рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гераклит, Анаксагор, Ранний атомизм. Демокрит, Лукреций и его поэма

Гераклит, Анаксагор, Ранний атомизм. Демокрит, Лукреций и его поэма - раздел Образование, 2.1 ...

2.1

?

 

2.2

Гераклит
Гераклит Эфесский ( 544—483 гг. до н. э.) —древнегреческий философ-материалист, в наивной форме сформулировавший ряд диалектических принципов бытия и познания; написал не дошедшее до нас сочинение "О природе", — «О природе». Автор известной фразы «Всё течёт, всё меняется»
принадлежал к ионийской школе древнегреческой философии. Первоначалом сущего Г. считал огонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, лёгкой и подвижной; путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь "мерами вспыхивает и потухает", причём мир, по Г., не создан никем из богов или людей.
концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом веществ, стихий — огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она всё новая. Становление возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, у Г. едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что "раздор есть отец всего, царь всего". В понимание диалектики Г. входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих дел и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей.
В истории философии наибольшие споры вызвало учение Г. о логосе, который истолковывался как "бог", "судьба", "необходимость", "вечность", "мудрость", "общее", "закон" и который в качестве мироустрояющего и упорядочивающего принципа может быть понят как род универсальной закономерности и необходимости. В русле учения о логосе у Г. совпадают судьба, необходимость и разум. В теории познания Г. начинал с внешних чувств. Глаза и уши для Г. — наилучшие свидетели, причём "глаза — более точные свидетели, чем уши". Однако только мышление, которое обще у всех и воспроизводит природу всего, приводит к мудрости, т. е. к знанию всего во всем.
Классики марксизма-ленинизма выдвигали в философии Г. на первый план материализм и диалектику. Ленин называл Г. "... одним из основоположников диалектики..
Изречения
Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю.
Природа любит прятаться.
Тайная гармония лучше явной.
Я искал самого себя.
Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон , и что все возникает через вражду и взаимообразно.
Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными.
На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды
Век — дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле.
Личность — божество человека.
Народ должен сражаться за попираемый закон, как за стену (города).
«Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим».

 

2.3

Анаксагор
Анаксагор (Anaxagoras) из Клазомен в Малой Азии (около 500 — 428 до н. э.), древнегреческий философ математик и астроном, основоположник афинской философской школы.. Впервые профессионально преподавал философию в Афинах; обвинённый в безбожии, переехал в Лампсак, где основал свою философскую школу. Вместе с Эмпедоклом и атомистами выдвинул натурфилософское учение о неразрушимых элементах — "семенах вещей" (позже их назвали гомеомериями), которые он мыслил бесконечными по качеству и количеству. Каждый из элементов также состоит из бесконечного количества более мелких частиц, части которых эквивалентны целому. Исходя из принципа "всё во всём", А. объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением качеств, рассыпанных по всем элементам. Движущим принципом мирового порядка является ум (нус), организующий элементы. А. занимался математикой и астрономией, а также проблемами перспективы при разрисовке декораций в театренской философской школы.
если мало

 

