Охарактеризовав искусство как некую эстетическую ценность, нужно направить внимание и на его структуру. Искусство представляет собой целостную систему, включающую целый ряд разнообразных взаимодействующих друг с другом сложных частей. Одной из принципиальных заморочек эстетики сейчас является необходимость классификации видов искусства, объяснения их обилия и взаимодействия разных видов искусства друг с другом.
Это обилие видов искусства постоянно фиксировалось в истории художественной культуры, предпринимались разные пробы дать ему объяснение. Так, к примеру, И. Кант полагал, что это обилие обусловлено множественностью способностей субъекта, Д. Дидро объяснял его различием изобразительных и художественных средств отражения человеком природы, Гегель -- внутренней дифференциацией Абсолютной идеи, марксизм -- многообразием публичной практики, богатством самого мира и формирующейся в ходе практики универсальности человека.
При этом в эстетике не раз фиксировалась неравномерность развития видов искусства, выдвижение на передний план то одного, то другого из них (к примеру, театра -- в эру Французской революции XVIII столетия, песенного творчества -- в гражданскую войну в России, телевидения -- в XX столетии и пр.).
Сложной неувязкой классификации видов искусства является поиск её основания. И.Кант, к примеру, клал в базу предлагаемой им классификации метод выражения эстетической идеи, Гегель разглядывал виды искусства как ступени развития самосознания, эстетика марксизма исходит при классификации искусств из принципа объективного значения произведений искусства, их связи с реальностью, обусловленностью их публичной практикой, то есть, из различий, которые определяют структуру и форму самого искусства, а не лишь способов его восприятия.
Рассматривая искусство как систему, можно выделить несколько критериев классификации его видов. Вот некие из них.
1. По характеру (способу) бытия произведений искусства
В этом случае можно говорить о делении искусств на:
а) пространственные, владеющие определенными пространственными чертами (размеры, размер, вес и пр.), К которым можно отнести, к примеру, живопись, архитектуру, скульптуру;
б) временные, чье существование определяется «временем их исполнения» (к примеру, музыка, художественное чтение, танец). очевидно, даже с данной точки зрения есть виды искусства, которые как бы объединяют в себе значительные признаки первых двух и могут быть определены, как
в) пространственно-временные (к примеру, театр, кино, цирк).
2. По способу сотворения образов (семиотический критерий):
а) изобразительные, в которых носители эстетических ценностей выступают в формах, адекватных действительности -- живопись, скульптура, графика;
б) выразительные, в которых целью является непосредственная передача эмоций, чувств в специфически образной форме (архитектура, дизайн, декорум, музыка).
Отдельные виды искусства могут содержать и те и остальные моменты, как, к примеру, литература, в которой употребляются изобразительные средства (описания ситуаций, портреты работающих лиц и пр.) Наряду с выразительными (анализ психологических состояний героев и пр.).
3. По способу контакта с неэстетическими сферами реальности:
а) прикладные, несущие в себе не лишь эстетическое, но и утилитарное значение (архитектура, декорум, риторика);
б) неприкладные, в которых преобладает чисто эстетическое начало (музыка, поэзия).
Современная жизнь характеризуется массивным вторжением прикладных функций в неприкладные виды искусства. Так, музыка часто употребляется для оживления «монотонности» отдельных производственных действий, придания большей праздничности массовым зрелищам (к примеру, спортивным) и др. Ряд методик обучения, в частности, иностранным языкам, включает в себя внедрение музыки, как средства, позволяющего лучше приготовить человека к восприятию новой информации, сделать более благоприятный фон для её усвоения.
4. По способу донесения вида до объекта:
а) исполнительские, требующие художника, артиста, как бы стоящего меж произведением искусства и читателем, слушателем (музыка, хореография, вокал, театр и пр.);
б) неисполнительские, которые могут восприниматься реципиентом конкретно (литература, живопись).
Но и тут существует известное взаимопроникновение. К примеру, художественное чтение, экскурсионное сервис в музеях и пр.
таковым образом, искусство выступает как сложная, динамическая система, отражающая в себе достояние, обилие как самого мира, так и возможностей его эстетического освоения человеком. Тут совсем принципиально иметь в виду, что единство видов искусства представляет собой такую органическую целостность, которая базируется на общности природы каждого из этих видов.