Предмет философии и структура философского знания.

 

Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что:

1) отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;

2) философия в начале своего развития охватывала практичес¬ки все теоретические знания о мире (в т.ч. и те, которые позже ста¬ли объектом специальных наук - о Вселенной, строении вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет;

3) многообразные философские школы и направления гю-раз- ному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать та-кую дефиницию, которая устраивала бы всех мыслителей;

4) в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассичсские ориента¬ции самой философии.

Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкретной фи-лософской проблемы затрагивает в той или иной мере фундамен-тальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с ми-ром - природой, обществом, культурой.

 

Сегодня в философии могут быть зафиксирова¬ны следующие основные разделы:

• онтология - философия бытия, учение о наиболее общих при¬нципах и основаниях всего сущего;

• гносеология - философия познания, учение о принципах, за-кономерностях и механизмах познавательной деятельности;

• эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;

• философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

• аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;

• праксеология - философия деятельности, учение об активном нрактико-преобразующем отношении человека к миру;

• социальная философия - философия общества, учение о спе-цифике социума, его динамике и тенденциях развития.

Данные разделы философского знания - при всей их автоном-ности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют фило-софию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.

*****

 

 

4. Язык философии, её понятия и категории.

Духовным источником возникновения философии может рассматриваться переход от мифа к логосу, т.е. рациональному и достоверному знанию.

Основные концепции генезиса философии:

1. мифогенная - философия возникает в процессе рационализа-ции мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму;

2. гносеогенная - философия возникает в результате развития протонаучного знания, его простого обобщения;

3. гносеогенно-мифогенная - синтетическая концепция, кото¬рая называет три источника генезиса философии - совокупность развитой мифологии, начатки наук и обыденное мышление.

*****