2.4

Ранний атомизм. Демокрит.
В античной философии Запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи. Ее основоположниками были древнегреческие философы Левкипп и Демокрит, идеи атомистики развивает Эпикур и древнеримский философ Лукреций Кар. Демокрит учил, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы - мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества же появляются от сочетания атомов по форме, положению и порядку. Очертание - форма атома; соприкосновение есть порядок, а поворот - положение. Почему молоко легко пьется? Да потому, считал Демокрит, что оно состоит из "круглых атомов". Почему горчицу "нельзя пить как молоко? Потому, что атомы горчицы "крючковатые"
Или(далее из рассела)
Они полагали, что все состоит из атомов, неделимых физически, но не геометрически; что между атомами имеется пустое пространство; что атомы неразрушимы; что они всегда находились и будут находиться в движении; что существует бесконечное количество как самих атомов, так даже и их разновидностей, отличающихся друг от друга формой и размером. Атомы отличаются друг от друга также теплотой. Сферические атомы, из которых состоит огонь, самые горячие. Демокрит говорит, что «каждое из неделимых [телец] бывает более тяжелым вследствие большего размера». Но вопрос о том, были ли атомы в теориях атомистов с самого начала наделены весом, остается спорным. Атомы первоначально двигались беспорядочно, как в современной кинетической теории газов. Демокрит говорил, что в бесконечной пустоте нет ни верха, ни низа, и сравнивал движение атомов в душе с движением пылинок в солнечном луче, когда нет ветра. Это более разумный взгляд, чем взгляд Эпикура. В результате столкновения скопления атомов образуют вихри. Остальное как у Анаксагора. Шаг вперед : что вихри объяснялись скорее механическими причинами, чем действием ума. Атомисты строгие детерминисты. Они полагали, что все происходит в соответствии с естественными законами. Демокрит отрицал, будто что-либо может происходить случайно. В отличие от Сократа, Платона и Аристотеля атомисты пытались объяснить мир, не прибегая к понятию цели или конечной причины. Опыт показал, что механистический вопрос ведет к научному знанию, а телеологический не ведет. Атомисты поставили механистический вопрос и дали механистический ответ. Их последователи вплоть до Возрождения больше интересовались телеологическим вопросом и завели науку в тупик. Атомистическая теория возродилась в Новое время, чтобы объяснить факты химии; но эти факты не были известны грекам. В древности не проводилось четкого различия между эмпирическим наблюдением и логическим доказательством. Существует множество миров, некоторые из них растут, другие приходят в упадок, некоторые, может быть, не имеют ни солнца, ни луны, другие же имеют по нескольку солнц и лун. Каждый мир имеет начало и конец. Мир может быть разрушен в столкновении с большим миром.
Жизнь возникла из первобытной слизи. В живом теле повсюду имеется некоторое количество огня, но больше всего его в мозгу или в груди. (По этому вопросу авторитеты расходятся.) Мысль представляет собой своего рода движение, а потому способна повсюду вызывать движение. Восприятие и мышление – физические процессы. Восприятие бывает двух родов: одно – чувственное, другое – рассудочное. Восприятия последнего рода зависят только от воспринимаемых вещей, в то время как восприятия первого рода зависят также от наших чувств, а следовательно, способны вводить в заблуждение. Подобно Локку, Демокрит утверждал, что такие качества, как теплота, вкус, цвет, не присущи реально объектам, но обязаны своим существованием нашим органам чувств, тогда как такие качества, как тяжесть, плотность и твердость, реально присущи самим объектам.
Демокри?т Абдерский (ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики. Решительный материалист- душа состоит из атомов, а мышление является физическим процессом. Вселенная не имеет целей, там только атомы, управляемые механическими законами. Он не верил в религию
Демокрит уроженц Абдер во Фракии.В поисках знания Демокрит совершал далекие поездки в южные и восточные страны; «превосходил всех философов – своих предшественников и современников – богатством знаний, а большинство из них – остротой и логической правильностью мышления». Платон ненавидел Демокрита.

 

2.5

?

 

2.6

?

2.7

?

 

2.8

?

 

2.9

?

 

2.10

Лукреций и его поэма
Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 до н. э.) — римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч.
В философской поэме «О природе вещей» Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументировано отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования. Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики.
В первых трех книгах излагается физика Эпикура - его учение об атомах, в котором он развивал учение философа Демокрита; в четвертой - каноника (теория познания); в пятой - астрономия, геология и история человеческой культуры; в шестой объясняются различные явления природы; поэма завершается пространным картинным описанием эпидемии в Афинах в V в. до н. э. В основе концепции Лукреция лежит этический принцип: объяснением явлений природы Лукреций хочет избавить своих современников от всяких суеверий и страха перед смертью. Он особенно заостряет антирелигиозный момент философии Эпикура. Не случайно он приводит в третьей книге до тридцати доказательств смертности души. Поражает любовь Лукреция к реальной действительности, живое ощущение природы, вера в человека, в его разум, в прогресс человечества. Пусть многие объяснения Лукреция наивны; у него античный механический материализм; но он признает объективную реальность мира, и в основе всей его концепции лежит научный принцип сохранения материи при ее вечной трансформации.
Или
В шести книгах поэмы Лукреций последовательно освещает космологические воззрения, в т.ч. учение об атомах и пустоте как первоначалах, о спонтанном отклонении атома, концепцию множественности миров, опровергает идеи провидения и участия богов в создании Вселенной, критикует представления о бессмертии души и переселении душ и называет страх перед смертью ничтожным. Душа материальна, поэтому погибает вместе с телом, и смерть для нее — лишь избавление от страданий. В пятой книге Лукреций воздает хвалу Эпикуру как герою-благодетелю, освободившему людей от суеверий, страха перед богами и смертью и тем самым указавшем людям истинный путь к счастью. В поэме также содержится концепция развития природы и человеческой культуры, в основе которой лежит понятие "нужды", что полемически направлено против идей о провиденциальном руководстве со стороны богов.
Лукреций - не изолирующий себя от общества эпикуреец (принцип Эпикура -"живи незаметно"), а политический борец-просветитель.
Поэма Лукреция заняла видное место в борьбе античного материализма и идеализма в Риме.

