Динамика взаимоотношений функций искусства

 

Обобщая все вышесказанное, следует отметить до этого всего, что множество функций искусства -- не обычный конгломерат, не хаотический "набор" разных его назначений, а сложнорорганизованная многоуровневая система, в которой действуют и координационные, и субординационные связи различных конкретных функций.

Будучи трудно-иерархически организованной, система эта владеет способностью, сохраняя внутреннюю целостность, изменять в достаточно широких пределах соотношение собственных компонентов. Этот динамизм системы функций искусства находится в целом ряде направлений.

Во-первых, в каждой области художественной деятельности, в каждом виде, роде и жанре искусства -- в зависимости от его внутренней структуры -- соотношение различных функций, складывaeтся по-своему: в одних вариантах искусство владеет большей способностью изменятъ природу (скажем, "зеленоватая архитектура"), в остальных -- большей способностью организовывать социальные деяния (скажем, культовая либо военная музыка), в третьих -- большей способностью сформировывать сознание личности (к примеру, поэзия); поэтому полнота функциональных отношений искусства может быть реализована лишь всем богатством его видовых, родовых и жанровых форм. Отсюда и следует очень принципиальный для нашей художественной культуры практический вывод -- необходимость развивать все области художественной деятельности человека, ибо лишь их единство способно обеспечить искусству выполнение его великой роли в жизни и развитии человечества.

Во-вторых, структурные конфигурации системы функций искусства прослеживаются в его историческом движении; в обычных культурах главенствующей становится функция социализации индивидума; в культуре инновационно-креативного типа, развивающейся на Западе в новое время, -- его индивидуализации; в буржуазно-индивидуалистической культуре -- функция эстетически-гедонистическая; в культуре тоталитарных стран -- социально-организационная. В итоге различные области искусства развиваются неравномерно, в зависимости от того, как то либо другое их соотношение соответствует строению данной функциональной системы (подробнее об этом в последней части нашего курса).

В-третьих, в одну и ту же эру и в пределах одной и той же области искусства соотношение его функций варьируется в зависимости от идейно-эстетических позиций, от творческого способа, лежащего в базе художественной деятельности. Так, сторонники "искусства для искусства" в XIX в. Сводили значение искусства к замкнутому, изолированному от остальных сфер культуры художественному "самовоспроизводству", а критический реализм исходил из сознательного устремления к активнейшему действию искусства на человека, на жизнь общества, на состояние культуры.

сейчас человечество нуждается в том, чтоб искусство более либо менее умеренно реализовывало весь ансамбль собственных функций, все шире распространяя свое благородное действие и на человека, и на общество, и на природу, и на культуру, и на процесс собственного самосовершенствования. Конкретно в данной полноте, разносторонности и относительной равномерности действия -- залог дальнейшего удачного развития художественной культуры.

Выявление общих закономерностей художественного освоения человеком мира дозволяет перейти к анализу особенностей их проявления в различных его модификациях, ибо "искусство" -- это всего только собирательное понятие для множества очень разных конкретных способов художественного творчества.

сейчас попробуем оценить значение искусства в жизни человека не с точки зрения его отдельных функций, а в целом. На вопрос о том, для чего нужно человеку искусство, есть множество ответов. «Искусство исполняет, меж иным, задачку консервирования, а также некого разукрашивания погасших, потускневших представлений...», -- полагал Ф. Ницше (Ницше Фридрих. Человеческое, очень человеческое. -- Сочинения в 2-х тт., Т. 1, М., 1990, С. 325.).

А вот что думал по этому поводу узнаваемый французский философ и поэт Жан Гюйо: «Самая возвышенная мишень искусства -- заставлять биться человеческое сердце» (Энциклопедия мысли. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, максим, парадоксов, эпиграмм и т. П. Философов, ученых, писателей, живописцев, государственных деятелей и др. Всех времен и всех народов в алфавитном порядке. Киев, 1918 (Репринтное издание, 1993), с.157.).

Можно сказать, что в целом искусство есть дополнение, обогащение, развитие и углубление настоящего опыта человека опытом воображаемой жизни, опытом остальных людей -- творца художественного вида, его персонажей.

Наш собственный настоящий опыт постоянно ограничен «свершившимся», искусство же безгранично раздвигает его как в пространстве, так и во времени, дозволяет прожить множество жизней, переноситься из одной исторической эры в другую, побывать в самых неожиданных, а по условиям своей настоящей жизни порою и в просто немыслимых ситуациях! Искусство как бы останавливает для нас время, дает возможность переноситься в любые происшествия -- от жизни доисторического мальчика до рабочего дня современного менеджера!

 

При этом, все, что хоть раз уже возникло в искусстве и зарекомендовало себя, как подлинно художественная ценность, уже не уходит из этого мира -- в различие, к примеру, от сферы научно-технической, где устаревшие модели, несовершенные системы просто уступают место иным отменно более совершенным. В искусстве же процесс созидания эстетических ценностей в каком-то смысле напоминает процесс впадения рек в большущее море. Ни одна из его ценностей не теряется, они стают частицами общего «моря эстетических приобретений» человечества и в хоть какой момент могут быть востребованы как новым поколением, новой социальной системой, так и хоть каким индивидумом каждой исторической эры. И в этом состоит принципиальное, непреходящее значение искусства как «вечного» источника эстетического опыта человечества.