Функция искусства в его отношении к своим потребностям

 

Если во всех рассмотренных нами выше отношениях исследовалось действие искусства на те либо другие внешние для, него объекты, то сейчас речь пойдет о действиях саморегуляции художественного развития, обусловленных его относительной; самостоятельностью, т.Е. О воздействии искусства на самое себя.

действие это также диктуется некоей потребностью, которую мы окрестили бы потребностью эстетического самосовершествования. Как и во всех остальных областях человеческой деятельности, генетически не программируемой, удачливость действий зависит не лишь от способностей человека, но и от его умений, а они приобретаются и оттачиваются в ходе освоения опыта, скопленного в данной области культуры. Опыт этот передается и в прямом процессе обучения ученика учителем, и при самостоятельном исследовании человеком разных пластов культурного наследия, и во взаимных влияниях современников, в обмене опытом мастерства.

Так протекает и развитие искусства. Объективным законом его функционирования является рвение так либо по другому воздействовать на ход собственного художественного развития, на творчество современников и потомков. Вспомним, какое огромное и долгое влияние на этот процесс оказало античное искусство, либо же ту роль, которую в истории российской литературы сыграло творчество А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, М. Горького, В. Маяковского... В конечном счете само понятие "классика", столь принципиальное в истории искусства, значит не что другое, как признание потомками непреходящей ценности данного этапа художественного развития, в котором искусство последующих эпох черпает художественный опыт большой эстетической силы.

Характеризуя эту функцию искусства -- быть эстетическим регулятором собственного развития, -- необходимо отметить две её значительные особенности. Первая состоит в том, что остальные функции искусства требуют от него неизменного обновления, самоизменения в согласовании с непрерывно обновляющимся жизненным его содержанием, тогда как саморегуляция художественного движения выражается в равнении на классику, в освоении уже имеющегося профессионального опыта; отсюда -- вечное противоречие меж запросами современности и традициями классики, меж тем, что искусство обязано сделать, и тем, что оно умеет делать. Вся глобальная история художественного развития указывает, как сталкивались и часто очень ожесточенно боролись друг с другом эти две тенденции -- традиционалистская и инновационная, стабилизирующая и революционизирующая, удерживающая творчество на путях, уже опробованных и исхоженных, и влекущая к открытиям еще неизведанных путей.

Чем резче неважно какая из этих тенденций противопоставлялась другой, тем более опасные последствия это имело для искусства, -- об этом убедительно говорит, с одной стороны, опыт академизма, консервативно-эпигонского по отношению к классике прошедших эпох, а с другой -- опыт Модернизма, порвавшего со всеми традициями художественной культуры и алчущего "абсолютной новизны". хорошим для развития искусства является, непременно, диалектическое единение традиционности и новаторства, опора на прошедшее при согласовании духу современности -- не случаем антимодернистский поиск таковой связи с классическим наследием оказывается в наши дни, как мы увидим в дальнейшем, одной из характерных черт постмодернизма. Вторая изюминка рассматриваемой нами функции искусства состоит в том, что влияние одного этапа его развития на другой, одной государственной школы на другую, одного современного течения на другое имеет эстетический характер. Конкретно это различает передачу опыта в сфере художественной практики от передачи опыта в сфере научной деятельности, либо технической, либо педагогической, либо медицинской, равно как и от тех влияний, которые оказываются на искусство извне, -- из сферы философии либо политики, религии либо техники. Влияние искусства на самое себя не может проявляться в прямых внеэстетических -- идеологических либо технических -- действиях, ибо любая эра дает ему свое духовное и материальное содержание, оно реализуется поэтому на том уровне художественной деятельности, на котором внеэстетическое переливается в эстетическое, выражая этим специфику художественного творчества. Более броский пример -- обращение искусства начала XX в. К первобытной художественной культуре в сфере музыки и танца, живописи и скульптуры: разумеется, что ни Пикассо, ни основатели джаза не восстанавливали языческое и волшебное мировосприятие старого негритянского искусства, но осваивали и развивали его эстетическую структуру.