Вопрос №1. Понятие искусства. Различие искусства от науки

Искусство -- вид духовного освоения реальности публичным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красы.

В различие от остальных сфер публичного сознания и деятельности (науки, политики, морали и т.Д.), Искусство удовлетворяет универсальной потребности человека -- восприятию окружающей реальности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфически человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира как конкретного целого, предполагающей развитое творческое воображение.

Исторически искусство развивается как система конкретных его видов (музыка, литература, архитектура, изобразительное искусство и др.), В которых обилие настоящего мира стает во всем собственном богатстве. Раз возникнув, искусство сформировывает, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в хоть какой сфере социальной деятельности и познания -- и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде. Благодаря своеобразию собственной видовой сущности, И. Объединяет в себе все те формы публичной деятельности и познания, где проявляется человеческое отношение индивидума к реальности и к самому себе.

конкретно этим определяется специфика искусства, его неповторимость как особенного метода духовного производства. Поскольку искусство включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, отражающие фактически человеческое отношение к реальности, сфера его действия на жизнь поистине безгранична. Это, с одной стороны, лишает всякого смысла претензию искусства на какую-то исключительность, не считая той, что диктуется его видовой сущностью (в частности, бессмысленным оказывается тезис «искусство для искусства»). С другой стороны, оказывая преображающее действие на все публичные сферы и университеты, искусство сохраняет присущие ему особенности и относительную самостоятельность. Вопрос «что такое искусство?» является предметом философско-методологических споров меж сторонниками материалистической и идеалистической эстетики. Последняя издавна пробует свести сущность искусства к «чистой форме», лишенной какой-или связи с практическими интересами публичного человека, до этого всего с политикой и идеологией.

Важнейшая эстетическая закономерность -- связь искусства с реальностью -- стает в идеалистических концепциях в искаженном, ложном свете.

Современная эстетика исходит из идеи единства социологических, гносеологических и эстетических закономерностей искусства как особой формы публичного сознания. Тем самым оказывается вероятным дать научно обоснованное, соответствующее настоящей истории развития художественной деятельности и сознания объяснение роли искусства в развитии общечеловеческой культуры.

Основной «клеточкой» искусства, предметно воплощающей в себе его особенности и закономерности, является художественный образ, где реальность стает в форме всеобщей особенности предмета, факта, человека, действия. Владея способностью «менять нашу точку зрения на предмет» (Гегель), искусство силой творческого воображения преобразует мир в представлении, делая это свободно, т.Е. По законам красы.

Процесс свободного формирования предметного мира в сфере художественного творчества происходит с позиций определенного эстетического идеала и завершается созданием произведений либо образов искусства. Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения предметов и явлений окружающего мира искусство воздействует сразу на чувство, мысль и волю людей, пробуждая и развивая в них художническое, творческое отношение к реальности.

Соотношение искусства и науки. Искусство и наука -- два метода освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории культуры. Искусство и наука сближаются тем, что отражают реальность и познают её, различаются же они по истокам и по своему предмету, по способу отражения мира и по психологическим механизмам, по социальным функциям и законам развития. Сложность и изменчивость взаимоотношений меж искусством и наукой объясняют крайнюю разноречивость теоретического осмысления их связи и различий -- от фактического их отождествления, сводившего их различия лишь к форме познания, абстрактно-логической у науки и картинно-образной у искусства (Гегель, Белинский, представители гносеологической трактовки искусства в русской эстетике), до их абсолютного противопоставления (романтизм, субъективно-идеалистические и формалистические направления в эстетике XX в., Р. Гароди и др.). Марксизм наметил диалектическое решение данной трудности, различив два метода освоения человеком мира, теоретический и фактически духовный, связан с первым научное познание, а со вторым -- мифологическое, художественное, религиозное отражение действительности.

вправду, если художественное творчество вырастает из мифологического сознания первобытного человека со свойственной ему нерасчлененностью объекта и субъекта, синкретичностью мышления, переживания и воображения, то наука порождается трудовой практикой, в которой появляются и потребность в знании объективных закономерностей природы, и удовлетворяющая эту потребность способность абстрагирования объективного от субъективного.

Если предметом научного познания оказалась, следовательно, объективная действительность, а его продуктом -- отражающая её объективная истина, то предмет художественного освоения -- объективный мир в его неразрывной связи с духовностью субъекта, т.Е. Мир ценностей.

Если решение научной задачки просит отделения абстрактно-логических операций мышления от игры фантазии и эмоциональных реакций психики, то познавательная ориентация И. На мир ценностей может обеспечиваться лишь целостно-недифференцированными действиями переживания -- фантазирования -- мышления.

Художественное освоение мира осуществляется образным мышлением, а научное -- абстрактным, понятийно-логическим, в силу чего дела искусства и науки следует понимать как взаимно дополнительные, а не как связь однородных и только снаружи различающихся форм отражения.

Если функция науки -- опосредствовать добываемыми ею знаниями улучшение материального производства, а потом и социально-организационной деятельности и процесса социализации индивидума, то основная функция искусства -- целенаправленно расширять жизненный опыт человека, дополняя его иллюзорным опытом жизни личности в созидаемой искусством «художественной реальности», и таковым методом сформировывать, развивать, совершенствовать духовный мир человека в его многосторонней целостности -- в его мировоззренческом, нравственном, гражданственно-политическом, эстетическом содержании.

Все эти различия объясняются тем, что природа науки чисто познавательная, а искусство включает познание в многогранную структуру собственных эстетических отношении к реальности -- познавательных, оценочных, творчески-созидательных, игровых.

Наконец, если наука, как и техника, развивается, поднимаясь с более низкой ступени на более высшую, то в истории искусства, действуют другие законы, рождающиеся из сопряжения познания и ценностного осмысления мира. Поэтому искусство каждой эры продолжает жить в следующие времена, ценимое конкретно в силу его неповторимости. Прогресс в истории искусства оказывается не абсолютным, а относительным, поскольку заслуги, обретаемые на каждом новом этапе его развития, противоречиво соединены с невосполнимыми утратами.

Взаимоотношения искусства и науки исторически изменчивы и культурно обусловлены: они обратно пропорциональны связям искусства и религии и конкретно зависят от авторитета науки в культуре, от роли, которую она играется в публичном развитии. Вот почему в особенности близкими и разносторонними эти связи оказываются в художественной культуре XIX--XX вв. Есть основание полагать, что они будут расширяться и углубляться в дальнейшем. Совместно с тем контакты искусства и науки зависят от особенностей как разных областей научного знания, так и видов искусства.

Связь с наукой художественной литературы -- искусства слова, работающего теми же средствами, что и наука, несравненно более тесная, ежели музыки, а у архитектуры -- более близкая, чем у скульптуры. С другой стороны, обществознание, гуманитарные науки соприкасаются с искусством более органично, чем естествознание и науки технические, ибо основным предметом художественного познания является человек, человеческие дела, жизнь человека в обществе. В целом же взаимоотношения искусства и науки могут расцениваться как благотворные для них обоих, если они не ведут, очевидно, к угнетению специфичных законов художественного освоения реальности и её научного познания.