2.11

Политический идеал и реальность в работах Никколо Макиавелли

Макиавелли заявляет, что церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в… Макиавелли рассматривает и такие вопросы: "Что лучше: внушать любовь или… Макиавелли также предупреждает о такой слабости, от которой трудно уберечься правителям, если их не отличает особая…

2.12

Философские повести Вольтера

Вольтер- деист, последователь Дж. Локка, И. Ньютона. Придерживаясь материалистического объяснения природы, он не отказывался от идеи бога как… В своей эстетике и драматургии В. продолжал традиции классицизма 17 в.,… Наибольшее значение в художественном наследии В. имеют его философские повести: "Задиг, или Судьба, "Мемнон,…

2.13

Философские диалоги Дидро

Дени Дидро (1713-1784) в своих работах "Философские принципы материи и движения", "Мысли об объяснении природы", "Письмо о… Дидро более глубоко, чем другие французские материалисты. понимал природу… Французский материализм предпринял попытку преодолеть разрыв между "царством" природы: растительным,…

2.14

Энгельс «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»
Это философское произведение Ф. Энгельса, посвященное вопросу об отношении марксистской философии к одному из её теоретических источников — классической немецкой философии, в особенности к учению Г. Гегеля и Л. Фейербаха; содержит систематическое изложение основ диалектического и исторического материализма. Написано в начале 1886 по поводу книги датского философа К. Н. Штарке "Людвиг Фейербах" (Штутгарт, 1885).
В 1-й главе книги, говоря о философской революции в Германии, Ф. Энгельс характеризует гегелевскую философию как завершение классической немецкой философии и всего прежнего философского развития, как один из теоретических источников марксизма, и описывает процесс разложения гегелевской школы. Анализируя противоречие между революционной и консервативной сторонами гегелевской философии, между её диалектическим методом и догматической системой, он показывает, что её историческое значение и революционный характер заключались в разработке диалектики.
Во 2-й главе, раскрывая сущность материализма и идеализма, Ф. Энгельс определяет основной вопрос философии как вопрос об отношении между бытием и сознанием, выделяет две стороны этого вопроса (о первичности бытия и о познаваемости мира), проводит разделение философии на два больших лагеря (материализм и идеализм), подвергает критике агностицизм, указывает на роль общественной практики в познании, на зависимость развития философии от развития науки и материального производства. Критикуя недостатки метафизического материализма, он характеризует ограниченность французского материализма 18 века: механицизм, метафизичность, идеализм в понимании истории.
В 3-й главе подвергается критике идеалистическое понимание истории у Л. Фейербаха, как оно проявляется в его философии религии и этике.

4-я глава содержит очерк основных положений диалектического материализма и в особенности материалистического понимания истории. Возникновение диалектического материализма явилось революционным переворотом в философии. Ф. Энгельс показывает превращение диалектики в материалистическую диалектику и материализма в диалектический материализм, последовательно распространённый также и на понимание общества и его истории. Материалистическую диалектику он определяет как науку об общих законах развития и всеобщей связи в природе, обществе и мышлении, показывает её противоположность метафизике. Ф. Энгельс отмечает, что в познании взаимной связи процессов природы решающее значение имели три великих открытия: открытие клетки, превращения энергии и дарвинизм. Переходя к анализу общества и законов его развития, Ф. Энгельс характеризует деятельность людей как отличительную черту общественного развития, раскрывает действительные, материальные движущие силы истории, которые скрываются за идеальными побуждениями людей, показывает причины возникновения классов и классовой борьбы, соотношение экономики и политики, базиса и надстройки, даёт философский анализ государства, права, философии, религии; указывает на изменение предмета философии в ходе её развития.
написана в начале 1886 г. и напечатана первоначально в теоретическом журнале германской социал-демократии «Neue Zeit», a затем вышла отдельным изданием, для которого Энгельсом было написано специальное предисловие. Это одно из основных произведений марксизма. В ней раскрыто отношение марксизма к его философским предшественникам в лице крупнейших представителей немецкой классической философии Гегеля и Фейербаха и дано систематическое изложение основ диалектического и исторического материализма

 

2.15

Карл Маркс «Тезисы о Фейербахе»
«Тезисы о Фейербахе» — работа Маркса, написанная весной 1845 года, первоначально озаглавленная «К Фейербаху». Тезисы впервые опубликованы в рецензии Энгельса в 1888 году как приложение к работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Работа содержит 11 тезисов Маркса.
ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ
1 Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самоё человеческую деятельность он берёт не как предметную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рассматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берётся и фиксируется только в грязно-торгашеской форме её проявления. Он не понимает поэтому значения «революционной», «практически-критической» деятельности.
2Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.
Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос.
3Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и изменённого воспитания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна).Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика.
4Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остаётся ещё не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностыо и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своём противоречии, а затем практически революционизирована путём устранения этого противоречия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практически революционно преобразована.
5Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность.
6Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным:
1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство [Gemut] обособленно и предположить абстрактного — изолированного — человеческого индивида;
2) поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами.
7Поэтому Фейербах не видит, что «религиозное чувство» само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подвергаемый им анализу, в действительности принадлежит к определённой общественной форме.
8Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят своё рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики.
9Самое большее, чего достигает созерцательный материализм, т. е. материализм, который понимает чувственность не как практическую деятельность, это — созерцание им отдельных индивидов в «гражданском обществе».
10Точка зрения старого материализма есть «гражданское» общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество.
11Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.

2.16

Характер развития науки по Куну

Наиболее известной работой Томаса Куна считается — «Структура научных революций» (The Structure of Scientific Revolutions, 1962), в которой… Огромное влияние, которое оказало исследование Куна, можно оценить по той… Хотя критики работы Куна поначалу сосредоточили внимание на концепции парадигмы, наибольшие дискуссии вызвал другой…

2.17

Философские идеи в России в 11-17 вв.

Характерными чертами русской философииявляются: сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и… специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика,…

2.18

Развитие философии в России в 18 в.

материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. К первому направлению (эпохи петровских реформ)относится творчество Феофана… Основной направленностью их философии была социально-политическая:

2.20

Мировоззрение декабристов

Основная направленность философии декабристов — социально-политическая.Ее опорными идеями были: • приоритет естественного права; • необходимость для России правового строя;

2.21

Мировоззрение Чаадаева

Основными направлениями его философий были: • философия человека; • философия истории.

2.22

Феномен западничества

Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. Западникихорошо усвоили философские традиции современной им западной философии… По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет.…

2.23

Славянофилы

Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по… По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные… СЛАВЯНОФИЛЫ - представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в.; выступали с…

2.24

Герцен

ГЕРЦЕН Александр Иванович (Искандер) (1812—1870) — русский философ, писатель, общественный деятель. В 1829—1833 учился на физико-математическом факультете Московского университета. Еще до поступления в университет познакомился с Н.П. Огаревым, вместе с которым поклялся отомстить за казненных декабристов и посвятить свою жизнь борьбе за свободу. Во время учебы слушал лекции известного русского шеллингианца профессора М.Г. Павлова. Вместе с Огаревым организовали кружок, ориентированный на взгляды Сен-Симона. В 1834 вместе с другими членами кружка арестован и обвинен в антиправительственной деятельности. Осужден и сослан в 1835 под надзор полиции (Пермь, Вятка, Владимир). В 1840 получил разрешение вернуться, но вскоре последовала новая ссылка в Новгород (1841—1842) за резкий отзыв о полиции. С 1842 по 1847 были написаны основные философские работы Г. В этот период жизни Г. выступал как один из основных идеологов западничества. К 1839 относится его резкое столкновение с Белинским по поводу понимания гегелевской философии. Г. выступил против трактовки Белинским идеи "примирения с действительностью", противопоставляя ей "философию деяния". В 1847 уехал из России, в 1849 принял решение остаться за границей.

