Функции искусства в его отношении к культуре

 

Если функции искусства по отношению к природе в какой-то степени осознавались в. Истории эстетической мысли, то неувязка функций искусства по отношению к культуре вообще не попадала в поле зрения ученых. Меж тем, значимость постановки данной трудности становится тем очевиднее, чем большее значение приобретает в наше время разработка общих вопросов теории культуры. Она приводит к выводу -- это уже было показано в первой части нашего курса, -- что культуре, как всякой развивающейся системе, необходимы два "механизма", способных обеспечить её развитие: механизм "сознания", дающий информацию о том, что происходит вовне, в окружающей среде, в мире, и механизм "самосознания", дающий системе информацию о её внутренних состояниях -- о её конкретном содержании, о соотношении различных её подсистем, о содействии стабилизирующих и динамизирующих её факторов и т.Д. Если функцию сознания культуры выполняет философия (не случаем философию частенько называют мировоззрением: она вправду определяет представления о мире, выработанные данной культурой), то функцию самосознания культуры выполняет искусство, которое, благодаря образно-синкретической собственной природе, способно быть "зеркалом" культуры как целого, в единстве и взаимосвязи всех её компонентов. Культура "смотрится" в это зеркало и совершенствуется в зависимости от того, что она в нем видит.

Вторая функция искусства по отношению к культуре выражает его способность быть "кодом" каждой конкретной культуры в процессе её общения с другими культурами. Конкретно потому, что художественое творчество запечатлевает бытие культуры целостно, во взаимосвязи всех се сторон, факторов, компонентов, оно оказывается способным "представлять" культуру, к которой оно принадлежит, в "диалоге культур" (В. Библер), "открывая" одну культуру иным. Ни одна другая сфера деятельности, материальная либо духовная, не может обеспечить такового прямого доступа в самую сердцевину культуры народа, скажем, старых греков либо современных индусов, как их искусство, взятое во всей полноте его проявлений, в конкретном соотношении его видовых, родовых и жанровых форм, в структуре и взаимосвязи его способов и стилей. Каждый человек знает по своему собственному опыту, что приобщение к другой культуре, далекой в историческом, этническом либо классовом отношении, осуществляется в первую очередь через "ворота" искусства, войдя в которые, он начинает чувствовать её своеобразие, её специфичный дух, "запах", её неповторимое притягательность. Вот почему так велико значение искусства в современном мире, в котором контакты различных культур, их сближение и взаимное оплодотворение стают жизненно необходимыми для духовного объединения человечества.