Него более дорогое - грешника, его преступную душу. Но, возлюбя грешника, Бог не перестает ненавидеть грех; любя душу его. Бог по-прежнему, если можно так выразиться, ненавидит его преступления.

3) Отношение мира к царству Христаопределяется самим Христом: мир не познал Отца (ст. 25), мир возненавидел Его учеников (ст. 14), мир возненавидел Самого Христа (Иоан. 15,18), мир объявил войну Богу и Его слугам.