Значение мышления в достижении истины. Логические формы

Мышление— это всегда активный процесс, так как он напра􏰀 влен на достижение определенного результата, осознание, изме􏰀 нение, дополнение информации.

Абстрактное мышление— это средство познания, с помощью которого логическая наука рассматривает и изучает явления окружающего мира, которые зачастую невозможно познать иным способом, и в этом проявляется степень необходимости. Для повышения эффективности процесса мышления применяется понятие логических форм. Это формы, в которых протекает логи􏰀 ческое познание. Они характеризуют способ связи составных частей мысли, ее структуру. Такая структура существует объек􏰀 тивно, т. е. не зависит от конкретного человека, а характеризует особенности окружающего мира. Давая определение логическим формам, необходимо сказать о таких понятиях, как кванторное слово, связка, субъект и предикат. Субъект— это категория, дающая понятие о предмете суждения, логическую форму кото􏰀 рого необходимо определить. Предикат— дает понятие о приз􏰀 наке предмета. Связкапредставляется словом «есть» и может отсутствовать. В этом случае вместо нее ставится тире. Квантор􏰀 ным словомявляется слово «все». Таким образом, суждения выра􏰀жаются в формах типа «Все (квантор) S (субъект) есть (связ􏰀 ка) P (предикат)».

В качестве примера логической формы «все S есть P»можно привести следующие суждения: «Все гусеницы — вредители», «Все люди — млекопитающие» и т. д.

Пожалуй, главным в процессе мышления каждого человека, если тот, конечно, не желает допускать логических ошибок, яв􏰀 ляется знание и правильное применение логических законов. Соблюдение этих законов — залог достижения истины:

1) закон тождества;
2) законнепротиворечия;
3) законисключенноготретьего;
4) закондостаточногооснования.

 

1. Общая характеристика понятий

Понятие— это форма мышления, отражающая предметы и яв􏰀 ления в их существенных признаках.

Как уже говорилось выше, человек воспринимает тот или иной предмет, выделяя характерные свойства (признаки) последнего (напомним, что этим целям служат ощущение, восприятие и представление). Именно за счет этих свойств мы ставим предме􏰀 ты или в один ряд, т. е. обобщаем их, или, наоборот, выделяем предмет из массы однородных с иными свойствами. Например, все мы знаем, что сахар — сладкий и сыпучий, а соль — сыпучая, но соленая. По признаку сыпучести мы объединяем сахар с солью, однако по признаку вкуса отделяем друг от друга.

Признаками могут быть свойства предмета, которые объеди􏰀 няют или отделяют предметы один от другого. Иными словами, признаки— это свойства предметов, в которых они сходны между собой или различаются.

Любые свойства, черты, состояние предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распоз􏰀 нать среди других предметов, составляют его признаки. Призна􏰀 ками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривает􏰀 ся как его признак4.

Любой предмет имеет множество, целый комплекс опреде􏰀 ляющих его признаков. Такие признаки могут определять свой􏰀 ства только этого предмета и быть единичнымиили отражать характерные черты целого ряда предметов. Такие признаки назы􏰀 ваются общими.Для подтверждения этих слов можно привести следующий пример: каждый человек имеет ряд характеризующих его признаков, часть из которых характеризуют только его.

2. Виды понятий

В современной логике принято делить понятия на: ясные и раз􏰀 мытые; единичные и общие; собирательные и несобирательные; кон􏰀 кретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотно􏰀 сительные и соотносительные.Перейдем к рассмотрению каждого вида понятий отдельно.

Ясные и размытые.В зависимости от содержания понятий они могут отражать действительность более или менее точно. Именно это качество положено в основу разделения понятий на ясные и размытые. Как несложно догадаться, четкость отражения зна􏰀 чительно выше у ясных понятий, размытые же нередко отражают предмет с недостаточной полнотой. Например, ясное понятие «инфляция» содержит в своих характеристиках достаточно четкое указание на степень экономической дестабилизации в стране.

Единичные и общие понятия.Такое разделение связано с тем, подразумевается ли в них один элемент или же несколько. Как нетрудно догадаться, понятия, в которых подразумевается лишь один элемент, называются единичными (например, «Венеция», «Дж. Лондон», «Париж»). Понятия же, в которых мыслится не􏰀 сколько элементов, называются общими(например, «страна», «писатель», «столица»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирую􏰀 щими.Отличаются они тем, что в регистрирующих понятиях мно􏰀 жество подразумеваемых элементов поддается учету, может быть зафиксировано. Нерегистрирующие понятия характеризуются тем, что множество их элементов не поддается учету, они имеют бесконечный объем.

Понятия собирательные и несобирательные.Понятия, содержа􏰀 щие признаки некоторой совокупности элементов, входящих в один комплекс, принято называть собирательными.В качестве примера собирательных понятий можно привести понятия «команда», «стая», «отряд». Необходимо отметить, что содержа􏰀 ние единичного понятия нельзя относить к отдельному элементу, входящему в его объем, так как оно относится сразу ко всем элементам. Собирательные понятия бывают общими («команда», «стая») и единичными («команда "Сокол"», «отряд "Альфа"»).