Социокультурные основы образования лиц с нарушением слуха.

Социокультурные традиции сурдопедагогики основываются на ценностных ориентациях и культурных нормах, раскрывающих от-ношение общества и государства к людям со слуховым дефектом. Именно эти принципы оказывают влияние на определение соци¬ально-правового статуса этих людей и выбор комплекса реабили¬тационных мер, значимых для их самореализации в социуме.

На рубеже XIX—XX вв. концепция социальной реабилитации неслышащих людей сводилась к определению и обоснованию их социальной полезности. Согласно ее идеям, школа была призвана воспитывать активного и социально полезного члена об¬щества. В этом контексте образование лиц с нарушенным слухом предусматривало необходимость их обучения и получения ими доступной профессиональной подготовки как базы для будущего материального обеспечения собственного существования.

Усиление гуманистических начал в общественном сознании во второй половине XX в. повлияло на развитие концепции социаль¬ной реабилитации человека, имеющего нарушение слуха, обес¬печивая поворот от «культуры полезности к культуре достоин¬ства». Складывающиеся в это время социокультурные традиции исключали деление общества на «полноценных» и «неполноценньГх» людей и основывались на признании единого общества, со¬стоящего из равноправных людей с разными проблемами. Следуя этим идеям, человек с нарушением слуха независимо от своей дееспособности и полезности для общества рассматривался как объект особой социальной помощи и заботы, нуждающийся в создании условий (в том числе и педагогических) для максималь¬но полной реализации его личности, актуализации имеющихся возможностей интеграции в общество.

В концепции социокультурной политики Российской Федера¬ции в отношении инвалидов, в том числе и людей со слуховой недостаточностью, признается, что для значительного числа из них полная интеграция в обычную социокультурную жизнь недо¬стижима, так как не существует медицинских, технических, со¬циокультурных средств, которые могли бы компенсировать воз¬никающие у них проблемы, в частности значительные потери слуха. В связи с этим еще большее значение приобретает сохранение культурной специфики социальных связей и отношений в обще¬стве.

Современный процесс социокультурного включения и адапта¬ции лиц с нарушенным слухом в качестве основополагающей при¬знает идею независимого образа жизни и основан на формирова¬нии у людей со слуховой недостаточностью навыков в сфере жиз¬необеспечения и самообслуживания, социализации, коммуника¬ции и рекреации, развитие которых начинается в детстве и про¬должается во взрослой жизни; на наполнении социокультурным содержанием их жизнедеятельности, совершенствовании педаго¬гических и социокультурных мер, направленных на реализацию их социальной и культурной интеграции.

Жизнеобеспечение инвалидов по слуху предполагает их деятель¬ное участие в общественном производстве, ведении домашнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношениях. Госу¬дарственные органы и общественные организации с помощью средств массовой информации укрепляют в их сознании значи¬мость активной самостоятельности и вместе с тем осуществляют Контроль за соблюдением правовых и этических норм, определя¬ющих включенность инвалидов по слуху во все формы общественной жизни. В профессиональной подготовке, в поиске и организа¬ции рабочих мест участвуют общества и ассоциации инвалидов по слуху, при которых созданы учебно-производственные предприя¬тия. В условиях современного экономического развития деятельность этих организаций заметно расширяется.

Процессы коммуникации составляют ключевой аспект полно¬ценной социокультурной жизни, социального взаимодействия и информационного обмена между людьми. Многие затруднения людей, имеющих нарушения слуха, в отношениях с окружающим миром обусловлены коммуникативными барьерами, осложняю¬щими для них доступ к социально значимой информации и огра¬ничивающими личностную социокультурную самореализацию.

Своеобразие субкультуры инвалидов по слуху влияет на их со-циализацию в той мере, в какой являющиеся ее носителями груп¬пы людей (сверстники, коллеги и др.) значимы для них. Извест¬но, что межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Ими могут быть родители, взрослые, друзья-сверстники своего или противоположного пола, слышащие люди, владеющие жестовой речью. В основе формирования механизмов идентификации лиц с нарушениями слуха лежит владение жестовым языком и его употребление, включая его модификации, возникающие в практике межличностного общения глухих лю¬дей, что закрепляет за ними определенный образ восприятия в обществе и во многом отражается на стиле жизни людей данной группы.

Социальная адаптация инвалидов по слуху — составная часть их социализации. Она отражает процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации отношений личности со сре¬дой, активного приспособления, уравновешивающего потребно¬сти индивида (с выраженной тенденцией к самореализации).

Положения социокультурной концепции повлияли на форми¬рование билингвистического подхода в обучении, основанного на признании права глухих на собственную культуру, собствен¬ный язык и систему обучения, направленную на воспроизведение этой культуры.

В нашей стране развитие образования лиц с нарушенным слу¬хом в рамках плюрализма и новых социокультурных традиций со¬действует переосмыслению его концептуальных подходов, в ос¬нове которых — создание равных возможностей его получения, обеспечение специальных образовательных потребностей и учет прав и интересов этих людей.