Билет №12. Особенности портретного жанра в произведениях русских художников (К.Коровин, В.Серов, Б.Кустодиев, В.Борисов-Мусатов).

Искусство помогает познать человека (не только увидеть его внешний облик, но и внутренний мир человека). 1) Портрет почти всегда реалистичен. 2) Главная цельузнаваемость изображенного на нем человека (обычно задачей художника - не точное копирование внешних черт модели, а «живописное пересоздание» образа человека. 3) На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека 4)****Портрет (франц. portrait) — изображение определенного человека или группы людей.5) Жанр портрета получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике

6) Виды портретов: А) парадный (предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), (показывает общественное положение человека) = на архитектурном или пейзажном фоне, атрибуты: колонна и драпировка) Б) камерный(используется поясное, погрудное, оплечное изображение) = на нейтральном фоне .* === Бывают портреты: *парные (портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту). *групповые В)автопортрет (художник изображает самого себя).
Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру, или к портрету-биографии. 7) Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы,именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. 8) ХVIII в. в России называютвеком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др. 9) Новый подъем искусства портрет в Россиис середины 19 века связанс возникновениемединой среды писателей, музыкантов, художниов, объединенных идее создания правдивой картины жизни страны. Они стремились создать образ России, поставив во главу творчества судьбу народа. Внимание к людям всех слоев общества, утверждение самоценности каждого стало основной задачей произведения. Русские художники XIX-XX веков обратились к портретам людей, прославившихся не знатности, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера.

10) В портретном искусстве рубежа веков(конец 19 - начало 20 в.)– 2 направления:

1) продолжает классические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека.

2) ищет новые абстрактные формы и способы выражения его внутреннего мира.

11) В искусстве на рубеже веков – появление множеств направлений в живописи: импрессионизм, символизм и др.; появление ряда творческих объединений: объединение «Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза» и т.д. 12) Одним из факторов, изменивших в конце XIX века облик портретных произведений, был пленэр. В обращении к пленэру многие русские художники увидели возможность "двинуться" к солнцу, воздуху, возможность для разрешения световых, цветовых и пространственных задач. Первыми вышли на пленэр (на воздух) импрессионисты. 13) Самым ярким представителем русского импрессионизма был Константин Алексеевич Коровин(1861–1939).Он всем своим творчеством утверждал самоценность сугубо живописных задач. Художник также обладал незаурядным литературным даром. Константин Коровин принес в русский портрет: В саду. Гурзуф. а) импрессионизм б) этюдное письмо,в) в работах художника особо точно и ярко выражен цвет. **В портретах Коровин - непревзойденный мастер необычайно выразительной, быстрой и энергичной этюдной манеры письма: а) мастер этюда- портрета б) техника живописи alla prima в) виртуозная система кладки выразительным фактурным мазком. ** Портреты Коровина живые, благодаря этому приобретают исключительную выразительность, свежесть, трепетность. Очарование коровинского искусства заключается в его теплоте, солнечности, в умении мастера непосредственно и живо передавать свои художественные впечатления, в щедрости его палитры, в колористическом богатстве его живописи

14) Валентин Александрович Серов (1865—1911- писал пейзажи, полотна на исторические темы, как театральный художник. Художник- импрессионист. Но славу ему принесли, прежде всего, а) портреты : ** отмеченные тонким психологизмом, изысканной живописностью **дает четкую характеристику внутреннего мира человека ** запечетлевает момент из жизни человека

Б) ==“Девочка с персиками” (12-летняя Веруша Мамонтова). Несмотря на небольшой размер, картина, написанная в розово золотистых тонах, казалась очень “просторной”. В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди — целая жизнь. Художник достигает равновесия душевного состояния девочки и окружающего ее мира. В) == “Девушка, освещенная солнцем” (сестра МарияСимонович) . Название закрепилось немно­го неточное: девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане. Но на картине все так слитно, так едино — утро, солнце, лето, молодость и красота, — что лучшее название трудно придумать. Дробными мазками Серов передает игру солнечных зайчиков, мелькание цветных теней. Теплые, ласковые лучи не нарушают завороженного состояния юной героини. Ее расслабленная поза усиливает впечатление растворенности в световых бликах и радужных всполохах. Цветными импрессионистическими рефлексами покрыты только лицо, белая блуза и руки девушки, а обрамляющие ее фигуру детали написаны темными красками. Поражает мастерство художника в изображении глаз модели, из которых словно струится тихий свет. Так возникает образ взаимопроникновения солнечного света и света человеческой души.

