Социокультурная размерность сознания. Сознание и язык.

Один из основных факторов, посредством которого осуществляется социально-творческая природа сознания, – это деятельность. Практика и деятельность фактически обусловили возникновение и функционирование сознания, где всякий мыслительный акт – это «внутреннее действие». В то же время человеческую деятельность отличает ее «осознанность», связанная со способностью к целеполаганию.

В качестве основных культурных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование. Именно они определяют ту систему «культурных предрассудков», которая гарантирует целостность и устойчивость мировоззрения.

Еще один фактор, определяющий социокультурную размерность сознания, – это коммуникация. Она конкретизирует феномен деятельности на уровне межличностных взаимодействий, определяя не только ситуацию человека в целом, но и природу сознания. Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс в многообразии его форм: диалога, полилога. Посредством коммуникации проявляются и закрепляются функциональные характеристики сознания на всех его структурных уровнях.

Культурные механизмы, обеспечивающие коммуникацию, – это речь и язык. Язык – это система знаков, соответствующих определенным понятиям. Речь – это оформленная в соответствии с принятыми в обществе правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык. Таким образом, язык реализует себя посредством речи, однако по отношению к последней он является более фундаментальной структурой.

Речевое высказывание как элементарная единица речи может характеризоваться как определенный акт, действие, направленное на достижение целенаправленного эффекта со стороны воспринимающих людей. Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством для образования и выражения мысли. Он выступает в качестве универсального культурного механизма сохранения и трансляции информации, коммуникации; является необходимым посредником между человеком и миром, восприятие и познание которого возможно лишь посредством языка.

33. Социальная философия в системе социо-гуманитарного знания: предмет и специфика социального познания, сущность социальности.

Социальная философия – учение о наиболее общих законах и ценностях общественного бытия и социального познания. Социальная философия нацелена на выявление и анализ философского потенциала общества, общественного бытия человека. Решающий шаг в становлении социальной философии был сделан в XIX веке усилиями четырех мыслителей – Гегеля, О. Конта, К. Маркса и Г. Спенсера.

Общество – особая форма бытия, продукт и результат деятельности людей, форма организации совместной жизни людей. Социология изучает способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. Характер структурирования социальной системы определяется как свойствами её элементов, так и основным системообразующим фактором, упорядочивающим элементы. Философия акцентирует такие понятия, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Выбор того или иного способа объяснения становления и развития общества зависит от исходной мировоззренческой установки. Социальная философия нацелена на выявление и анализ философского потенциала общества, общественного бытия человека. Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия человека как социального «атома», а далее разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в единое целое, в общественный «организм».

Сущность социальности (сущность человека) как синтез формо-содержательной связи (единство формы и содержания своей собственной данности как явления), выступающей в качестве причины, превращающей абстрактного «человека» в свою противоположность — конкретного человека, предстает перед нами как объективно наличествующая данность сама по себе и для самой себя; она становится необходимым условием для утверждения своей объективной непосредственности в плане постоянного снятия в себе самой здесь данности (то есть примитивной непосредственности); тем самым она постоянно приумножает самое себя на базе необходимой оставшейся положительности в виде своей самовозрастающей непосредственности (формо-содержательной связи) и является в ином, большем по объему, чем предыдущее, качестве для приближения и полного своего превращения в критическую точку, далее именуемую как качественно новая непосредственность — начало нового начала, — не прекращающийся (вечно опосредствующийся) процесс социализации.