Философия экзистенциализма.

 

 

Ее формирование обусловлено «антропологическим кризисом» в философии и культуре нач. XX в., связанного с крушением иде-алов классического гуманизма и его веры в человека как разумное существо, находящееся в отношениях «предустановленной гармо-нии» с миром. В качестве предтеч экзистенциальной философии вы-ступают С. Кьеркегор, Фр. Ницше, Ф. М. Достоевский. В ее развитии можно выделить следующие вехи:

а) нач. 20 в. - феноменология Э. Гуссерля и русский экзистенциализм (Н. А. Бердяев и Л. Шестов);

б) 20-30 гг. - немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс);

в) 40-60 гг. (период максимальной популярности) - французский экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, Г. Мар-сель и др.).

Разделяют также

религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель)

атеистический (М. Хайдегг,ер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

 

Понятие экзистенции акцентирует принципиальную уникаль-ность человеческого опыта, осознание которой возможно лишь в ситуации ее «пограничности». Пограничность экзистенции опре-деляется как «существование-между»:

1) между миром сущего (сфера готовых истин, безликой толпы (Оно), технически организованного пространства культуры, пре-вращающего людей во взаимозаменяемые винтики и обрекающего их на неподлинность существования и забвение своего Я), и миром истинного бытия (Бог у Марселя, ничто у Сартра и Камю, бытие у Хайдеггера), выступающего основанием человеческого прорыва к подлинному существованию;

2) между жизнью и смертью, когда в ситуации «или-или» че-ловек должен осуществить экзистенциальный выбор, определяя ценность своей жизни или жизни другого. Осознание временнос¬ти, смертности человеческого бытия одновременно обращает Я к поискам собственного жизненного проекта и смысла.

Основной характеристикой экзистенции выступает свобода, ко-торая проявляет себя в двух основных ракурсах:

1) негативная свобода, или «свобода от» (свобода бунта, на-правленного против сферы сущего, заставляющей человека быть таким, как все, бездумно плыть по течению и соглашаться с обще-принятым мнением). Предпосылками бунта являются ощущения страха, тревоги, скуки, заброшенности, свидетельствующие о не-подлинности бытия;

2) позитивная свобода как свобода выбора, в результате кото-рого человек выбирает себя, но одновременно он выбирает мир, в котором существует. Оборотной стороной этой свободы является ответственность за сделанный выбор, за собственное Я, прерога-тивой которого становится постоянное проектирование и переопи-сание себя, и мира в целом.

Философия экзистенциализма стала отражением кризисности человеческого существования и яркой попыткой защиты челове-ческой индивидуальности в условиях омассовления культуры и общества. Необыкновенная популярность экзистенциализма объ-ясняется также широким использованием здесь литературных форм, его влиянием на искусство XX в. в целом.

*****