Вопрос №2. Предмет и виды искусства

особенное место, занимаемое искусством в культуре, описывает и его специфическое "поведение", его роль в жизни человека и человечества, в развитии общества и культуры. Системный подход дозволяет вычленить в той целостно-разносторонней его активности пять качеств, исходя из уже известной нам структуры бытия "природа -- общество -- человек -- культура": функциональные дела искусства по отношению к природе, к обществу, к человеку, к культуре и к... Самому себе как специфичному культурному явлению.

Рассмотрим же особенности каждой из этих функциональных ориентации искусства.

1. Функции искусства в его отношении к человеку

Начну анализ с того, какова роль искусства в жизни человека -- центральном векторе данной функциональной системы.

Поскольку человеком является и индивидум, и вид -- человеческий род, человечество, постольку неувязка дела искусства к человеку имеет два масштаба -- исторический и биографический. Анализ исторического процесса формирования художественной потребности человечества дозволил найти её как потребность очеловечивания человека, отрыва его от исходного животного состояния, его одухотворения, возвышения над биофизическими и утилитарными практическими нуждами. Исследование первобытного искусства, места, занимаемого им в жизни древнейшей общины, и роли, которою оно там игралось, показало, что искусство вправду с самого начала одухотворяло, облагораживало, возвышало человека, активно развивало в нем дремавшие на первых порах духовные потенции.

Но и в дальнейшем, на протяжении всей истории культуры, степень приобщенности к искусству характеризовала общий уровень духовности, эмоциональной "чувствительности", эстетической восприимчивости людей, их способность не ограничиваться ублажение одних лишь физиологических и утилитарных потребностей. Это дает нам основание утверждать, что функция искусства по отношению к человеку как таковому -- это развитие его духовного потенциала, его -- в буквальном смысле слова -- очеловечивание.

очевидно, не одно искусство решает эту задачку, но и все "инструменты" духовной культуры, изюминка же искусства состоит тут в том, что в различие от всех остальных видов деятельности, формирующих человеческое сознание односторонне (наука, к примеру, развивает мышление, мораль -- нравственное сознание, политическая деятельность -- социальные взоры, религия -- отношение к трансцедентному), искусство развивает духовность человека всесторонне -- целостно -- в единстве мыслей, чувств, воли, воображения, вкусов, в единстве его эстетического, нравственного, гражданственно-политического дела к миру, в единстве его сознания и самосознания. Таковым образом, функция искусства по отношению к "человеку вообще", т.Е. К человечеству, не является чисто эстетической, но состоит в его целостном духовном возвышении, которое включает в себя как нужный, но частный "момент развитие эстетического сознания на всех его уровнях -- эстетической потребности, способностей эстетического восприятия, эстетического вкуса и эстетической установки.

Тем более, что потребность в искусстве раздельно взятой личности является до этого всего эстетической, поскольку выражает рвение человека испытывать удовлетворенность, наслаждение, удовольствие от совершенства художественных творений. Значение данной потребности столь велико, что индивидуму (как каждый отлично знает по собственному опыту) вообще не необходимы те области и произведения искусства, общение с которыми не доставляет ему ублажения, и общество не считает себя вправе вторгаться в эту интимную сферу отношений личности к искусству -- не может обязать меня ходить в филармонию либо в музей, если это не вызывается моей внутренней эмоциональной потребностью. Следовательно, первая функция искусства по отношению к личности -- удовлетворять эту её потребность, доставлять ей высокие эстетические радости, а тем самым -- оказывать массивное обратное действие на данную потребность, развивать её и совершенствовать.

И все же было бы поверхностным сводить художественную потребность личности к эстетической. Научный анализ обнаруживает в нашем отношении к искусству потребность другого рода, менее явную, как бы скрытую в глубинах психики индивидума и порождающую поэтому столь же глубинное, незаметное непосредственному взгляду наблюдающего направление функционирования искусства. Оно отвечает более либо менее осознанному рвению человека к духовному самоопределению, к обретению собственного самосознания, к утверждению собственной неповторимой особенности, в котором проявляется диалектика приобщения личности к социальному целому и её обособления в рамках этого целого.

Нарушение данного процесса ведет или к стандартизации, обезличиванию людей, или к распаду социальных связей меж ними. Искусство активнейшим образом помогает приобщать человека к человеку и сразу предоставляет возможность каждому из них "находить" себя, "обретать" себя и утверждать себя как неповторимую человеческую особенность.

Эту свою функцию искусство реализует благодаря способности обращаться в человеке не к безличному мышлению, к которому обращается наука, позволяя всем людям одинаково понимать её истины, а к тем сокровенно личным механизмам психики, с помощью которых виды по-своему интерпретируются и сотворчески обогащаются воображением каждого читателя, слушателя, зрителя, т.Е. Соотносятся с его личным опытом, окрашиваются его личностными ассоциациями, стают частью его самосознания. Потому-то если таблица Менделеева либо теория Эйнштейна "одна для всех", то у каждого есть свой Гамлет, свой Базаров, свой Мелехов, свой Живаго...

Так происходит расширение настоящей сферы человеческого общения благодаря созданию новейших партнеров общения -- выдуманных живописцами персонажей, которых мы воспринимаем, но, как настоящих людей и эмоционально участвуем в их судьбах, сочувствуем им, сострадаем, приобщаемся к опыту этих "искусственных людей", населяющих художественные миры, рождающиеся в романах, картинах, фильмах... Ибо суть дела состоит в том, что наш практический, жизненный опыт ограничен в пространстве и во времени, искусство же способно раздвинуть его границы, давая возможность каждому человеку "прожить" множество жизней -- хотя бы в воображении! -- И тем самым безгранично расширить свой настоящий жизненный опыт, дополнить наше бытие небытием, которое становится нашим квазибытием.

Механизм данной "жизни в искусстве" мы лишь что видели -- читая роман, воспринимая спектакль, кинофильм, картину, человек психологически переносится в иллюзорный мир образов, развернутый перед ним живописцами, погружаясь в него всей целостностью собственной духовной жизни -- силами воображения, переживания, размышления, воспоминания, предчувствия, -- и начинает "жить" в этом мире совместно с его героями -- с Отелло и Дездемоной, с Моцартом и Сальери, с семействами Карамазовых и Турбиных... В итоге личность органически приобщается к определенным ценностям культуры, вбирает в себя опыт, накапливаемый человечеством в ходе его развития, и формируется по меркам, которые дает ей общество. Поскольку же общество исторически изменяется, поскольку оно развивается во множестве разных государственных форм, поскольку, наконец, на протяжении долгого этапа собственной истории оно разделялось на антагонистические сословия, классовые, профессиональные группы, имеющие противоположные идеалы, интересы, психологические и идеологические установки, постольку и направление социализации человека постоянно изменялось совместно с конфигурацией конкретных общественно-исторических условий его жизни, и личность постоянно находилась под "перекрестным огнем" разных, а тотчас и диаметрально противоположных духовных действий. Так, аристократическое и демократическое направления евро искусства XVII--XVIII вв. Заключали в себе в корне разные программы духовного формирования личности, равно как в XIX в. Творчество А. Пушкина и Ф. Булгарина, произведения представителей "натуральной школы" -- гоголевского направления -- и пропагандистов идей "православия, самодержавия, народности".

Уже тут находится связь действий искусства на человека и на систему человеческих взаимоотношений, образующую общество.