Эволюция философской мысли Беларуси, статус и содержательная специфика.

 

Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультур-ными факторами:

- отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности

- ситуация пограничья

- трудности в национальнокультурной самоидентификации мыслителей

- невозможность однозначного соотнесения философских текстов с национальным языком, т.к. они долгое время писались преимущественно на латинском либо польском языках;

- отсутствие национальных тем для философского осмысления

- становление и последующее развитие философской мысли осуществлялось преимущественно в рамках доминирующих в культуре воззрений - религиозных, просветительских, националь-но-освободительных, идеологических, что нашло отражение в формулировке проблем.

**Этапы:

1. Предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12 вв.), имевшего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая', т.к. они способствовали распространению христианских идей.

2. Гуманистическое и реформационное движение (16 - первая половина 17 вв.), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Данный период представляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, В. Тяпинский, Л. Сапега и др. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы.

3. Доминирование схоластической философии (конец 17 - первая половина 18 вв.) - связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой и, в первую очередь, в области образования (Виленская иезуитская академия). Основу схоластической философии составляли труды Аристотеля, адаптированные Фомой Аквинским к теологической проблематике.

4. Господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая половина 18 - первая половина 19 вв.). Белорусская мысль движется в русле европейского Просвещения.

5. Национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли (вторая половина 19- начало 20 вв.). Отличительной чертой является акцент на проблеме националь-ного возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенностью этапа является разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения (К. Калиновский) и творческой, интеллигенции (Ф. Бо- гушевич, М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас и др.).

*****

 

16. Классика и современность – две эпохи в развитии европейской философии.

 

Классика

• объективизм (акцент на познании объективной природной действи¬тельности);

• принцип тождества бытия и мыш¬ления («все действительное разум¬но, все разумное действительно);

• детерминизм (утверждение о не-обходимых причинно-следственных ыгязях r мире)

• идеал объективности знания (зна-ние производио от объекта, где субъект - лишь нейтральный на-блюдатель того, что есть в действи-тельности);

• интенция на поиск абсолютной истины;

• созерцательность философского знания;

• наукообразность и системность как эталоны построения философии

• растворение антропологической проблематики в онтологии или гносеологии;

• человек как «разумное живот-ное», где именно разум определяет его сущность

• редукция социальных законов к природным;

• прогресс как смысл истории;

• универсализация исторических законов и европоцентризм

 

Неклассика

• субъективизм (познавательный интерес переносится на сферы человеческой субъективности: общество, человека, науку, культуру);

• действительность иррациональ¬на и абсурдна, разум и смысл вносятся в нее самим человеком;

• индетерминизм (приоритет ве¬роятностных, случайных связей)

• обоснование творческой ак-тивности субъекта по отноше-нию к объекту познания;

• релятивизм (истина относи-тельна);

• практическая ориентация фи-лософии;

• многожанровость философс-кого творчества

• «антропологический поворот», центрировавший мир и фило¬софию на человеке;

* рассмотрение человека в це-лостности его опыта сущест-вования (чувственно-телесного, индивидуально-творческого, социокультурного), критика ра-зума

• обоснование качественного своеобразия социальной реаль-ности;

• критика идеи прогресса;

• акцент на множественности типов исторического развития