Декоративно-прикладное искусство

 

Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд

отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий,

предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть:

различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а

также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений

декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной

литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей по

материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения

(резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта

классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического

начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с

производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и

художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно

принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей.

Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры

современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми

или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-

групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с

которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-

прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем,

характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его

настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к

окружающему миру.

Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого

жанра в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во

взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё

другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм,

набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений

декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при

ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих

взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными

возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет

основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в

декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные

соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами

воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые

декора изделия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь

наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства

чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка,

использование которых и роднит его с архитектурой. Эмоционально-

содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией

(сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека,

животного, её отдельными элементами, с каким-либо др. изделием - колоколом,

балясиной и т.п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на

его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой

предмет становится произведением искусства. Обладая собственной

эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко

контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских

мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись

поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно

видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном

образе.

Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь

или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура,

живопись, реже - графика). Средства изобразительных искусств и орнамент

служат не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета

(детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде

цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или

изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки,

кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с

формой, изображение - с масштабом и характером изделия, с его практическим

и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных

мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры (например,

сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и

лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во

взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал

проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Его

произведения рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому

выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и

многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном

искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.