Кафка и Гоголь

Существует концепция, придерживаясь которой ученые сравнивают мистику Н.В. Гоголя и Ф. Кафки. Однако, нельзя сказать что это сравнение не является закономерным. Принято считать, что Кафка является наследником Гоголя. В дневниках Кафки нередко упоминаются ссылки и упоминания произведений и статей Н.В. Гоголя.

Легко понять, что прежде всего бросилось в глаза сходство повестей «Нос» и «Превращение».

Легко понять, что прежде всего бросилось в глаза сходство повестей «Нос» и «Превращение». Виктор Эрлих, которому принадлежит приоритет серьезной, действительно научной постановки вопроса «Кафка и Гоголь», уделил этому сходству большую часть своей статьи. «Хотя гоголевское алогичное повествование не заключает в себе черты экзистенциальной трагедии, ему так же, как более мрачному рассказу Кафки, свойствен контраст между «реалистическим» способом представления и совершенно невероятным центральным событием» 3 . Добавим: это сходство простирается и дальше, охватывая весьма важные элементы поэтики.

 

Прежде всего, нарочитая акцентировка объективности и «всамделишности» всего происходящего. Тут надо сказать о самом моменте сна. Конечно, этот момент играет определенную роль (у Гоголя большую, у Кафки меньшую); конечно, само совмещение различных обликов персонажей и перетекание одного в другой заимствуют свою логику у сновидений (это применимо особенно к гоголевской повести: «...я сам принял его сначала за господина. Но, к счастию, были со мной очки, и я тот же час увидел, что это был нос«; у Кафки же внешний облик персонажа после совершившегося превращения дан более устойчиво

Дело в том, что сама событийность строится на отрицании сна, на утверждении ее абсолютной подлинности (у Гоголя содержавшийся в черновой редакции намек, что все это приснилось персонажу, снимается; ср. также у Кафки: «Это не было сном«