Изменение и развитие

Изменение, его так­же называют движением, органическая черта всех явлений. Если изменение не выходит за пределы данного ка­чества, то оно называется эволюцией, в противном слу­чае оно выступает как развитие, изменение качества. Так как с явлениями происходят самые различные преобразования, то вполне резонно ставится вопрос об их истоках, или, как часто выражаются, причинах.

Со­гласно принципу детерминизма, все явления причин­но обусловлены. Отрицание же этого принципа назы­вают индетерминизмом. Индетерминизм отказывается от идеала научного описания и видит во всех метамор­фозах слепую игру случая. В этой связи указывается, например, на случайное поведение частиц или свобо­ду воли человека.

В понимании определенности различных видов ре­альности важное значение имеет учет специфики так называемых динамических и статистических законо­мерностей. Для динамических закономерностей характерны однозначные, а для статистическихмно­гозначные вероятностные связи. В философии науки часто противопоставляют друг другу два воззрения. Соглас­но первому из них, самые сложные многозначные свя­зи обусловливаются однозначными, строго необходимы­ми отношениями (такое воззрение господствовало вплоть до XX века). Согласно второму воззрению, явле­ния многообразны, а потому для них характерны веро­ятностные связи, которые в принципе несводимы к динамическим отношениям.

 

 

Пространство и время

Философские категории пространства и времени являются абстракциями высокого уровня и характеризуют особенности структурной организации материи. Пространство и время — формы бытия, по словам Л. Фейербаха, коренные условия бытия, не существующие независимо от него. Верно и другое, материя невозможна вне пространства и времени.

В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени. Первыйсубъективистский, рассматривает пространство и время как внутренние способности человека. Сторонники второгообъективистского подхода считают пространство и время объективными формами бытия, независящими от сознания человека.

Наиболее ранней версией субъективистской концепции времени были идеи философа V века Августина Аврелия. Блаженный Августин считал, что время — это человеческий способ обозначения изменения, и поэтому в объективном смысле не существует.

Самая известная субъективистская концепция пространства и времени принадлежит И. Канту. Пространство и время, по мысли И. Канта, это априорные формы чувственности, с помощью которых познающий субъект упорядочивает хаос чувственных впечатлений. Познающий субъект не может воспринимать мир вне пространства и вне времени. Пространствоэто априорная форма внешнего чувства, позволяющая систематизировать внешние ощущения. Времяэто априорная форма внутреннего чувства, систематизирующая внутренние ощущения. Пространство и времяэто формы чувственной познавательной способности субъекта и независимо от субъекта не существуют.

Еще один пример субъективистского подходаконцепция длительности А. Бергсона. А. Бергсон принципиально различал время и длительность. Длительность, по его мнению, составляет подлинную сущность жизни. Переживая длительность, человек приобщается к жизни, участвует в ней, постигает ее. Время — лишь опространствленная длительность, умерщвленная длительность, которая к сущности жизни не имеет никакого отношения и есть всего лишь удобный способ рассудочного измерения ограниченного числа процессов физического мира.

В рамках объективистской парадигмы исторически первой стала субстанциональная концепция пространства и времени. Уже в атомизме Демокрита есть представления о пустоте, в которой движутся атомы. Пустота объективна, однородна и бесконечна. По сути дела, словом «пустота» Демокрит обозначает пространство. Пространство в атомизме это вместилище атомов, время — вместилище событий.

В окончательном виде субстанциональная концепция сформировалась в Новое время. Ее основой стали онтологические представления философов XVII века и механика И. Ньютона. Пространство в механике И. Ньютона — это пустое вместилище для вещества - материи. Оно однородно, неподвижно и трехмерно. Времясовокупность равномерных моментов, следующих одно за другим в направлении от прошлого к будущему. В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, независящие друг от друга, а также от характера протекающих в них материальных процессов.

Первые идеи о пространстве, которые можно характеризовать как реляционные, связаны с именем Аристотеля. Аристотель критиковал Демокрита и отрицал существование пустоты. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами.

В законченном виде реляционная концепция пространства и времени сложилась после создания общей и специальной теорий относительности А. Эйнштейна и неевклидовой геометрии Н. Лобачевского.

Пространствоэто совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентацию). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность.

Времясовокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность.

Физическим пространству и времени приписываются определенные характеристики. Общими и для пространства, и для времени являются свойства объективности и всеобщности.

Пространству приписываются свойства: протяженности, изотропности, однородности, трехмерности.

Протяженность предполагает наличие у каждого материального объекта определенного местоположения, изотропность означает равномерность всех возможных направлений, однородность пространства характеризует отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а трехмерность описывает тот факт, что положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин.

Физическому времени приписываются свойства: длительности, одномерности, необратимости и однородности.

Длительность интерпретируется как продолжительность существования любого материального объекта или процесса. Одномерность означает, что положение объекта во времени описывается единственной величиной. Однородность времени, как и в случае с пространством, означает отсутствие каких-либо выделенных фрагментов. Необратимость времени, т.е. его однонаправленность от прошлого к будущему, скорее всего, связана с необратимостью некоторых фундаментальных процессов и характером законов в квантовой механике.