Основные черты и этапы развития античной философии.

 

В качестве базовой категории античной философии выступает понятие космоса. Являясь антитезой хаосу, космос символизиру¬ет здесь высший порядок и гармонию, причину соразмерности и согласованности многообразных природных явлений. Определяя онтологический строй Универсума, космос одновременно корре-лирует с понятиями красоты как эталон гармонии, справедливости (должное распределение благ в масштабах целого), истины (непро¬тиворечивое соединение знаний и их соответствие действитель¬ности). Тем самым космоцентризм как установка на постижение мира в его структурной упорядоченности и целостности составля¬ет сущностную характеристику античной мысли.

 

Ранняя греческая философия (досократи ки) (VI-V вв. до н э)

• милетская (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), к ней примыкают Гераклит, Эмпедокл,

• пифагореизм;

• элейская (Парменид, Зенон);

• атомизм (Левкипп, Демокрит)

Идея космоса: Натурфилософский космологизм (космос как источник единства и многообразия мира растворяется в природе)

 

Античная классика(V- сер IV в. до н. э.)

Греческое Просвещение.

• софисты (Горгий, Протагор, Гиппий и др.);

• Сократ. Зрелая классика.

• Платон;

• Аристотель

Идея космоса: Метафизическая интерпретация космоса (космос как сфера умопостигаемого, вечного, единого и совершенного бытия противопоставляется миру видимому, становящемуся, множественному)

 

Эллинистичес-кая философия (вт. пол. IV - I в. до н. э.)

• стоицизм (Зенон, Хрисипп); римские стоики' Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий;

• эпикуреизм;

• скептицизм (Пиррон);

Идея космоса: Антропокосмизм (перенос акцента из метафизики в этику, человек как микро-косм отражает в себе гар-монию макрокосма, пости-жение которой обеспечи-вает знание добродетели и следование ей)

*****

 

 

9. Философия европейского средневековья: этапы, принципы, проблемы.

 

Принципы средневекового философского мышления: монотеизм - Бог является личностью, он един и уникален, вечен и бесконечен;

теоцентризм - Бог является высшей сущностью всего бытия; креаг(ионизм - идея об акте свободного творения мира Богом из ничего;

символизм - существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроизводят «вещи невидимые» (т.е. высшие сущности) и являются их символами;

провиденциализм (провидение) - история человечества пони-мается как осуществление Божественного замысла;

эсхатологизм - учение о конечности бытия мира и человека, о конце света и страшном суде.

В развитии средневековой философии можно выделить следу-ющие этапы:

1. Апологетика - защищается христианство, раскрываются познавательные возможности веры, которая способна охватить любые проблемы в отличие от разума, полагавшего некоторые из них абсурдными.

2. Патристика (от лат. patres - отцы) - разрабатываются основы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл Библии. При этом предполагалось отделить подлинные (канонические) тексты от неподлинных и выявить истинные значения основных положений Библии.

З. Схоластика - сохраняется приоритет веры над разумом, т. к. главным предметом остаются философско-теологические проблемы, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма («золотым веком» считается 13 в.). Основные теоретики - Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.

*****