Билет №7.

Эстетика Высокого Возрождения в итальянском изобразительном искусстве(Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти).

Искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой – стремление к правдивому отражению реальности.

* Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке.* Эстетика Возрождения связана с тем грандиозным переворотом, который совершается в эту эпоху во всех областях общественной жизни: в экономике, идеологии, культуре, науке и философии. * Гуманистическая мысль ставит человека в центр вселенной, говорит о неограниченных возможностях развития человеческой личности. Идея достоинства человеческой личности, разработанная мыслителями Возрождения, прочно вошла в философское и эстетическое сознание Ренессанса. 1) Возрожде́ние, или Ренесса́нс - (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) —эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. ****Возрождение возникло в Италии. Оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. 2) Примерные хронологические рамки эпохи — XIV —XVI века.3) Что способствовало приходу РенессансаРост городов и развитие производства.Расширение торговли.Появление финансовой системы.Географические открытия.Снижение авторитета католической церквиРаспространение идей гуманизма.Правители городов-государств стремились перещеголять друг друга, появилось новое светское искусство.Появление меценатов.Возникновение купечества и интеллигенции.Рост образования. 3) Ренессанс – расцвет художественной культуры Европы. Основные черты: *Художники вспомнили о культуре античности (Др.Греции…), * Опирались на примеры вечной красоты античности; * Воспеваются идеи гуманизма (человечности).* ГУМАНИЗМ - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.*Человек – вершина творчества природы. *Красота человека – это соблюдение пропорций и симметрии. * Таким образом они говорят нам, что человек в любом возрасте может быть прекрасным. 4) Отличительная черта эпохи Возрождения: — светский характер культуры и интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). * Принципиальным отличием ренессансного искусства от средневекового явилось воплощения не божественной, а человеческой сущности бытия.

* Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. 5) Периоды:Конец 13 - первая половина 14 века– проторенессанс(«треченто») Вторая половина 14-15 векараннее Возрождение («кватроченто»)Конец 15 - первые три десятилетия 16 вв.высокое Возрождение(«чинквеченто»)Вторая половина 16 векапозднее Возрождение(менее 4-х десятков лет).6) Высокое Возрождение: В центре внимания художников – образ идеального человека, полного жизненной силы, прекрасного душой и телом (в их творениях объединены христианские и античные образы). 7) Люди эпохи: (личности-«титаны») *** Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого Возрождения. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ 15.04.1452 — 2.05.1519 — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis) — идеала итальянского Ренессанса. Он опередил своё время на несколько веков. Среди произведений Леонардо да Винчи - живопись, фрески, рисунки, анатомические рисунки, заложившие основу для появления научной иллюстрации, произведения архитектуры, проекты технических сооружений, записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), Мадонна Бенуа, 1478 —1480, Мадонна Литта, 1490 – 1491, Дама с горностаем.1489 – 1490,Мадонна в гроте.1483-1486, Тайная вечеря.1498,Мона Лиза (1503 1505/1506), Витрувианский человек примерно1490-1492 г.г. Живопись, рисунок: за свою жизнь Леонардо да Винчи создал всего около двенадцати законченных картин
«Крещение Христа» Галерея Уффици, Флоренция) «Благовещение» (; Галерея Уффици, Флоренция)
«Мадонна с цветком» (Мюнхенский музей) «Мадонна Литта» (Эрмитаж, Санкт-Петербург)
«Мадонна Бенуа» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) «Античный воин» (рисунок, Британский музей)
«Поклонение волхвов» (не закончена; в Уффици) «Святой Иероним» (не закончена; с 1845 года - в галерее Ватикана)
«Портрет музыканта» (не закончена; Амброзиана, Милан) "Мадонна в скалах" (Лувр, Париж; второй вариант - Национальная галерея, Лондон)
«Дама с горностаем» (Цецилии Галлерани - возлюбленной Лодовико Сфорцо) "Автопортрет" (около 1510-1513, сангина)
«Тайная вечеря» (фреска; трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие, Милан). «Иоанн Креститель» (Лувр, Париж)
«Потоп» (цикл рисунков; итальянский карандаш, перо; Королевская библиотека, Виндзор). «Джоконда» (Мона Лиза), лувр, Франция
Архитектура и градостроительство: варианты «идеального города»; проект двухуровневых городских дорог: верхний уровень - для пешеходов, нижний - для движения экипажей, центрально-купольного храма.

