ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗНАКОВ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знаки;, связанные с человеческой деятельностью, можно разделить на три основных типа.

1. Первое место занимают собственно языковые знаки. По
своей природе, происхождению, выполняемым функциям языковой
знак существенно различается от других видов человеческих знаков.
Предварительно отметим, что язык — универсальная система знаков,
первичная по отношению ко всем другим человеческим знакам; она
не конвенциональна, не создана по условию или соглашению, а
объективно сформировалась в результате длительной эволюции чело­
века в процессе его деятельности и общения, став социальной и
биологической необходимостью становления человека как разумного
общественного существа.

2. Многочисленны и многообразны в человеческом обществе раз-


личные конвенциональные системы знаков, т. е. системы, образованные по условию и соглашению, несущие и воспро­изводящие определенную социальную информацию. Диапазон функ­ций, выполняемых этими знаками в обществе, весьма широк, начиная с простейших (сигнализация на дорогах, реках, морях, железных дорогах, аэропортах, знаковая роль различных обрядов, игр, танцев и др.) и кончая формальными языками разных наук, приобретшими известную эвристическую роль в науке и тем самым ставшими неза­менимым средством в познании действительности (ср. символические языки в математике, физике, химии и других науках). Общей чертой этого типа знаков является их вторичность, конвенциональность, воспроизводимость. Эти знаки выполняют разнообразную роль в об­ществе — в регулировании жизни людей, их поведении, в познании действительности и др. Среди конвенциональных знаковых систем исключительно важную роль выполняет письменность.

3. К третьему типу относятся так называемые естественные знаки (В. Дорошевский). Естественным знаком называется предмет (или явление), находящийся в интерпретируемой человеком причин­но-следственной, пространственно-временной и иной связи с другим предметом или явлением. Так, дым есть знак того, что что-то горит; туча,— что собирается или будет дождь; молния,— что загремит гром; и т. п. Естественные знаки «не являются выражением чьего-то желания информировать нас о чем-то» (3, с. 95), и это считается главным отличием естественных знаков от языковых и конвенциональных. Естественные знаки не несут постоянной закрепленной за ними соци­альной информации. Вне наблюдения и интерпретации человека — это объективно совершающиеся естественные процессы и явления. Чело­век интерпретирует причинно-следственные, пространственно-вре­менные связи явлений, в которых один член такой связи служит человеку знаком или сигналом другого. Связи многих окружающих человека предметов и явлений постоянны, понятны и привычны для него, поэтому интерпретация таких связей приобретает социальный характер.