рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ - раздел Образование, В основе драмы Гроза М. И. Цветаева Родилась В 1892 Году В Семье Филолога И Искусствоведа, Професс...

М. И. Цветаева родилась в 1892 году в семье филолога и искусствоведа, профессора Московского университета И. В. Цветаева. Ее отец был специалистом в области античной истории и искусства, основателем и собирателем музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Мать Марины, талантливая пианистка, ученица А. Рубинштейна М. А. Мейн, вышла замуж за вдовца с двумя детьми и родила ему двух дочерей — Марину и Анастасию. Она рано ушла из жизни — в 1906 году. Мать сначала вместо дочери мечтала о сыне, а потом о дочери-пианистке. Но отданная в музыкальную школу Зограф-Плаксиной, Марина вовсе не мечтала о музыке. Она с шести лет начала писать стихи на русском, французском и немецком, запоем читала А. С. Пушкина, переводы В. А. Жуковского, сама переводила Э. Ростана. Но музыкальность стала одной из черт ее творчества.

Первая ее книга вышла в 1910 году, она состояла из ста одиннадцати стихотворений и называлась «Вечерний альбом». Цветаева издала ее втайне от семьи, на свои средства. Это были камерные стихи, зарисовки домашнего быта, напоминающие дневник. Неожиданно для всех Марину заметили. «Сборник "Вечерний альбом" — это прекрасная и непосредственная книга, исполненная истинно женским обаянием», — писал М. А. Волошин. «Здесь инстинктивно угаданы все главнейшие законы поэзии, так что эта книга не только милая книга девичьих признаний, но и книга прекрасных стихов» — так оценил стихи Цветаевой Н. С. Гумилев. В. Я. Брюсов достаточно вяло и поучающе отозвался о ее стихах.

Проза Цветаевой началась с критической статьи «Волшебство в стихах Брюсова» (1910). Ответив ему стихами — «"Острых чувств" и "нужных мыслей" мне от Бога не дано...» — Цветаева таким образом сформулировала свою позицию в поэзии. Она не примыкала ни к одному течению в литературе, ее творческая самобытность заключалась, по ее словам, в том, что у нее было «взамен мировоззрения — ощущение».

«Цветаева была буйным гением, не умещавшимся в рамки каких-либо школ. Она сама стала школой, в которой была и учителем, и ученицей. Вся ее поэзия — от народной ворожбы, от заклинаний, обрядовых песен, причитаний», — говорил о значении поэзии Цветаевой Е. А. Евтушенко.

Литературным наставником Марины стал Волошин. Гостя у него в Коктебеле, Цветаева познакомилась с будущим мужем — С. Я. Эфроном. В нем она видела благородство рыцаря и в то же время беззащитность. Это был духовный союз. В 1912 году она вышла замуж, издала вторую книгу стихов «Волшебный фонарь» и родила дочь Ариадну (Алю). В следующем году выпустила сборник «Из двух книг» и похоронила отца.

«Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила — которые меня любили — или не любили», — говорила Цветаева. Один за другим выходят ее сборники «Юношеские стихи», «Версты», «Лебединый стан», «Стихи к Блоку», «Ремесло», поэмы «Царь-девица», «На красном коне», «Переулочки», пьесы цикла «Романтики», дневниковая проза. Цветаевская поэтическая манера меняется, и от домашне-уютных стихов она переходит к изображению повседневных деталей, воспеванию старины, позже ее стихи приобретают новые метрические и ритмические оттенки. Она использует просторечия, неологизмы. На смену поэтическому дневнику приходит ролевая лирика, лирическая героиня Цветаевой — это Кармен, Манон Леско, Мариной Мнишек, Сивилла.

За это время Марина Ивановна пережила уход мужа на фронт, редкие свидания с ним, а потом расставание на целых четыре года, когда он эмигрировал; нужду и отчаяние, голод, рождение и смерть в Кунцевском приюте второй дочери Ирины. Революцию Цветаева не приняла, считала ее катастрофой для страны, отзывалась на происходящее стихами о конце, гибели. Она не могла славить новую власть, как делали это уважаемые ею С. А. Есенин, В. В. Маяковский, поэтому ее почти не публиковали, как чуждую рабоче-крестьянским идеалам. Более того, ее книга «Лебединый стан» прославляла Белую армию, и муж был белогвардейцем, офицером Добровольческой армии.

Уже не верящей во встречу с мужем Марине И. Г. Эренбург принес от него известия: он находится в Константинополе, собирается в Чехию. В 1922 году Цветаева с Алей приехали в Берлин. Вскоре туда же прибыл Эфрон, в то время студент Пражского университета. В жизни Цветаевой начался период эмиграции. За границей Марина Ивановна провела несколько лет: три с половиной года в Чехии и четырнадцать лет во Франции.

