Проблема метода в философском познании.

Для эпохи Нового времени (к. XVI-XVII вв.) характерен на- укоцентризм

Этому способствовало изменение задач философии: ее первоочередной целью ста-новится поиск всеобщего метода научного познания.

Философско-методологическая программа рационализма (Р. Декарт, 1596-1650).

Цель философствования Р. Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности «я», т.е. критерий истинности находится в сознании. Субъект познания может в принципе сомневаться в существовании всего сущего - других субъектов и мира в целом, но он не может усомниться в существо-вании своего собственного мышления. Это связано с тем, что «...к нашей природе... причастно одно лишь мышление, познаваемое нами поэтому прежде и достовернее, чем какая бы то ни было теле-сная вещь...». Единственное, что несомненно, это то, что мы мыс-лим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю - следовательно, существую). Принцип методического сомнения и поиск универсального метода и философии, и науки - важные составляющие дедуктивно-раци- ональной методологии Р. Декарта. Согласно ей, чувственный опыт не является источником познания, познавательная деятельность организуется в соответствии с универсальными предпосылками - «врожденными идеями», новое знание выводится дедуктивным путем (Р. Декарт «Рассуждение о методе»).

*****

 

6. Философская традиция древней Индии: категориальный аппарат, основные идеи и положения.

 

Сущностной особенностью древнеиндийской философии явля-ется религиозный характер большинства ее школ.

Система религиозных верований формировалась здесь на основе ведийского канона (веды - «священное знание»), пред¬ставленного богатейшим комплексом источников.

Упанишады (букв. - «сидеть у ног учителя») представляли собой тайное знание, передававшееся учителем ученику, и содержали комментарии тех или иных поло¬жений вед.

Понятиями Брахмана и Атмана определяются исходные суб-станциальные основания бытия, где Брахман - это высшая объек-тивная реальность, благодаря которой все возникает и существует, а Атман - высшая духовная сущность. В упанишадах оформляет¬ся идея тождества Брахмана и Атмана как объективного и субъек¬тивного начал Универсума. Выступая как всеобщее основание и причина космоса, они не имеют конкретных характеристик, в силу чего определяются отрицательно через противопоставление види¬мой действительности. Материально-чувственная природа (Прак-рити) подчинена сансаре - колесу жизни, связанному с цепью рождений и переходом от одной формы существования к другой. Регулирование сансары осуществляется кармой (букв. - «деяние») как законом воздаяния, в соответствии с которым совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных человеком в предшест-вующих жизнях, определяет его судьбу в последующих перерож-дениях. С идеей сансары связано и понятие дхармы (от глагола «держать», «поддерживать»), символизирующей универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели, импера-тива поведения, специфичного для той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой обеспечивает улучшение кармы и пере-рождение в более высоком состоянии. Высшей целью человечес-кого существования является мокша (букв. - «освобождение») как религиозный идеал спасения. Исчерпав все прегрешения кармы, человек получает возможность вырваться из колеса сансары и со-единиться с абсолютными Брахманом-Атманом.

*****

 

 

7. Философия древнего Китая: категориальный аппарат, основные идеи и положения.

 

Специфика древнекитайской цивилизации определялась на-личием мощного централизованного государства с разветвлен-ным бюрократическим аппаратом. Реальными субъектами власти здесь выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись носителями светского знания и образования. При этом в отличие от остальных цивилизаций древности, доминирующим регулятором социальной практики становится не религия, а риту-ал, регламентирующий все сферы общественной жизни и выступа¬ющий гарантом социальной стабильности и порядка.

Основное значение для интеллектуальной и социокультурной эволюции Китая имело конфуцианство, ставшее во II в. до н. э. официальной государственной идеологией.

**Суждения Конфуция собраны в книге «Лунь Юй». В центре его внимания - вопросы о нравственной природе человека, о семье и об управлении государством. Центральное понятие - жень (человек), определяющее закон идеальных отношений между людьми в соответствии с «принципом взаимности»: «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

**

Второй по значимости школой в Китае и основной оппозицией конфуцианства был даосизм. Основателем его считается Лао-цзы, книга которого («Дао дэ цзин») стала каноническим даосским тек-стом. Основанием данного пути является соблюдение принципа у вэй (букв. - неде¬яние), понятого как отсутствие внешнего целеполагания во имя растворения своего «Я» в естественном порядке вещей. Высшим результатом и целью данного пути провозглашалось бессмертие.

*****