Г) «Мика Морозов»

Мика Морозов – сын промышленника и мецената М.А.Морозова. Портрет выполнен в импрессионистической манере. Внутреннюю озаренность ребенка зритель ощущает в каждом движении, в каждой детали: пылают щеки, полуоткрыты губы, взгляд «горит», подчеркнутый резким росчерком кисти. Серов был самым модным русским портретистом рубежа XIX-XX веков.

15) Глубокой лирической поэзией проникнуто и искусство В. Э. Борисова-Мусатова (1870-1905). а) Художник – импрессионист, символист.б) Прекрасны и поэтичны его образы задумчивых женщин – обитательниц староусадебных парков – и вся его гармоническая, похожая на музыку живопись (“Водоем”,1902). в) Тоска по ушедшим временам роднила Борисова-Мусатова с художниками «Мира искусства» – организации, возникшей в Петербурге в 1898 г. и объединившей мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех лет.

В картине отсутствует сюжетная завязка: изображены две погруженные в созерцание дамы в старинных платьях на фоне пейзажа. ( сестра Елена Борисова-Мусатова и невеста Елена Владимировна Александрова), но это не портреты, а образы Вечной женственности.Большая часть композиции занята зеркалом водоема. В картине нет неба, но его голубизна озаряет все пространство. Очертания водоема напоминают огромное око, в котором отражается небесный свод. Дамы представлены в состоянии мистической отрешенности. Направление взоров героинь определяют два пространственных вектора, один устремлен в бездонную чашу водоема, другой – в бесконечность неба. Используя приемом "двойной рамы" – картины и водоема – художник погружает зрителя в "отраженный" мир. Спиральные струящиеся линии мягко перетекают от формы к форме, объединяя абрис берега, силуэты фигур, отражения деревьев, затягивая в бездну, в омут "дремлющих на дне воспоминаний"

Водоем. Изумрудное ожерелье 16) Кустодиев Б. М.художник-символист. Основной особенностью живописи символизма является ее неотделимость от орнаментики. А) Любовь к народному искусству, фольклору, обрядам определила одно из основных направлений творчества художника («Праздник в деревне», «Гуляние на Волге»).Б) Тема русской национальной красоты получила наиболее яркое выражение в полотнах: «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (явились гимном женственности и обаяния). Народный идеал - в произведениях: ** его купчихи – своеобразные богини, олицетворяющие народные представления о счастье, сытости и достатке. («кровь с молоком»). «Портрет Ф.Шаляпина» - центром, вершиной всего этого мира является человек, в котором широта, размах, талантливость, жизнелюбие русского народа сказались с огромной полнотой. Работа Кустодиева обильно декорирована. Кустодиев создал портрет- биографию артиста, создал памятник ему, и одновременно памятник русскому таланту вообще.

Именно эти художники наиболее сильно повлияли на развитие портрета как жанра. Живя, на рубеже веков каждый из этих живописцев принес в портретную живопись, свой новый стиль. Продолжателями, которого стали последователи.

Искусство рубежа XIX – XX вв. – блистательная страница в истории русской культуры. В условиях ожесточенной социально-политической борьбы художники по-разному воспринимали действительность. Одни обращались к изображению наиболее острых сторон современности, другие восставали против нее, уходили в мир далекого прошлого. Картины того времени являли зрителю образы бунтарства и религиозного смирения, призрачный мир фантазии и материальную красоту реальности. Это влекло за собой поиски новых средств выражения, формирования ярких творческих индивидуальностей.

 

Билет №13. Особенности жанра натюрморта в произведениях русских художников (К.Коровин, И.Машков, П.Кончаловский, Н.Сапунов). 1) «Натюрморт» - (франц.) - “мертвая натура”. По голландски - “тихая жизнь” = изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины. 2)Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков, быстро достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира. 3)Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянутся на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы. 4)На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастерство. Важнее выразительные начала живописи. У каждого живописца свое ведение мира. 5) В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.