В эмиграции она чувствовала себя чужой, встретили ее недружелюбно. Цветаеву поддерживала переписка с Б. Л. Пастернаком, а затем — с Р. М. Рильке. Нищета, нужда и болезнь мужа — у Эфрона был туберкулез, — в таких условиях приходилось творить поэтессе. Для нее немыслимым делом было использовать часы вдохновения на домашние заботы, но нужно было как-то выживать. В Чехословакии в 1925 году у Цветаевой родился сын Георгий (Мур).

Проза Цветаевой, в отличие от поэзии, была популярна в эмигрантской среде: сама Марина Ивановна говорила, что эмиграция делает из нее прозаика. В ее прозе соединились мемуары, лирика и философия. Много произведений вышло из-под ее пера в это время: книга «Ремесло», «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Крысолов», «С моря», «Поэма .Лестницы», «Поэма Воздуха», «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев», антифашистский цикл «Стихи к Чехии», сборник «После России», но многое так и не было опубликовано. Обостренность мировосприятия, мотивы отверженности, бездомности, философская и психологическая глубина, интонационное и ритмическое разнообразие — вот особенности ее поэзии. Предельная точность, экспрессивность стиля, эмоции через край, стилистические контрасты, постоянные тире — характеристика ее поэтического языка, так похожего на отрывистую речь самой Цветаевой.

Цветаева понимала, что России больше нет, а согласные СССР не влекли ее сердца. Но вслед за дочерью и мужем она вернулась на Родину в 1939 году. Ариадна уехала в СССР в марте 1937 году, Эфрон бежал в Москву в октябре, подозреваемый в политическом убийстве (ради возвращения в СССР он стал агентом НКВД). Там Марина Ивановна узнала, что в 1937 году арестовали ее сестру Анастасию. В 1939 году арестовывают дочь и мужа Цветаевой. Она зарабатывает тем, что дают — переводами. Мур оканчивает школу в Ташкенте, посещает лекции в Институте философии, литературы и искусства. Этот одаренный молодой человек погиб в 1944 году на фронте.

В августе 1941 году Цветаеву с сыном эвакуируют из Москвы в Елабугу. Она не знает ни о судьбе мужа, которого расстреляли в 1941 году, ни о судьбе дочери, которой предстоит провести пятнадцать лет в лагерях. Цветаева безрезультатно пытается устроиться на работу, готова даже на работу судомойки в столовой Литфонда... Никто не протягивает ей руку помощи, и в последний день августа Марина Ивановна Цветаева кончает жизнь самоубийством.

6.Война — это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все для победы над врагом, был ли это Батый или Гитлер. Находились во все времена предатели и трусы, но это была капля в море. Войны эти называли отечественными, когда люди боролись за свою независимость; мировыми, когда боролся друг с другом почти весь мир. Наша многострадальная Россия еще прошла войну — Гражданскую, войну между гражданами одного государства. На мой взгляд, это самая большая беда. Если есть один общий враг для всего народа, то и правда для всех одна. В Гражданскую войну были две правды — старая и новая. И обе стороны были правы. Это война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами совершенно близких и родных людей.

Революция всколыхнула, нет, взорвала Россию. Никто не остался в стороне. Чудовищный смерч обрушился на страну, неся разрушения и смерть.

Во всех уголках России: в городах и в маленьких селениях — шли жаркие споры о дальнейшей судьбе и жизни. В донских казачьих станицах — тоже война. В смертельной схватке встречаются командир эскадрона Николка Кошевой и атаман банды (“Родинка” М. Шолохова). Николка вырос без отца, который пропал в германскую войну, мать умерла. Хлебнул он горя, а потом ушел с красноармейцами воевать с Врангелем. Атаман семь лет не видел родной земли. Сначала германский плен, потом Врангель, теперь банда. Устали от войны оба. Мечта Николки пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле. И вот в бою они встречаются, полные ненавистью друг к другу; атаман убил Николку и, сняв с него сапоги, увидел родинку на ноге и узнал в своем враге сына. Не высказать словами горе отца, уже не имеет значения вся эта кутерьма, белые, красные... Жизнь кончена, незачем жить, держа в объятиях найденного сына, атаман-отец застрелился. Вообще в каждом из “Донских рассказов” Шолохова мы сталкиваемся с той драмой, на которую толкнула Гражданская война людей.

Другой отец, из рассказа “Семейный человек”, своими руками убил двух своих сыновей, но не из-за ненависти, он очень любил их обоих, но ценой их жизни он старался спасти жизни еще семерых своих детей. Старшие сыновья, Данила и Иван, ушли к красным и попали в плен к своим же казакам. Отцу было предложено самому расправиться с ними и тем самым доказать свою преданность казачеству. Он мог бы отказаться, но где была гарантия, что его не убьют вместе с ними, а семеро малых детей пропадут. Как расценивать его поступок? Зверь? Трус, предатель? Или, наоборот, человек, обладающий огромной внутренней силой? Не каждый может взять на себя такое — до конца жизни носить в себе огромную душевную боль. Он сам себе судья. Он день и ночь работает, чтобы вырастить детей, и горько слышать ему упреки дочери. Он остается не понятым своими детьми, теми, из-за которых он пошел на это.

