Теоретические концепции отечественного дизайна 1960-1980 годов.

Создание ВНИИТЭ на государственном уровне. Необходимость дальнейшего расширения и совершенствования художественно- конструкторских служб на производстве, углубление эргономического обоснования дизайнерских проектов, экспертиза технико- эстетических свойств промышленной продукции на основе разработки межотраслевых государственных стандартов. Включение художественного конструирования в систему работы по повышению качества товаров народного потребления. Разработка аксиоморфологической концепции дизайна ВНИИТЭ. Задачи технической эстетики, комплекс требований, обеспечивающий получение полезного эффекта при потреблении изделия, (социальные, утилитарно-функциональные, эргономические, эстетические). Принцип «открытой формы» художественного проектирования в теории и практике Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР на Сенеже. Теория системного проектирования. Метод дизайн программ. Дизайн-программа - конкретная практическая форма реализации системного дизайна. Соединение в целостный процесс - разработку эстетико-художественной концепции сложного социально-культурного объекта с разработкой программно-целевой организации системы деятельности по реализации разработанного проекта. Структура дизайн-программы (блоки - проблемно-целевой, концептуальный, организационно-управленческий, проектно-конструкторский). Методология и средства дизайн-проектирования промышленных изделий.

Создание изделий, пленяющих воображение, приносящих наслаждение, удобных, надежных. В 80-90-е годы XX века рынок предметов первой необходимости в постиндустриальных странах уходит в прошлое. Бум рутинных покупок «по необходимости оставлен далеко позади новым рынком -«рынком удовольствия», рынком «эмоциональных покупок». Дизайнеры и конструкторы, не забывая о функциональности, удобстве и безопасности в эксплуатации, делают акцент на оригинальных, формальных признаков (пластике, цвете, фактуре и пр.) - на впечатлении от изделий, их эффективности. С упором подсознательное производятся исследования по выявлению эмоций потребителей не только при эксплуатации и изделий. , но и мотиваций по выбору тех или иных моделей. В отечественном дизайне первые концепции зародились в конце 50-х, начале 60-х годов, до этого слово дизайн вообще было под запретом. Аксиоморфологическая концепция. Под морфологией понимается структура, которую человек придает веществу природы в процессе своей целенаправленной трудовой деятельности. Предмет выступает на поверхность явлений своей вещной, морфологической стороной и, воспроизводя ее, дизайнер занят поиском естественно-природных, вещественных, натуральных свойств объекта. В понятии аксиологии абстрагируется совокупность полезных функций вещи - ее общественно-ценностные свойства. В концепции намечаются связи дизайна с искусством, делается акцент на выделении условий общественного функционирования вещей, выявлении их культурной ценности. Основные положения концепции, в частности связанные с понятием эстетической ценности, легли в основу анализа и оценки потребительских свойств товаров народного потребления и используются, в частности при оценке промышленных изделий.

1.Типовая номенклатура эстетических показателей качества и степень важности их для некоторых видов товаров приведены в приложении.

2.Иной принцип был предложен экспериментальной студией союза художников СССР - это принцип «открытой формы» художественного проектирования, который выражается в четырех положениях творческой основой художественного проектирования является изобразительное искусство, оно источник проектных смыслов и художественных средств арт-дизайна; художественно е проектирование может осуществляться как особый вид коллективного творчества, родственный творчеству театральной труппы; художественный проект, воплощенный в виде пространственной конструкции, разработанной композиционно, пластически в специфический макетный материал, выступает как самостоятельное, художественное | произведение и может быть представлено на выставке или в музее, как результат нового вида художественного творчества: основным полем приложения художественного проектирования является городская среда в местах «средоточения» архитектуры и традиционного дизайна. Художественного проектирования промышленных изделий не получилось, не было знания техники и технологий, не было связей с промышленностью, и поэтому метод был реализован лишь в архитектуре.