В 1853 основал в Лондоне вольную русскую типографию, с 1855 по 1869 издавал альманах "Полярная звезда". Вместе с Огаревым (который присоединился к нему в 1856) с 1857 по 1867 издавал газету "Колокол". После поражения французской революции 1848 Г. пережил духовную драму, во многом пересмотрев свои прозападнические ориентации, посвятив себя разработке доктрины "русского социализма". В это же время в центре его внимания оказываются проблемы социальной философии и социологии. Несмотря на достаточно четко проявляющееся разграничение творчества Г. на два этапа, оно носит цельный характер, пронизано "сквозными" темами и идеями. Большое значение для понимания духовной эволюции Г. и самой эпохи имеет его мемуарная эпопея "Былое и думы". Основные философские и социальные идеи изложены Г. в следующих работах: "Дилетантизм в науке" (1842—1843), "Письма об изучении природы" (1845—1846), "О развитии революционных идей в России" (1851), "С того берега" (1855), "Русские немцы и немецкие русские" (1859), "Концы и начала" (1862), "Письма к противнику" (1864), "Письма старому товарищу" (1869) и др. Основу философии Г. составляет переосмысленная идея Гегеля о единстве бытия и мышления, принцип единства онтологии и гносеологии.Древняя философия проявила односторонность, сливаясь с миром, опираясь на природу. Средневековая философия впала в противоположную крайность, сосредоточившись на человеческом духе. Новая философия породила дуализм природы и духа, отразившийся в крайностях эмпиризма (материализма) и рационализма (идеализма). Эмпиризм не видит в природе развития разума, который для материалистов является лишь свойством человека, его психики, функцией мозга. Идеализм же (как "схоластика протестанского мира") в высшем своем проявлении — гегелевской системе — продуцирует природу из разума, впадает в панлогизм. Ни то, ни другое, по Г., не соответствует социальной действительности, которая есть борьба бытия и небытия.

Вечный дух развивается из изменчивой природы. Вне ее его не существует, природа же в духе познает самое себя. Мышление, логика выводятся из развития природы. "История мышления — продолжение истории природы", и наоборот, "Законы мышления — сознанные законы бытия". Эту свою позицию Г. определяет как реализм, в котором онтология переходит в гносеологию. Человек как бы достраивает собой природу, эксплицирует ее смыслы. Природа как бы отделяет себя от человеческого сознания. Истинное знание возможно как результат единства чувственного и рационального, исторического и логического в познании. Абсолютизация любой из сторон познавательного процесса ведет к заблуждению, истина же добывается постепенно и задается совпадением законов бытия и мышления. Процесс превращения духа в действительность, знания в действие ("деяние") Г. описывает как "одействотворение", т.е. как "реализацию" идеи, придание ей формы, актуализацию потенции духа в действительности. Личность призвана "одействотворить" свое призвание, придать событиям свою индивидуальную окраску. "Одействотворение" осуществляется ежедневно не только в жизни личности, но и в развитии человеческой истории. Тогда целью философии является не только видение (познание), являющееся лишь моментом в целостной человеческой деятельности, в историческом развитии, но и осмысление человеческих поступков, событий истории, претворяющих знание в действие. "Метода", утверждает Г., важнее всякой суммы познания. Отсюда программа "философии деяния", введение оценочных этических моментов в познание (как преддверие этико-субъективного метода в социологии), специфика философии истории Г. История человечества как продолжение истории природы — центральная тема размышлений Г. Ее движущим и порождающим принципом является "отрицательность". История эксплицирует законы развития разума как свои собственные. Важнейшими среди последних Г. считает поступательность и телеологичность социокультурных изменений, сменяемость форм социальной и культурной жизни и борьбу этих форм между собой.

История — область проверки идей (логики) жизнью на "построяемость", т.е. на возможность "одействотворения", способ реализации человеком своей "родовой сущности", понимаемой как всеобщность "разума". Следовательно, историю нельзя понимать как прикладную логику, в ней следует видеть "развитие индивидуальности в родовое". Основными качественными признаками личности являются: ее социальность (личности нет вне целого и вне связи с ним); устремленность к всесторонней и гармоничной самореализации ("одействотворению" заложенных в человеке возможностей); реализуемость в практических "деяниях" (любая идея должна быть "прожита"). С этих позиций историческое развитие "предзадано" в направлении правового порядка Запада (а не российского абсолютизма), ведущего к реализации социалистического идеала. Исторический процесс понимается Г. как поэтапная эмансипация человека от рабства, фиксируемая через все большее соответствие разума и действительности. Она есть непрерывная смена форм и циклов, в пределах которых происходит обновление общества. Каждая форма и ступень в развитии необходимы, но преходящи, всегда уступают место более совершенному порядку. Однако смена одного порядка другим далеко не всегда проходит гладко, особенно, когда речь идет о смене социального, а не только политического строя. Отсюда его понимание революции как социальной революции, которая не может быть организована мгновенно, а есть длительный диалектический по характеру процесс изменений, столкновений интересов различных социальных групп. В этой связи Г. и характеризовал диалектику как "алгебру революции". По его мнению, источник развития общества — совершенствование человеческих знаний и распространение просвещения: "нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри". Прогресс человека есть прогресс содержания мысли, овладение действенным методом. Движение истории — в делании человека независимым, ликвидация принуждения извне.