А вот еще отец, из рассказа “Бахчевник”. Этот отец четко определил для себя, кто ему друг, а кто ему вра. Его избирают комендантом военно-полевого суда станицы, он от души радуется этому. Он “блюдет казачью честь”, избивает старшего сына за то, что Федор общается с большевиками, тот вынужден уйти к красным. Этот отец убивает свою жену за то, что та носила продукты пленным. Отказывается от младшего Митьки, бросив его на произвол судьбы. Четко служа казачеству, он отправляет на расстрел старшего Федора, попавшего в плен, а потом тщательно разыскивает его после побега. Этот отец, оставшись бы он в живых, убил бы обоих сыновей, и рука у него не дрогнула бы.

Война пробуждала не только ненависть, но и такие чувства, как сострадание, милосердие, любовь.

Старики, Гаврила и его жена, вырастили единственного сына Петра, надежду и опору. В огне Гражданской войны погиб Петр от рук красных. В сердце старика Гаврилы огромное горе и боль превращаются в лютую ненависть к большевикам. И вот на его глазах белоказаки убивают большевика, и, вместо злорадства и торжества, его сердце сжимается от жалости. Они со старухой выхаживают полумертвого красноармейца Николая, прикипают к нему всем сердцем, любят, как своего сына.

А какие страдания выпали на долю матерей! Как можно было объяснить матери, что один ее сын — друг, а другой — враг? Она их родила, вскормила, вырастила. В “Бахчевнике” мать умоляет мужа не трогать сыновей, несет продукты пленным красноармейцам, переживая за своего сына, поплатившись за это своей жизнью.

Это все касалось людей родных, а что же говорить о совершенно посторонних людях, встречавшихся в этой войне? В войну были вовлечены люди, убежденные в своей правоте, и люди, случайно попавшие в силу тех или иных обстоятельств. В белой армии офицеры сознательно воевали за Россию, которая была, в Красной Армии воевали за будущую Россию, за светлое будущее, которое они рисовали в своем воображении. А простые солдаты с той или другой стороны, а обычно это были простые рабочие и крестьяне, воевали за то, в чем их убеждали: белые за царя и Отечество, против большевиков. Красные/— за землю и равенство. Но иногда случалось так, что один и тот же человек сначала воевал на стороне одних противников, а затем переходил на другую. Как Григорий Мелехов, который запутался и не мог понять, на чьей же стороне правда. Даже сейчас, спустя многие годы, мы до сих пор не знаем, на чьей стороне все-таки была правда. Ведь до сих пор нам навязывают свое мнение люди, стоящие во главе государства.

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ РОМАНА ШОЛОХОВА"ТИХИЙ ДОН"

Л.Н. Толстой по поводу своего романа-эпопеи «Война и мир» писал, что у художника, создающего произведение на историческом материале, и собственно историка – разные творческие задачи. Если историк стремится к объективной передаче событий, то художника интересует прежде всего человек, принимающий в них участие, мотивы поступков, ход мыслей, движение чувств. Недаром в романе М. Шолохова «Тихий Дон», развивающего лучшие традиции толстовской эпопеи, так много действующих лиц. Именно из судеб людей складывается история в художественном произведении, из их субъективных точек зрения на нее – глубина и многоплановость осмысления исторических событий. Однако как Дон является своеобразным стержнем, на который нанизывается большинство происходящих в романе М. Шолохова событий, так среди героев «Тихого Дона» именно Григорию Мелехову выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплощением основных черт мощного народного духа. Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества вообще. И поэтому, проследив весь трагический жизненный путь Григория, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только вскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, глубокий и верный портрет которой мы находим на страницах «Тихого Дона».

Григорий – цельная личность, словно вырубленная из одного куска, и это в эпоху, требующую от человека прежде всего умения приспособиться, скрывать свои чувства. От своего деда Прокофия унаследовал: вспыльчивый и независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви, не замечающей косых взглядов «доброхотов». Кровь бабки – «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, она играла в его жилах и на полях боев, и в стою перед заносчивым офицером. Такая связь характерна героя с его родословной очень важна для обновленного реализма 20 века: еще в 19 веке считалось, что только среда не отрицается и Шолоховым. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берег казачью че5сть, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Главному герою «Тихого Дона» присущ своеобразный «иммунитет» против всякого рода двуличия: он не делит свою любовь между женой и Аксиньей, не участвует в казачьих грабежах и расправах. В.эпоху одно за одним посылающую Мелехову испытания, чтоб либо уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В основе драмы Гроза

нового отношения к миру Островский показал что и в окостенелом мирке Калинова может возникнутьхарактер поразительной красоты и силы Очень важно... Это мир в котором человеку не приходит в голову противопоставлять себя... общему поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности а потому и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лирический герой
В.В. Маяковский в молодости принадлежал к поэтам-футуристам, потом был связан с литературным движением «ЛЕФ». Но, несмотря на то, что это, в принципе, обусловило некоторые особенности его творчеств

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А.Т.ТВОРДОВСКОГО.
Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична. А. Твардовский вошел в литературу в с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги