Фрейдизм и неофрейдизм

Одной из наиболее влиятельных фигур в философии XX века был немецкий врач, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939). Сам Фрейд никогда не называл себя философом. Однако его идеи оказали огромное влияние на развитие мысли в XX веке. Фрейд, например, является одним из наиболее цитируемых авторов в философии структурализма и постструктурализма

Наконец, значение Фрейда заключается в том, что он стоял у истоков психотерапии. Психотерапия противопоставляет себя психиатрии — в первую очередь на том основании, что основную причину психических расстройств она видит не в физиологических, а в собственно психических процессах. Существует особая, бессознательная область человеческой психики. Познание ее требует особых процедур и навыков, так называемого психоанализа.

При разработке своего учения Фрейд исходил из того, что, во-первых, наиболее существенные психические процессы являются бессознательными, и, во-вторых, первостепенную роль в жизнедеятельности человека играет половое влечение. Фрейд считает, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания.

Фрейд предложил следующую модель человеческой психики. Она включает в себя три инстанции:

· бессознательное Оно, унаследованный человеком глубинный слой, в котором находятся скрытые душевные движения и безотчетные влечения;

· сознательное Я, посредник между Оно и внешним миром;

· сверх-Я, некая инстанция, содержащая императивы долженствования, запреты морального, социокультурного и семейного происхождения.

Воснове деятельности человека, по Фрейду, лежат «принцип удовольствия» и «принцип реальности». Первый — это бессознательные влечения, которые направлены на получение максимального удовольствия, второй — это защитные механизмы по отношению к внешней реальности, которые страховали бы человека от различных потрясений и перегрузок.

Фрейд считал, что между сознательным и бессознательным возникают конфликты, поэтому в нашей психике сформировались механизмы для снятия этих конфликтов (вытеснение, образование противоположной реакции, сублимация и др.). Так, например, происходит подавление, исключение из сознания импульсов, возбуждающих напряжение и тревогу (вытеснение в бессознательное).Но вытесненные в бессознательное желания могут вырваться наружу, став причиной невротических заболеваний. Фрейд считает, что лучший выход из положения — мобилизация человеком своих сил с целью сознательного, а не бессознательного разрешения конфликтов. Для этого нужно осознать свои бессознательные влечения. С этой целью используются методы психоанализа — через анализ сновидений, навязчивых идей, обмолвок и т. д.

В 1920-е гг. Фрейд вносит изменения в свою концепцию. Он приходит к выводу, что в бессознательном есть две инстанции: Эрос (инстинкт жизни) и Танатос (инстинкт разрушения, смерти). Более того, развитие не только человека, но и культуры рассматривается с точки зрения борьбы Эроса и Танатоса.

Продолжатели Фрейда вводят некоторые новые идеи. Альфред Адлер(1870-1937) считал, что вместо принципа удовольствия в роли руководящего начала выступает «воля к власти». Динамика развития личности возникает в борьбе между «комплексом неполноценности», идущим от жизненных неудач, и желанием во что бы то ни сталодобиться успеха.

Отталкиваясь от идей Фрейда, свою концепцию разработал и Карл Густав Юнг (1875-1961). Если для Фрейда основной задачей было выявление личностного бессознательного, образовавшегося в результате вытеснения, то Юнг сосредоточил свое внимание на коллективном бессознательном, которое является бессознательным изначально. Коллективное бессознательное — это еще более глубокий пласт психики.

Коллективное бессознательное находит выражение в древних символах, мифах, сказках, снах, а также в художественном творчестве. Основным его элементом является архетипврожденный паттерн психологических проявлений, который реализуется в поступках человека или его эмоциях. Архетип представляет собой связь между инстинктом и образом.

Коллективное бессознательное и архетипы Юнг рассматривал как врожденные, унаследованные структуры, которые существуют независимоот индивидуального опыта человека.