Функции искусства в его отношении к природе

 

Искусство способно воздействовать не лишь на человека и общество, но и на саму природу. Ибо оно не лишь изображает её, но и преобразует, преобразует и в воображении, и в её настоящем материальном бытии, как это делает "зеленоватая архитектура -- садово-парковое искусство.

Как и все остальные функции искусства, преображение природы во имя повышения её эстетического потенциала порождается определенной потребностью. Непременно, но, что потребность эта принадлежит не самой природе, а культуре -- конкретно ей необходимо улучшить дела человека с природой, а для этого пробуждать и развивать у людей особенное, эстетически-поэтическое, бескорыстно-духовное, любовное к ней отношение. Эту задачку и выполняет искусство -- с одной стороны, изображая природу в художественно-одухотворенной, образной форме, а с другой, -- внося в природу новенькую красоту и поэзию (это замечательно показано в книге Д. Лихачева "Поэзия садов").

 

конкретно потому, что данная функция искусства опосредована социокультурными потребностями, она значительно изменяется на протяжении всей его истории: скажем, презрение к природе, культивировавшееся христианством в Средние века, и восхищение ею, принесенное Возрождением, определили и различные позиции искусства по отношению к природе. Точно так же грубо утилитарный взор на природу, характерный для первого этапа истории капиталистического общества и приведший к экологическому кризису нашего времени, сменяется отношением к природе в современном обществе, обусловленным глубинной потребностью в установлении диалогических, гармонических отношений меж природой и человеком.

Поиски путей выхода из состояния экологического кризиса, которые все более настойчиво предпринимаются в наше время, приводят к выводу, что в разрешении противоречий меж необходимостью сохранения природы и интересами развития материального производства большая роль принадлежит эстетически целенаправленной художественной деятельности. Вот почему если в недавнем прошедшем на развитие художественной культуры благотворное действие оказали идеи так называемой технической эстетики, то в наши дни возникает потребность в осознании новой программы художественной деятельности в русле, если можно так выразиться, экологической эстетики.

Говоря о способности искусства украшать природу, мы обязаны иметь в виду, что физическим своим бытием и человек принадлежит природе. Хотя людям свойственно считать самих себя более совершенными её творениями, они постоянно испытывали известную неудовлетворенность своими эстетическими свойствами и стремились, начиная с первобытных времен и по сей день, так либо по другому совершенствовать свои природные данные в согласовании со своими представлениями о красе. Этому служили, с одной стороны, разные косметические средства, а с другой -- средства гимнастические. И те и остальные расценивались в древности очень высоко как формы подлинного искусства, родственные в одном случае искусствам изобразительным, в другом -- танцу. Все отлично знают по современному опыту, как повышают эстетические свойства тела танец и художественная гимнастика, какими возможностями в этом же отношении владеет искусство грима. В наше время все более популярной становится татуировка тела, уже не чисто декоративная, а "картинная", претендующая на то, чтоб быть родом изобразительного искусства. Как бы ни расценивать этот метод эстетизации тела, характерны само его внедрение, потребность в нем современной молодежи, отнюдь не лишь криминальной. В будущем же, непременно, средства пластической хирургии, которые уже вошли в обиход, и еще лишь прогнозируемые по отношению к человеку способности генной инженерии будут использованы самым широким образом для эстетического улучшения природы человека, для дальнейшего совершенствования его телесной, физической красы.