Именно в этом ключе Г. трактовал социализм и понимал суть анархической доктрины. Отсюда вытекает и антиславянофильская позиция Г., который считал необходимым соединение философии с наукой, а не с религией, акцентирование индивидуального, личностного, а не государственного начала, общего, а не особенного в развитии. С другой стороны, Г. всегда старался занять трезвую позицию в оценке достижений Запада, одна из его постоянных тем — негативная оценка проявлений "мещанства" (буржуазности). Поворотной для творчества Г. оказалась работа "С того берега" (1855), закрепившая начавшийся во второй период творчества Г. пересмотр некоторых положений теории, переакцентирование внимания на новых аспектах рассматриваемых вопросов, введение новых тем в социально-философский анализ. Г. максимально проблематизировал в работах этого периода собственное мышление, принципы своей доктрины ("...не ищи решений в этой книге — их нет в ней, их вообще нет у современного человека"). Прежде всего ставится под сомнение само всемогущество разума, обосновывающего те или иные общественные идеалы, что сразу проблематизирует возможность достижения последних. Вера в непогрешимость разума, согласно Г., сама есть вариант идолопоклонства. Можно говорить даже о своеобразной религии разума. Реальная же история обнаруживает свое несовпадение с "диалектикой чистого разума". В результате Г. приходит к снятию тезиса о телеологичности истории. Прогресс есть не цель, а результат истории. В истории обнаруживается "хроническое сумасшествие", она скорее "импровизация", чем следование какой-либо логической схеме. Г. говорит об "эмбриогении" истории, которая есть поле возможностей, реализуемых конкретными субъектами. История является не чем иным, как развитием свободы в необходимости (человеку необходимо сознавать себя свободным). Разум не управляет индивидуальной жизнью, однако человек должен и может утверждать свою "нравственную самобытность". Реальна воля человека как творящий разум, его личное противостояние "потоку истории", его вера в необходимость свободы.

Индивид, осознавая реальность своего выбора, обречен быть свободным даже в алогичном мире. Возникает тема "должного" и тема персонализации истории в свободном "деянии". Появляются антитезы активного меньшинства и массы, индивида и мира. Г. обсуждается даже проблема (правда не получившая у него развернутого изложения) разрыва индивида с миром, в котором господствуют "безличные формы". У Г. появляется постоянная метафора радуги: народы идут за "радугой", не понимая, что перед ними лишь оптический обман (ведут вера, надежда, любовь, ненависть, но не разум и не логика). Люди идут "наяву сонные". Усиливается и ранее присутствовавший мотив "проживания" идеи, философии, делания истины пафосом жизни, воспитания "любви к идее". В ряде работ западных авторов (Чикагская трехтомная антология русской философии; М. Малиа, И. Берлин и др.) этот круг идей Г. трактуется как экзистенциалистски ориентированный, что дает основания сравнения Г. с Кьеркегором и как ориентированный на "этический анархизм", что служит основанием сравнения Г. с Штирнером. Однако у Г. одновременно заметна и тенденция к натурализации и, одновременно, социологизации концепции в 1860-е, что особенно проявилось в концепции русского социализма (первое ее более или менее систематическое изложение относится к 1849). Русский социализм Г. базируется на четырех основаниях. Первое — концепция "старых" и "молодых" наций (Россия принадлежит ко вторым). Второе — концепция сохранившейся в России общины как носителя "социалистического" начала. Третье — теория возможности для России особого пути развития, возможности миновать ряд стадий развития, пройденных Западной Европой. Фактически, это основы народничества 1870-х. Четвертая — тема разрыва двух России, развития идеи их сближения через экономические преобразования (проблема элиты, героя и массы в народничестве). В начале 1860-х происходит окончательное размежевание Г. с либеральным направлением в западничестве (обозначившееся еще во второй половине 1840-х, в частности, в споре с Грановским), происходит его разрыв с Кавелиным (после выхода брошюры последнего "Дворянство и освобождение крестьян"), параллельно идет "скрытая" полемика с идеями Чернышевского. В конце 1860-х происходит окончательный разрыв с Бакуниным. Г. — целая эпоха в развитии русской мысли, в нем, если воспользоваться названием его работы, "концы и начала" русской философии. Не зря к его творчеству обращались такие разные философы, как Лавров, Михайловский, К.Н. Леонтьев, Бердяев, С.Булгаков, Шпет и др.

