Обилие видов искусства

 

Искусство, одна из форм публичного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфичный род фактически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую время от времени выделяют особо - выражение "литература и искусство") и т. П., Объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными формами воспроизведения реальности.

Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Оно объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством";

"воспроизведением реальности" - и "самопознанием Абсолюта",

"самовыражением художника" - и "языком чувств"; особенного рода игрой - и особенного рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков, их идеологических установок, опорой на разные виды искусства и творческие способы (к примеру, на литературу либо на архитектуру, на классицизм либо реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства. Эта сложность, многогранность структуры не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. Д.

Неудовлетворённость таковыми однолинейными определениями приводила неких искусствоведов к утверждению, что в искусстве органически взаимосвязаны различные моменты - познание и оценка действительности, либо отражение и созидание, либо модель и символ. Но и такие двухмерные истолкования его сущности не воссоздают с подабающей полнотой сложную его структуру.

Процесс исторического развития публичного разделения труда привёл к тому, что из начальной слитной, синкретической человеческой жизнедеятельности выделились и получили самостоятельное существование многообразные отрасли материального и духовного производства, а также разные формы общения людей. В различие от науки, языка и остальных форм специализированной публичной деятельности, призванных удовлетворять разные потребности людей, искусство оказалось необходимым человечеству как метод целостного публичного воспитания индивидума, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к столетний мудрости, к конкретным общественно- историческим интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтоб играться эту роль могущественного инструмента социализации индивида, искусство обязано быть подобно настоящей человеческой жизни, т. Е. Обязано воссоздавать

(моделировать) жизнь в ее настоящей целостности и структурной трудности. Оно обязано "удваивать" реальную жизнедеятельность человека, быть ее воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей "прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т. Д.совместно с тем искусство выступает сразу и как схожее настоящей жизни, и как хорошее от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук. Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям настоящих событий, и эстетическое удовольствие, проистекающее из его восприятия конкретно как произведения искусства, как созданной человеком модели жизни.

Искусство как специфическое публичное явление представляет собой сложную систему свойств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково- коммуникативной граней (либо подсистем). Благодаря этому оно выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как метод воспитания человека на базе той либо другой системы ценностей, и как источник больших эстетических радостей.

Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, его родами и жанрами. Богатство и обилие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в реальности же они являются закономерно организованной системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно появляются три группы видов искусств.: 1) Пространственные, либо пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фото, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. Е. Такие, которые развёртывают свои виды в пространстве; 2) временные

(словесные и музыкальные), т. Е. Такие, где виды строятся во времени, а не в настоящем пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. Д.), Т. Е. Такие, виды которых владеют сразу протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. С другой стороны, в каждой из этих трёх групп искусства художественно-творческая деятельность может воспользоваться: 1) знаками изобразительного типа, т. Е. Предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика - так называемые изобразительные искусства.; Литература, актёрское искусство); 2) знаками неизобразительного типа, т. Е. Не допускающими узнавания в видах каких бы то ни было настоящих предметов, явлений, действий и обращенных конкретно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно- прикладные искусства, музыка и танец); 3) знаками смешанного, изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры либо декоративно-прикладного искусств с изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актёрско- танцевальному - пантомимическому синтезу).

Каждый вид искусств конкретно характеризуется методом материального бытия его произведений и применяемым типом образных символов. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся чертами того либо другого материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и различные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. Д. С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления.

Критерии этих делений определяются по-различному, но разумеется само наличие таковых родов литературы, как эпос, лирика, драма, таковых родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таковых жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. Д.

Таковым образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система разных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых владеет чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.