Социально-политические проекции философии в эпоху Просвещения. Основные идеи французского материализма XVIII в.

 

Философия Просвещения стала идейным основанием новой культурной ситуации в Европе и Америке 18 в., связанной с преодолением феодальных дословных отношений и утверждением ценностей либерализма и демократии. В сфере духовной культуры эпохе присущ антиклерикализм (борьба с Церковью и религиозными предрассудками во имя разума и свободомыслия). Вольтер, Гете, Юм, Смит.

Свою основную задачу просветители видели в соединении научного и социального прогресса, в создании рациональной программы преобразования общества, затрагивающей все сферы его жизни.

**Теория естественного права декларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность.

**Теория общественного договора развивала идеи Т. Гоббса и, в особенности, Дж. Локка, в соответствии с которыми государство - это результат добровольного соглашения людей, заключенного для защиты их естественных, данных от рождения прав. Французское Просвещение начинает рассматривать договор уже не как едино¬временный акт образования государства, но как принцип функ¬ционирования общества в целом, основой которого выступают договорные отношения индивидов, заключаемые в соответствии с законом и правом. Согласно Руссо, сувереном законодательной власти выступает весь народ, общая воля которого должна быть воплощена в политике государства. В случае их несовпадения пер¬вый (несправедливый) договор должен быть расторгнут и заклю¬чен новый, основанный на последовательном утверждении неотчуждаемых естественных прав человека

*****

 

13. Значение немецкой классической философии и её основные достижения.

 

Хронологически немецкая классическая философия (Н. К. Ф.) занимает небольшой временной промежуток (основные произведения выходят в 1770-1831 гг.). Ее образуют всего 5 авторов: И. Кант (1724-1804), И. Г. Фихте (1762-1814), Ф. В. И. Шеллинг (1775- 1854), Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) и Л. Фейербах (1804-1872). Вместе с тем в истории философии она занимает особое место, значимость которого определяется тем, что Н. К. Ф. стала:

1) высшей формой развития классической рационалистической традиции, ориентированной на разум как принцип организации действительности и механизм ее познания (здесь максимально последовательно осуществлен идеал построения философии как строгой науки);

2) преддверием неклассического типа философствования, поскольку ряд ее положений (критицизм Канта по отношению к разуму, диалектика Гегеля, антропологизм Фейербаха) стали основанием для развития новых философских стратегий.

 

Критическая философия И. Канта пересматривает идеалы предшествующей гносеологии, усматривающей истину в объек-тивной действительности, и обосновывает необходимость кри-тического исследования самого разума как источника познания.

 

Идеалистическая диалектика Гегеля стала наиболее грандиоз-ным проектом Н. К. Ф. и философского рационализма в целом, где в рамках единой целостной системы представлена универсальная логика становления и развития разума, природы и истории.

*****

 

14. Русская философия: основные темы и тенденции развития.

 

Философская мысль в России стала кристаллизацией духовных интенций русской культуры.

Именно с христианством связаны первые философские поиски православнорусской культуры. На протяжении практически тысячелетнего развития Руси (10-19 вв.) философское знание было подчинено религиозной практике.

В этот период оформляются базовые мировоззренческие установки:

• онтологизм (рассмотрение мира не в его пассивной подчиненности человеку, но как сферы осуществления Божественной Премудрости, Софии);

• антропологизм и психологизм как интерес к внутреннему опыту личности, акцент на ее подвижническом статусе в мире;

• подчинение истины идеалам справедливости (истина не как факт, но как правда);

• эсхатологизм как установка не столько на мир сущего, сколько должного, обновленного светом Божественной истины и справедливости;

• мессианизм («Москва - Третий Рим», хранитель истинной веры и гарант будущего спасения человечества)

**Середина 19 века:

Западники (радикальные: Белинский, Герцен, Огарев, умеренное: Грановский, Анненков, либеральное - Кавелин, Корш) призывали к реформированию России по западному образцу с целью либерализации социальных отношений (в первую очередь, отмены крепостного права), развития наук и образования как факторов прогресса. Наследниками идеологии западничества стали русские народники и марксисты.

Славянофилы («старшие» - Киреевский, Хомяков, «младшие» Аксаков, Кошелев, «поздние» - Данилевский, Страхов) критиковали Запад за узкотехническую направленность культуры, которая стала следствием забвения Бога и абсолютизации разума, что привело к разрыву органичных'связей с жизнью, традицией, обществом. Идеализируя русскую историю, они считали, что Россия как хранительница Православия, Само¬державия и Народности (общинности, нравственности) призвана указать Европе и всему человечеству путь к спасению.

Развитие русской философии было прервано событиями 1917 г.

*****