Философия русского зарубежья в 20 веке. Бердяев. Евразийство.

Философия «русского зарубежья» — Д. С. Мережковский, Л. Шестов, П. Сорокин, Н. А. Бердяев;

 

Бердяев, Николай Александрович, - писатель. Родился в 1874 г.; учился в Киевском университете, но курса не кончил, будучи арестован в 1898 г. В 1900 г. вышла его первая книжка: "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии". Затем Бердяев напечатал целый ряд статей в журналах, которые в 1907 г. вышли книжкой под общим заглавием: "Sub specie aeternitatis". Другой сборник статей Бердяева вышел в том же 1907 г. под заглавием: "Новое религиозное сознание и общественность". В 1911 г. им издана "Философия свободы". Из статей, не вошедших в эти издания, интересна статья Бердяева в сборнике "Вехи". Бердяев участвовал в редактировании журналов "Новый Путь" и "Вопросы Жизни" (1904 - 05); часто выступал в религиозно-философском обществе в Петербурге. В короткое время Бердяев прошел эволюцию, характерную для целой группы литераторов нашего времени. Будучи человеком философски образованным, он стремится разрешить злободневные социальные вопросы на почве критической философии, подчиняемой изменчивым его взглядам. Он начал с критики взглядов Михайловского , с точки зрения "исторического материализма" и философского критицизма, которые он нашел возможным примирить. В последующих статьях Бердяев отводит марксизму место все более узкое. Сначала он признает за историческим материализмом, сознавшим свои границы, значение чисто исторической теории; для социологии, по мнению Бердяева, он дает важные материалы, хотя не может быть речи о материалистической социологии, - но он совсем не может быть философией истории ("Борьба за идеализм", "Мир Божий", 1901). Затем Бердяев все более поддается влиянию философского и общественного идеализма, понимая последнее слово в том широком значении, в каком оно противополагается материализму и в каком под него подойдут и Кант, и Ницше, и Толстой , и Владимир Соловьев , влияние которых мы находим в статьях Бердяева. В последнее время проповедь религиозного понимания жизни занимает у Бердяева первое место. В течение всей этой эволюции Бердяев не покидает почвы Кантовой философии, иной раз расходясь с нею, однако, в некоторых основных вопросах. Так, например, в статье "Этическая проблема в свете философского идеализма" Бердяев ставит в упрек Канту, что он не стоит на почве метафизического отрицания зла. Философские статьи Бердяева не являются ни научными исследованиями, с которыми должен был бы посчитаться философ, ни живой публицистикой, интересной для современников. Для последней они слишком тяжеловесны и требуют серьезной философской подготовки, для первых же допускают слишком много произвольных и недоказанных положений, как, например: индивидуальность есть субстанция вневременная, "чего не посмел признать даже Шопенгауэр", или, что "свобода есть субстанциальная мощь" ("О новом русском идеализме", "Вопросы философии и психологии", 1904). В последние годы в мировоззрении Бердяева более всего заметно влияние Влад. Соловьева. Марксизм, как обожествленная государственность, отвергается окончательно; проповедуется теократия, которая должна заменить "злое начало" государственности, но не должна быть и "отвлеченной" антигосударственностью" т. е. принудительную государственность она должна заменить союзом любви. Все более или менее выдающиеся течения современной религиозно-философско-общественной мысли нашли у Бердяева отклик и сочувствие; но он не принимает ни одного из них со всеми его логическими выводами, вследствие чего остается неясным способ их воплощения в жизни, но зато сохраняется вся их отвлеченная нравственная чистота. М.

 

Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой в России.[1]

ЕВРАЗИ́ЙСТВО — течение обществ. мысли, появившееся в Рус. Зарубежье в нач. 20-х гг. 20 в. Идейными предтечами евразийцев были славянофилы, особенно поздние — Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев. На формирование концептуальных основ Е. оказали влияние воззрения В. И. Ламанского, О. Шпенглера.

Оформление и прокламирование евразийских взглядов ознаменовалось выходом в 1921 в Софии сборника "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев", авторами к-рого были П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, кн. Н. С. Трубецкой и Г. В. Флоровский. В последующем, с 1922 по 1931, вышел еще ряд сб. статей, в т. ч. четыре — под названием "Евразийский временник". В них были опубликованы статьи Г. В. Вернадского, М. В. Шахматова, В. Н. Ильина, Л. П. Карсавина, Я. Д. Садовского, кн. Д. П. Святополк-Мирского и др. Заметным явлением в процессе становления и развития евразийских взглядов стал сборник "Россия и латинство" (1922). В 1926 увидела свет брошюра "Евразийство", ставившая целью всесторонне охарактеризовать программу евразийцев (в философском, политическом, социальном, религиозном и др. аспектах).

Евразийцы рассматривали Россию как "Евразию", как синтез Европы и Азии с выраженным преобладанием черт последней; результатом этого синтеза является некий "третий мир", наделенный чертами, свойственными особому культурному типу. Носители евразийских взглядов выражали глубокое разочарование достижениями (в первую очередь в духовной сфере) западной цивилизации. Залогом процветания будущей России они считали незыблемость устоев православия.

Идеи Е. нашли в 20-е гг. сторонников и в сов. России. По мнению П. Н. Савицкого, евразийские (или близкие к ним) настроения были свойственны таким сов. литераторам, как Л. М. Леонов и К. А. Федин. В кон. 20 в. носителем евразийских взглядов в России был Л. Н. Гумилев.

В некоторых отношениях воззрения евразийцев были близки сменовеховским (взгляд на рус. революцию, на большевизм, на сов. власть). Будучи явлением сложным, многоплановым, Е. сыграло заметную роль в духовной и обществ. жизни рус. эмиграции первой волны, оказало влияние на формирование идеологии солидаризма, а также взгляды младороссов.