РАФАЭЛЬ САНТИ(28. 03. 1483 – 6.04.1520) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.У Рафаэля было настоящее призвание портретиста. Работы: «Мадонна с книгой», «Афинская школа, фреска», «Сикстинская Мадонна», “Мадонна Конестабиле(Санкт-Петербург, Эрмитаж). ***“Сикстинская мадонна”(Дрезден, Дрезденская галерея, около 1513 года)является воплощением высокого идеала.Вся картина решена как небесное явление.Ее называют не только вершиной творчества Рафаэля, но и вершиной живописи итальянского Возрождения. Изображение прекрасной женщины с младенцем на руках стало символом любви, человечности, возвышенной одухотворенности. *** В Ватиканском дворце Папы Римского Рафаэль расписал несколько залов. Особенно знамениты две фрески: “Парнас” и “Афинская школа”.Фреска “Афинская школа” посвящена философам. В центре – Платон и Аристотель. Они продолжают свой спор о идеальном и материальном: Платон указывает вверх, на небо. Аристотель простирает руку к земле. Рафаэль изобразил всех знаменитых философов древности – Сократа, Демокрита, Диогена, математика Эвклида. Платону он придал сходство с Леонардо да Винчи, Демокриту - с Микеланджело. ***** Флорентийские мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. *****Мадонны, созданные в Риме, т. е. в период полной художественной зрелости Рафаэля, приобретают иные черты. Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственностью,облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворенную гармонию, которую они собой выражают.

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ(6.03. 1475 – 18.02.15640) — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохиРенессанса.Еще при жизни Микеланджело его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения. Из всех крупнейших представителей Возрождения Микеланджело наиболее последовательно и безоговорочно верил в великие возможности, заложенные в человеке, верил в то, что человек, постоянно напрягая свою волю, может выковать свой собственный образ, более цельный и яркий, чем сотворенный природой. И этот образ Микеланджело выковал в искусстве, чтобы превзойти природу. Работы: «Пьета», «Давид»,1501 -1504,Погребальная капелла Медичи. Церковь Сан Лоренцо. Флоренция, фреска для Сикстинской капеллы «Страшный суд», возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия, Давид. * ДАВИД - этот величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги и силы, спокойный, но тут же готовый развернуть эту силу для победы над злом, уверенный в своей правоте и в своем торжестве, - подлинный монумент героической личности, человеку, каким он должен быть, являя собой высшее увенчание природы. Гордый юноша воспринимается как символ всей эпохи Возрождения, как гимн человеку. * Гимном человеку и его возрождению после средневековой ночи стала главная живописная работа Микеланджело – роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. Микеланджело изобразил и сотворение мира, и страшный суд, и библейских пророков. * Каждая композиция существует одновременно и сама по себе, и как неотъемлемая часть целого, так как все они взаимно согласованы. Это – великое достижение живописи Высокого Возрождения, доведенной Микеланджело до совершенства. * «Страшный суд» = Микеланджело хотел показать тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед слепым велением судьбы. Но по – прежнему он изображает мощные фигуры с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Поэтому искажены гримасами их лица, поэтому так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные… Обреченные на гибель титаны утратили то, что всегда помогало человеку в борьбе со стихийными силами. Они утратили волю. ***Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. *** С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти). Микеланджело явился родоначальником тех тенденций, которые приобрели большое распространение в последующее время, и определили появление стиля барокко. 8) *** Музыка Высокого Возрождения:В этот период, так же как в Средние века, ведущее место принадлежало вокальной церковной музыке. Развитие многоголосия привело к появлению полифонии (от греч. "полис" - "многочисленный" и "фоне" - "звук", "голос"). Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы 9) ЛИТЕРАТУРА:Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Никколо Макиавелли, Лудовико Ариосто, Торквато Тассо, памятники эпохи: «Декамерон » Бокаччо, «Дон Кихот » Сервантес, «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле. 10) НАУКА: Парацельса и Везалия, Жана Бодена и Никколо Макиавелли, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы ФИЛОСОФИЯ: Николай Кузанский, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Лоренцо Вала, Томас Мор, Мартин Лютер, Кампанелла, Джордано Бруно. 11) Особенности архитектуры Возрождения: **Возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. ** Изменяется характер монументальной архитектуры, и в отличие от вертикальной ориентации пространства,соответствовавшего мировоззрению средневековья, новые формы развиваются в ширину. ** Архитектура характеризуетсяпростотой и спокойствием объемов, форм и ритма. ** Постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей.** Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. ** Очень важным является и изменение характера пространства. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. ** Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре — квадрат, прямоугольник, куб и шар. ** С самого начала и через весь период Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам. ** Одним из основных моментов в архитектуре Возрождения был отказ от каменной каркасной конструкции готики и переход на новую конструктивную систему, простую, экономичную, достаточно гибкую и во многом облегчавшую труд архитектора.Это была система сооружений с кирпичными стенами и сводами, в которых отчасти применялось и дерево (балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш). ** Кирпичные конструкции покрывались облицовкой — штукатурной или каменной, в том числе мраморной. ** Новые типы зданий : городской дворец, вилла загородная, палаццо (трехэтажный особняк). ** Разрабатывается Концепция идеального города (Леонардо да Винчи). 12) Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию.Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазарии многие другие. 13)****В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего являетсявозникновениебарокко.