Законы диалектики

Рассмотрим три закона так называемой объективной диалектики. Согласно закону единства и борьбы противополож­ностей, во всех видах реальности друг другу противосто­ят противоположности, которые находятся в противо­речивых отношениях.

Рассмотрим закон количественно-качественных преобразований, согласно которому количественные изменения неминуемо приведут к качественным преоб­разованиям. Закон весьма удачно отображает большой массив научных данных. Действитель­но, любое явление сохраняет свою качественную определенность не при всяких количественных пара­метрах. Пример: нагретая до определенной температу­ры жидкость испаряется (превращается в газ).

Согласно закону отрицания отрицания изменения происходят в два этапа: сначала исходное явление пре­вращается в свою противоположность (так, посеянное зернышко «вытягивается» в стебель), затем происхо­дит возврат к исходному явлению, но на более высо­ком уровне (на стебле появляется не одно, а несколь­ко зерен). Рассматриваемый закон, видимо, характерен для процессов с циклическим характером развития. Одна­ко развитие не всегда идет по циклу (вряд ли современ­ное общество вернется, в том числе и на так называе­мой более высокой основе, к первобытному обществу). А если развитие имеет циклический характер, то его разумно описывать в точных терминах соответствую­щих наук, которые прекрасно обходятся без таких довольно непроясненных понятий, как «превращение в свою противоположность» и «отрицание отрицания».

Сознание

Одним из важнейших свойств материи (при субстанциальном ее рас­смотрении) является сознание. Сознание есть одна из форм более общего свойства материи, как отраже­ние. Отражение есть взаимодействие, в результате которого остаются следы на взаимодействующих телах. Сознание тоже есть взаимодейст­вие, но особого рода: в нем отражаются воздействующие на него тела, они оставляют в нем образы, копии, которые есть знаки с соответст­вующим содержанием (т.е. информацией и смыслом). Если, например, человек, переходя через улицу, видит мчащуюся ему навстречу автома­шину, то в его сознании отпечатывается в виде образа это «тело» и осознается смысл, значимость для его жизни непосредственного столк­новения с этой автомашиной. Такое отражение весьма важно для суще­ствования человека, для его приспособления к среде.

У человека - высшая из известных нам форм отражения.

В социальной сфере бытия выделяются такие формы отражения: индивидуальное соз­нание, общественное сознание и «машинное» (компьютерное) «созна­ние».

Центральным здесь является индивидуальное сознание, поскольку лишь на его основе исторически сформировалось коллективное, обще­ственное сознание и поскольку оно в процессе своего исторического развития дошло до создания компьютеров; отличие существенное: дея­тельность «думающих машин» целеисполнительна, а деятельность чело­века целеполагающа.

Индивидуальное сознание возникло на базе двух материальных образований: во-первых, его пред­посылкой было биологическое развитие организмов, и в первую очередь центральной нервной системы; во-вторых, существенной предпосылкой было и формирование социума: трудовая деятельность и коллектив с формирующимся коллективным сознанием, с языком и взаимодействием индивидов со складывающимся сообществом.

Понятие индивидуального сознания может определяться по-разному. Но отправным, исходным можно взять то, которое сформулировано А.Г. Спиркиным: «Сознание - это такая функция (или такое свой­ство) человеческого мозга, которая заключается в обобщенном, оценоч­ном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом пре­образовании действительности, в предварительном мысленном построе­нии действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека». Это определение сознания функциональное, касающееся только индивидуального сознания человека.