2.25

Чернышевский

Условия изоляции, в которые он попал после ареста, приостановили духовное развитие Ч., пошедшего по пути упрощения ряда своих ранних идей. Ч.… Личностный природный эгоизм (как волевое начало) может быть, по Ч., поставлен… Отсюда и его общая с Герценом идея "избегания" Россией стадий капиталистического развития и прямого перехода…

2.26

Повченники, Данилевский, Леонтьев

Собственно почвенничество представляло собой одно из течений в русской литературе 1860-х годов, являвшееся разновидностью славянофильства. Почвенничество — течение русской общественной мысли, родственное… Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения…

2.27

Народничество и его формы

Наро́дничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих…   Течения

2.28

Российский марксизм XIX — нач. XX вв.

Историософский анализ современного ему капитализма В своей работе «Империализм как высшая стадия капитализма (популярный очерк)»,… Коммунизм, социализм и диктатура пролетариата

2.30

Русская религиозная философия в конце 190 первой половине 20 вв.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО Славянофильство как одно из главных направлений политической и философской… Главная фокусирующая задача славянофильства заключена в поисках места культуры русского народа в системе культур…

А. С. ХОМЯКОВ

Хомякову принадлежит большое число богословских сочинений, написанных как результат полемики с теоретиками католицизма. Но главный его труд -… Религиозным духом пронизана его историко-социологиче-ская концепция, которая… Опираясь на свои социологические построения, Хомяков подходит к решению крестьянского вопроса, который стоял в центре…

Ю. Ф. САМАРИН

Самарин был верным учеником и последователем Хомякова. В письме к брату он писал: "Мысль бросить все и лоднять с земли нить размышлений,… Философия всеединства В.С. Соловьева: онтология и гносеология. В. С. Соловьев (1853 - 1900) - крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. В. С.…

2.31

Русский космизм

Русский космизм Мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с… Намеренное противопоставление западноевропейской науке и культуре, поиск примирения ценностей традиционного общества с…

2.32

Философия русского зарубежья в 20 веке. Бердяев. Евразийство.

  Бердяев, Николай Александрович, - писатель. Родился в 1874 г.; учился в…  

2.33

Развитие философии в Советском Союзе

В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического… Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И.… Можно выделить три этапа развития советской философии:

– Конец работы –

Используемые теги: Гераклит, Анаксагор, Ранний, атомизм, Демокрит, Лукреций, Поэма0.103

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гераклит, Анаксагор, Ранний атомизм. Демокрит, Лукреций и его поэма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Взаимосвязь онтологии и физики в атомизме Демокрита (на примере анализа понятия пустоты)
I, 2 315b-316a15). Разделяя эту вполне обоснованную позицию, мы бы хотели ее дополнить и показать именно онтологическую значимость основного понятия… Кардинальные отличия атомизма как физики тел (атомов) от логики идей Платона… Существует множество ставших трафаретными схем, объясняющих этот перелом в мышлении.Говорят, например, об изменении…

Идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.Ахматовой "Реквием"
Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село, там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания - царскосельские зеленое… Моего предка хана Ахмата писала Анна Андреевна убил ночью в его шатре… Егор Мотовилов был моим прадедом.

