Познание как ценность культуры и предмет философского анализа.

Для того, чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.

Познание – есть социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения, объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.

1-ая Классификация форм познания:

а) духовно-практическая форма познавательной деятельности, которая появляется на ранних стадиях развития общества и реализуется в так называемом обыденном познании или здравом смысле. Процесс распредмечивания.

б) духовно-теоретическая форма познавательной деятельности, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образований культуры. Процесс опредмечивания.

2-ая классификация форм познания:

Мифологическое, религиозное, образно-художественное, философское, научное, обыденное (повседневное) познание.

Суть познавательного отношения человека к миру заключается в вопросе о принципиальной возможности адекватного воспроизведения субъектом основных характеристик действительности в знании. Этот вопрос, получивший название проблемы истины в познании, является центральным для собственно философского подхода к исследованию познавательной деятельности. Познание было предметом философской рефлексии ещё с античности, и именно там зародились основные традиции. Две основные идеи, они стали фундаментом изучения познания:

- концепция познания как припоминания (теория амнесиса), Платон;

- человеческие знания соответствуют предметам, Аристотель.

 


42. Основные интерпретации объекта и субъекта познания в философии.

Под субъектом познания понимается человек как носитель познавательных способностей, разума; Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Иными словами, он трактуется как независимый от субъекта устойчивый центр приложения его познавательных способностей. Принято различать объект и предмет познания, где предмет - понятие более узкое и фиксирует конкретную область реальности или проблему, на которую направ­лен познавательный интерес субъекта.

В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические программы, каждая из которых обосновывала свое понимание природы субъект-объектных отношений, специфическую интерпретацию статуса и роли субъекта познания.

-Наивно-реалистическая теория познания наиболее полно представлена в философии созерцательного или метафизического материализма Нового времени (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро, Л. Фейербах и др.). В этой гносеологической программе субъект познания трактуется как антропологический субъект, т. е. естественноприродный человек, биологический индивид, познавательные способности которого — это результат естественной эволюции природы.

-Гносеологическая программа идеалистического эмпиризма была предложена Д. Юмом, Дж. Беркли, Э. Махом, Р. Авенариусом и др. В рамках этой программы субъект познания интерпретируется как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления). Существование объекта познания также определяется субъективными формами чувственного опыта. Поэтому вещь, объект, как считал Беркли, есть совокупность ощущений («идей»). Существовать — значит быть воспринимаемым — такова субъективно-идеалистическая сущность этой гносеологической программы.

-Программа трансцендентальной гносеологии впервые была разработана родоначальником немецкой классической философии И. Кантом. Основополагающая идея этой программы — утверждение о том, что мир вещей и объектов не есть некая внеположенная субъекту реальность, не зависящая в своем существовании от воли и сознания субъекта. Наоборот, объекты познания существуют как результат активного их конструирования в творческой деятельности субъекта. Но при этом субъект интерпретируется Кантом не как биологический индивид или психологически-эмпирическое сознание. Под субъектом Кант имеет в виду «трансцендентальный субъект» как некое чистое, доопытное и внеисторическое сознание.

-Социокультурная программа в теории познания была представлена в двух ее основных версиях: в объективно-идеалистической философии Гегеля; в марксистской диалектико-материалистической гносеологии. В рамках этой программы обосновывается принципиально новое понимание субъекта познания. Он трактуется как социально-исторический субъект. Согласно такой трактовке, субъект познания есть продукт (результат) социально-исторического опыта, накопленного в процессе развития предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности. Совокупность этого опыта интерпретировалась Гегелем как историческая последовательность форм объективного духа. В марксистской философии она понималась как объективация форм социальной практики и культуры. Таким образом, человек становится субъектом познания лишь в той степени, в какой он в процессе обучения и социализации приобщается к культурно-историческому наследию и усваивает определенный набор культурных традиций, социальных норм и ценностей.

В качестве важнейших программ постклассической гносеологии выделяют экзистенциально-феноменологическую, биопсихологическую, аналитическую, герменевтическую и др. Каждая из этих программ по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения человека к миру, специфически рассматривает задачи и цели познания, обосновывает такие модели сознания, которые не сводятся к их рационально-теоретическим или эмпирико-сенсуалистическим проекциям.


43. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Структура познавательного процесса определяет систему уров­ней и элементов сознания, посредством которых осуществляет­ся познавательная деятельность субъекта. Конкретизируя работу мышления как такового, эти структурные элементы представлены во всех формах познания (обыденно-практическом, мифологичес­ком, религиозном, художественном, философском, научном).

В структуре познавательного процесса принято выделять два основных уровня: чувственный и рациональный.

Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств; б) индивидуальной множественностью и конкретностью, обусловленной зависимос­тью как от внешних обстоятельств, так и от состояния организма; в) фиксацией внешних, поверхностных (феноменальных) характе­ристик объекта в форме чувственных образов.

В качестве основных элементов чувственного познания высту­пают ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - отражение отдельных свойств внешних предме­тов или внутренних состояний посредством органов чувств (ощу­щения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. п.). Ощуще­ния являются исходным строительным материалом для познания действительности.

Восприятие - целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими орга­нами чувств. Восприятия собирают отдельные ощущения в интег­ральный образ, где фактически предмет явлен нам всегда не прос­то как цвет или запах, но как конкретное целостное образование. Восприятие основано на способности человека одновременно к обобщению (синтезу) отдельных свойств и выделению получен­ного образа из окружающей среды.

Представление - воспроизводство в сознании человека чувс­твенных образов предметов без непосредственного контакта с ними. Представление может строиться на основе памяти или во­ображения. Оно обусловлено предшествующим перцептивным опытом, но, в свою очередь, является предпосылкой всякого кон­кретного восприятия, основанного на механизме «узнавания» воспринимаемого объекта. Вместе с тем в отличие от восприятия, существующего только в настоящем, представление связывает все три временные проекции, причем творческая проективность пред­ставления (как воображения) позволяет сознанию отвлекаться от непосредственности чувств и переходить на уровень рационально- понятийного мышления.

Рациональное познание отличается: а) постижением сущнос­тных (ноуменальных) свойств и законов действительности, от­раженных в сознании в форме абстрактно-идеальных концептов; б) универсально-всеобщей природой идеального, заданного на уровне не индивидуального, а общественного сознания; в) опосре- дованностью языком и культурной традицией.

Элементами рационального познания являются понятие, суж­дение и умозаключение.

Понятие - форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений. Понятия закрепляются и выражаются в языке в виде слова или словосо­четания. В них отражены характеристики объектов, которые не даны в непосредственном чувственном опыте, но позволяют груп­пировать мир явлений в относительно самостоятельные виды и подвиды. В качестве логических процедур образования понятий выступают сравнение, абстрагирование, обобщение, идеализация, определение. Будучи связаны в систему, понятия определяют кате­гориальный строй нашего мышления, сквозь призму которого мы познаем действительность.

Суждение - форма мышления, в которой о предмете что-то ут­верждается или отрицается. Языковыми формами выражения суж­дения являются предложения и высказывания. Суждения строятся как соединение двух или нескольких понятий с целью получения нового знания. Устанавливая отношение между понятиями, они констатируют определенное положение дел, выражая одновремен­но и определенную оценку (да или нет, истинно или ложно и т. п.). Со способностью к суждению классическая философия связывала рассудок («суд над опытом») как способность к логическому ана­лизу чувственных данных.

Умозаключение - форма мышления, в которой на основе не­скольких взаимосвязанных суждений получается новый вывод. Выделяют индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) умозаключения. Умозаключения позволя­ют нам получать знания без непосредственного обращения к опы­ту. В классической философии способность к умозаключению яв­лялась уже привилегией разума как рассуждения о сверхопытных (метафизических) связях и основаниях действительности.

Помимо выделенных уровней, важную роль в процессе позна­ния играет интуиция. Интуиция - это механизм получения непос­редственного знания об объекте, достигаемого путем его момен­тального схватывания без логических цепочек и доказательств. Видимая «алогичность» интуиции достаточно условна, поскольку ситуации инсайта всегда предшествует необходимый «инкубаци­онный» период, когда мышление работает над какой-то пробле­мой. Интуиция позволяет соединить элементы старого знания в новое качество, одновременно придавая новые характеристики уже познанному. В структуре познавательного процесса она вы­полняет синтетические функции, соединяя непосредственность и индивидуальность чувственного опыта с универсальностью раци­ональных истин.