Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; обхватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных основным образом для быта. Его произведениями могут быть: разная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода декорации. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. Утвердилась классификация отраслей по материалу (сплав, керамика, текстиль, дерево) либо по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.Д.). Эта классификация обусловлена принципиальной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с созданием. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачки, декоративно-прикладное искусство сразу принадлежит к сферам сотворения и материальных, и духовных ценностей.

Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эры, тесновато соединены с отвечающим ей бытовым укладом, с теми либо другими его местными этническими и государственными чертами, социально- групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно- прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются принципиальным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого жанра в то же время как бы поглощаются ею, т.К. Традиционно воспринимаются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами либо их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято более полно только при ясном представлении (настоящем либо мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими качествами материала, частенько играется основополагающую роль в композиции художественного изделия. Часто в декоративно-прикладном искусстве краса материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (к примеру, лишённые декора изделия из стекла либо др. Ничем не тонированных материалов). тут наглядно проявляется особенное значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, внедрение которых и роднит его с архитектурой. Эмоционально- содержательный образ часто активизируется образом-ассоциацией

(сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, ее отдельными элементами, с каким-или др. Изделием - колоколом, балясиной и т.П.). Декор, появляясь на изделии, также значительно влияет на его образную структуру. Часто конкретно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением искусства. Владея своей эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (часто контрастными по отношению к форме, как, к примеру, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, обычная форма чаши и нарядная, торжественная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор визуально видоизменяет форму и в то же время соединяется с ней в едином художественном виде.

Для сотворения декора обширно привлекаются орнамент и элементы (порознь либо в самых разных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительных искусств и орнамент служат не лишь для сотворения декора, но порой попадают и в форму предмета

(детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). время от времени орнамент либо изображение стают основой формообразования изделия (узор решётки, узоры; набросок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение - с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления частей натуры (к примеру, сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Его произведения рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красы фактуры и пластических параметров материала, искусность и обилие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического действия.