Вопрос №3. главные этапы процесса художественного творчества

 

1. Художественное творчество как специфичная деятельность. Иерархия творческих предрасположений

Художественное творчество -- загадочный процесс. Кант говорил: «...Ньютон все свои шаги, которые он обязан был сделать от первых начал геометрии до собственных великих и глубочайших открытий, мог представить совсем наглядными не лишь себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер либо Виланд не может показать, как возникают и соединяются в его голове полные фантазии и совместно с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого. Итак, в научной области величайший изобретатель различается от жалкого подражателя и ученика лишь по степени, тогда как от того, кого природа наделила способностью к изящным искусствам, он различается специфически» Кант И. Соч. В 6-ти т. - Т.5. - С.324-325.. Живописцы нового времени порой отдают себе отчет в неких моментах психологии творчества, но и сейчас в этих действиях еще многое остается непостигнутым. А.С. Пушкин писал: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными одинаковыми стопами? -- Так никто, не считая самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь меж своим вдохновением и чуждой внешнею волею...» Пушкин А.С. Полн. Собр. Соч.: В 10 тт. - Т.6. - С.380-381.. Всесторонне исследуя общечеловеческие аспекты человеческой деятельности и искусство как её высшую форму, эстетика не может обойти своим вниманием процесс художественного творчества и психологические его механизмы.

основоположник «аналитической психологии» швейцарский психолог К. Юнг отмечал, что психология в собственном качестве науки о душевных действиях может быть поставлена в связь с эстетикой Jung С.G. Wirklichkeit der Seele. - Zurich, 1947. - S.99.. Последнее свидетельствует о наличии пограничной зоны меж этими науками, в исследование которой свой вклад призвана внести и эстетика, обретающая качество психологии искусства.

некие теоретики полагают, что художественная гениальность есть форма умственной патологии. Так, Ч. Ломброзо писал: «Какой бы беспощадной и истязающей ни смотрелась теория, отождествляющая гениальность с неврозом, она не лишена серьезных оснований...» Lombroso C. L'uomo di genio. - Roma, 1889. - P.6.. Эту же мысль высказывает и А. Шопенгауэр: «Как понятно, гениальность редко встречается в союзе с преобладающей разумностью; напротив, умнейшие индивиды частенько подвержены мощным аффектам и неразумным страстям» Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М., 1900. - Т.1. - Кн. III. - С.196.. Но, по справедливому суждению Н.В. Гоголя, «искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства» Гоголь Н.В. Собр. Соч.: В 6 тт. - Т.6. - С.382.. Это суждение относится и к действию произведения на воспринимающую искусство публику, и к процессу творческого мышления художника. Болгарский исследователь М. Арнаудов правильно подчеркивает, что обычная логика -- база творческих достижений, не следует ставить под колебание психическое равновесие избранных творческих натур См.: Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М., 1970. - С.49..

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень расположенности человека к художественному творчеству: способность -- одаренность -- талантливость -- гениальность. Живописец, находящийся на более высокой ступени данной творческой лестницы, сохраняет те положительные свойства, которые присущи тем, кто расположен на низших её ступенях, но обязательно обязан обладать еще рядом дополнительных больших достоинств.

Человек, способный к художественному творчеству, владеет рядом развитых духовно-мыслительных особенностей. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает шесть таковых склонностей способного художника: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная упругость либо оригинальность, умение придавать художественной форме нужные очертания.