Скульптура

 

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре — человек, реже — животные

(анималистический жанр), ещё реже — природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).

Постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфичных в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами этого вида искусства. Объёмная скульптурная форма строится в настоящем пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной либо природной средой и на базе наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей той либо другой модели.

Различают две главные разновидности скульптуры.: Круглую скульптуру, которая свободно располагается в пространстве, и рельеф, где изображение размещается на плоскости, образующей его фон. К произведениям первой, традиционно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две либо несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка

(фигура, значимые меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого тела), бюст (погрудное изображение человека) и т. Д.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументально- декоративную, станковую и т. Н. Скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности развиваются в тесном содействии, у каждой из них есть свои особенности. Монументально-декоративная: скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное либо природное свита. Она носит ярко выраженный публичный характер, адресуется к массам зрителей, располагается до этого всего в публичных местах — на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах публичных сооружений.

Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми цветами. Способность монументально-декоративной скульптуры решать огромные идейно-образные задачки с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым традиционно относят городские монументы, памятники, мемориальные сооружения. Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения. Станковая скульптура, прямо не сплетенная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где ее можно разглядывать вблизи и во всех деталях, являются обыкновенной ее средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, ее размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи энтузиазм к внутреннему миру человека, узкий психологизм, повествовательность. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных в большей степени для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством.

Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. П.) Служат для лепки; при этом более употребительными инструментами служат проволочные кольца и стеки. Твёрдые вещества (разные породы камня, дерева и др.) Обрабатываются путём рубки (высекания) либо резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нём объёмной формы; для обработки каменного блока используются молоток (киянка) и набор металлических инструментов, для обработки дерева — в большей степени фасонные стамески и свёрла. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (разные сплавы, гипс, бетон, пластмасса и т. П.), Служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм.