Пространственно-временная и динамическая организация материального мира.

 

Специфика динамической организации бытия раскрывается в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя.

Движение как философская категория обозначает свойство из-менения, которым обладает любое сущее. Но Аристотелю, «всякое движение есть некоторое изменение». Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологичес¬кую, социальную, духовную. Интерпретация направленности изме¬нений зависит от выбора общего принципа: круговорот, восхожде¬ние от низшего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единство восходящей эволюции и нисхождения.

В отличие от движения категория развития обозначает зако-номерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, - прогрессивном, рег-рессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем.

С помощью категории покой фиксируется относительная ус-тойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего прояв-ляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.

Одно из центральных мест в современной научной картине мира занимает концепция глобального (универсального) эволюционизма, выстраивающая общую схему единого мирового развития. Она ис¬ходит из следующих принципов: системности, самоорганизации и эволюции, которая представлена следующими видами - косми¬ческая, химическая, биологическая и социальная, объединенными между собой генетической и структурной преемственностью.

Глобальный эволюционизм - результат научных исследований в области космологии (теория нестационарной Вселенной), биоло-гии (теория эволюции и развитая на ее основе концепция биосфе¬ры и ноосферы), синергетики (теория самоорганизации).

*****