Образ Татьяны Лариной в поэме А. С. Пушкина " Евгений Онегин"
Исторический пласт жизни общества представлен на всех уровнях : социальном , культурном , личностном .Социальный фон жизни явлен достаточно широко :… Полное описание эпохи требует не только ответа на вопрос ,как живет , но и чем…

Жанровое разнообразие поэмы Пушкина "Руслан и Людмила"
В литературе о Пушкине, считает Б.Бурсов, достаточно выяснен вопрос о том, что в Руслане и Людмиле, по своему жанру близкой одновременно и сказке и… Похищение невесты, поиски ее, мотив соперничества, пребывание героини в… Торжество правды над коварством, злобой и насилием вот содержание поэмы. Руслан только сказка, с обычным в сказках…

Сравнительная характеристика поэм М.Ю. Лермонтова “Мцыри” и “Демон”
Бросается в глаза их лексико-семантическая и стилистическая близость.Например Демон Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял Мцыри В снегах,… Этот прием более значим в зрелом творчестве поэта.Сходство идей, образов Мцыри… Демон равнодушен к дикому и чудному. Красота земного мира чужда гордому духу. Мцыри ее воспринимает иначе.Великолепие…

Ахматова в ранние годы
Самое сильное впечатление этих лет древний Херсонес, около которого мы жили. Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как… Впоследствии Анна Ахматова в одной из Северных элегий посвятит ей… Одна из княжон Ахматовых Прасковья Егоровна в XVIII веке вышла замуж за богатого и знатного сибирского помещика…

Проблема перевода поэмы Э. По “Ворон” К. Бальмонтом
Человек, занимающийся переводом какого-либо автора, должен быть ознакомлен со всем его творчеством, иначе он будет заниматься формальным… Проблема переводческого стиля упирается в трудный вопрос осмысления и… Это прекрасно понимал Пушкин. Он начал было переводить “Конрада Валленрода” непосредственно с польского и очень точно;…

Музыка и ритмика в поэме А.Блока Двенадцать
IV. Заключение. Александр Александрович Блок один из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX… Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, профессора-ботаника, в… В либеральной семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед был автором не только научных трудов, но и…

Жанровое разнообразие поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила"
Сюжет поэмы — сказочный, в нём все дышит молодостью и здоровьем, печальное не печально, а страшное не страшно, потому что печаль легко превращается… Но по ходу повествования, внутри сюжета, происходит постоянное столкновение… Картины боевые чередуются с мирными, веселые и смешные с мрачными и страшными. Сочетание их приобретает иногда резко…

Образ русской женщины в поэме "Кому на Руси жить хорошо?"
Дело не только в том, что он писал о революционерах и помещиках, крестьянах и петербургских чиновниках. Можно найти немало поэтов, тематика… Актуальность нашей работы определяется тем, что вопросы народной жизни –… Поэма является источником знаний о России 1870-х годов, в ней – художественное решение сложных вопросов. Поэма «Кому…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Английская литература раннего средневековья В VI в. до н. э. В Британию вторглись кельты. В I в. н. э. Британия была завоевана римлянами. Владычество Римской империи продолжалось вплоть до V… Англосаксонские племена принесли на Британские острова свой язык, свой быт и… Отношения англосаксов с кельтами носили характер глубокой национальной вражды. Последующая история Англии, как…
  • Маяковский поэма "Про это" Продумана, выверена, проверена». И через год – новая поэма, «Про это» (февраль 1923-го). То, во что верилось, было разрушено до… Победителем оказался самый грозный и безжалостный враг любви… быт. Поэма «Про… Л. Ю. Брик была сторонницей «свободной любви», они и в лефовском кружке литераторов и художников пыталась проводить в…
  • Архитектура Брунеллески в период Раннего Возрождения Началом радикальных преобразований в искусстве относится к первым десятилетиям 15 в. Лидером в творческих поисках и открытиях в художественной… Его нововведение был восьмигранный купол диаметром в 42 м. В Оспедале дельи… Архитектор и здесь применяет ордер, выявляющий, в отличие от готики, несущую роль стены в конструкции здания. Здания…
  • Образ Родины и народа в поэме Гоголя "Мёртвые души" I. Содержание .II. Вступление III.Основная часть 1. Мертвые души - название поэмы. 2. Жанр Мертвых душ 3. Знал ли Гоголь русскую жизнь? 4. Россия в… IV. Заключение. I. Вступление. Какой огромный, какой оригинальный сюжет Вся… Величие, ширь души народа, сохраненные им в самом угнетении эта тема звучит в Мертвых душах все время, опять и опять…
  • Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще… Однако археологу любителю Генриху Шлиману посчастливилось после многих неудач… После этого успеха Шлиман приступил к раскопкам Микен и Тиринфа, древних городов, упоминавшихся в поэмах Гомера. Он…