Позитивизм

Позитивизм — одно из основных течений в философии XIX-XX вв. В истории позитивизма выделяют так называемый первый позитивизм, махизм (или «второй позитивизм») и неопозитивизм.

Основатель позитивизма — Огюст Конт(1798-1857). Начиная с Конта, звучит призыв к преодолению противоположности материализма и идеализма. Позитивисты утверждают, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе, нужных в практической жизни, предоставляютспециальные науки. Это знание («позитивное знание») противопоставляется традиционной философии как «метафизике». Конт высказал тезис о том, что наука заменяет собой традиционную философию.

Наука, по Конту, должна в принципе ограничиваться описанием внешней структуры явлений, отвечая на вопрос о том, как протекают явления, а не о том, какова их сущность (последнее — ненужная «метафизика»).Описание явлений позволяет вывести законы, определить функциональные (не причинные) отношения между элементами данной структуры.

Конт говорит, что человечество в своем умственном развитии последовательно пользуется тремя методами познания — сначала теологическим (явления объясняются сверхъестественными факторами), затем метафизическим (используются некие философские абстракции — Абсолют, Идея и т. п.) и, наконец, позитивным (когда познаются действительные законы явлений). Позитивная стадия должна полностью сменить обе предыдущие.

Конт считал своей заслугой создание социологии как науки; сам термин «социология» был введен Контом. Его социология включала «социальную статику» (учение об условиях существования общества), «социальную динамику» (учение об изменении социальных систем) и «социальную политику» (программу социального действия). В социологии в целом Конт исходил из тезиса о том, что «миром управляют и двигают идеи».

Герберт Спенсер(1820-1903) также видел задачу науки в познании сосуществования и последовательности явлении. При этом он допускал, что есть некая единая «Сила» или «Мощь», но они — тайна, в принципе непознаваемая человеческим разумом.

Задача философии — систематизировать научные знания. Наиболее общие истины, к которым приводит анализ действительности, — понятия вещества, движения, силы, эволюции. Спенсер уделял особое внимание эволюции, которую он характеризовал как высший закон всего существующего. В эволюции Спенсер выделяет следующие моменты:

· интеграция (переход от бессвязности к связности);

· дифференциация (переход от однородного к разнородному);

· возрастание порядка (переход от неопределенности к определенности).

Спенсер считал, что эволюция имеет предел — равновесие системы, когда уравновешиваются все противодействующие силы, в частности, в обществе — консервативные и прогрессивные силы. Но состояние равновесия сменяется разложением под влиянием внешних сил, затем возможно новое равновесие и т. д.

Лидерами «второго позитивизма» были Эрнст Мах(1838-1916) и Рихард Авенариус(1843-1896). Мах выступал против понимания материи как объективной реальности. Все существующее — совокупность ощущений, «комплексы ощущений образуют тела». Махисты использовали понятие «элементы мира». Их они хотели представить как нечто «нейтральное» по отношению к материи и сознанию, утверждая, что «элементы мира» могут быть в одном отношении физическими, а в другом — психическими. Например, огонь, вызывая ощущения тепла и света, является психическим «элементом», а с другой стороны, как совокупность определенных химических и физических процессов он представляет собой «физический» элемент.

Махисты утверждали, что между физическими и психическими «элементами» существует неразрывная связь, одни не могут быть без других.

Авенариус заявлял также о «принципиальной координации» нашего Я и среды (не-Я).Сознание человека — центральный член, внешний мир — противочлен; они неразрывно связаны друг с другом. Отсюда можно прийти к субъективному идеализму.