рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос 6. Поиск близости к Аллаху.

Вопрос 6. Поиск близости к Аллаху. - раздел Образование, ОСНОВЫ ВЕРЫ В СВЕТЕ А) Определение. Арабское Слово «Тауассул» Произошло От Слова «Василя...

а) Определение.

Арабское слово «тауассул» произошло от слова «василя». Лексически оно означает «достижение желаемого», «стремление к цели». В шариате же под ним подразумевается обретение довольства Аллаха и Рая посредством совершения узаконенных поступков и избежания запрещенных деяний.

б) Значение слова «уасиля» в Священном Коране.

Это слово встречается в Священном Коране дважды:

1. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему и сражайтесь на Его пути, – быть может, вы преуспеете» (аль-Маида, 35).

2. Всевышний сказал: «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» (аль-Исра, 57).

В обоих аятах оно означает «близость к Аллаху благодаря совершению богоугодных поступков». Хафиз Ибн Касир в толковании первого аята передал слова Ибн ‘Аббаса о том, что слово «василя» означает «близость». Похожие высказывания он передал со слов Муджахида, Абу Ваиля, аль-Хасана аль-Басри, Абдуллаха бин Касира, ас-Судди, Ибн Зейда и многих других.[37]

Что же касается второго аята, то славный сподвижник Абдуллах бин Мас’уд разъяснил обстоятельства его ниспослания, которые позволяют лучше уяснить его смысл: «Этот аят был ниспослан по поводу группы арабов, поклонявшихся группе джиннов. Эти джинны обратились в ислам, а поклонявшиеся им люди даже не подозревали об этом».[38]

Из этого ясно видно, что под близостью к Аллаху понимаются все праведные деяния и славные обряды поклонения, посредством которых можно приблизиться к Аллаху. Именно поэтому в аяте говорится: «…ищут близости к своему Господу…» Это значит, что они ищут возможности приблизиться к Аллаху и заслужить Его довольство посредством праведных деяний, которые могут приблизить к Нему.

в) Категории поиска близости к Аллаху.

Поиск близости к Аллаху можно разделить на две категории: дозволенный и запрещенный.

 

1. Дозволенный поиск близости к Аллаху – это приближение к Аллаху посредством правильных, узаконенных в шариате поступков. Для того чтобы уяснить это, следует обратиться к Корану и Сунне и узнать, что в них сказано по этому поводу. Если Коран и Сунна называют какой-либо способ приближения законным, то искать близость к Аллаху таким образом разрешается. В противном случае, поступать так запрещается.

 

Шариат дозволяет искать близости к Аллаху тремя способами:

1. Приближение к Всевышнему Аллаху посредством Его прекрасных имен и великих качеств. Так поступает мусульманин, когда обращается к Аллаху со словами: «О Аллах, я прошу у Тебя благополучия, ведь Ты – Милостивый, Милосердный!» или «О Аллах, я прошу Тебя простить меня и помиловать ради милости Твоей, которая объемлет все сущее!».

Доказательством законности такого способа приближения к Аллаху являются слова Всевышнего: «У Аллаха – самые прек­расные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (аль-А’раф, 180).

2. Приближение к Всевышнему Аллаху посредством праведного поступка, совершенного самим рабом. В этом случае человек, например, говорит: «О Аллах, прости меня ради моей веры в Тебя, ради моей любви к Тебе, ради моей приверженности дороге Твоего посланника!» или «О Аллах, я прошу у Тебя избавления ради моей любви к Твоему пророку Мухаммаду, e, и ради моей веры в него!» Молящийся также может вспомнить какое-либо из существенных праведных деяний, которое он совершил, чтобы посредством него приблизиться к своему Господу. Об этом упоминается в истории троих людей, оказавшихся запертыми в пещере, которую мы еще перескажем.

О законности такого способа свидетельствуют высказывания Всевышнего: «…которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне» (Аль Имран, 16);

«Господь наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас в число свидетельствующих» (Аль Имран, 53).

К числу таких доказательств относится и история о трех людях, оказавшихся запертыми в пещере. Абдуллах бин Умар рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, e, сказал: «Трое людей из числа ваших предшественников шли по дороге, когда начался ливень. Они укрылись в пещере, как вдруг выход из нее оказался загорожен. Тогда один из них сказал: «Клянусь Аллахом, спасти вас может только искренность! Пусть каждый из вас попросит Аллаха помочь ради поступка, о котором ему известно, что он совершил его искренне». Один из них сказал: «О Аллах, был у меня работник, который работал на меня за фарак[39] риса. Затем он ушел от меня и не взял его. Я же взял этот фарак и посеял его, а на заработанные средства я купил коров. Но затем он пришел ко мне и потребовал от меня свой заработок. Тогда я сказал ему: «Ступай к тем коровам и уводи их». Он ответил мне: «Ты должен мне всего лишь фарак риса». Я сказал ему: «Ступай к тем коровам, потому что они куплены на этот фарак, и уводи их». Если Тебе известно, что я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут скала немного отодвинулась.[40] Затем второй сказал: «О Аллах, у меня были старые родители, и каждый вечер я приносил им молоко, которое давали мои овцы. Однажды ночью я задержался и пришел, когда они уже легли спать. Моя жена и мои дети плакали от голода, но я не стал поить их, пока не напились мои родители. Я не захотел будить их и не захотел оставлять их, чтобы они не ослабли, не напившись. Я прождал, пока не рассвело, и если Тебе известно, что я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут скала еще немного отодвинулась, так что они смогли увидеть небо. Затем третий сказал: «О Аллах, у меня была двоюродная сестра, которую я сильно любил. Я пытался соблазнить ее, но она отказалась уступить мне, пока я не дам ей сто динаров. Я смог найти их, пришел к ней и заплатил ей, а она позволила мне овладеть ею. Когда же я воссел между ее ног, она сказала: «Побойся Аллаха и не ломай печать без права на то. Тогда я встал и оставил ей сто динаров. Если Тебе известно, что я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут Аллах спас их, и они выбрались наружу». Этот хадис передал аль-Бухари.[41]

3. Приближение к Аллаху посредством мольбы праведного человека, на принятие мольбы которого можно надеяться. В таком случае мусульманин, например, отправляется к человеку праведному, богобоязненному, заботящемуся о соблюдении законов Аллаха, и просит его попросить за него Господа избавить его от печали и облегчить его участь.

Законность такого способа подтверждается тем, что сподвижники просили Пророка, e, молиться за них в общем и в частности.

В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис Анаса бин Малика: «Однажды в пятницу, когда посланник Аллаха, e, стоял, читая проповедь, через дверь, расположенную напротив кафедры, вошел мужчина. Он встал лицом к посланнику Аллаха, e, и сказал: «О посланник Аллаха! Скотина подохла, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он ниспослал дождь». Тогда посланник Аллаха, e, поднял руки и сказал: «О Аллах, напои нас! О Аллах, напои нас! О Аллах, напои нас!» Нет, клянусь Аллахом, мы не видели на небе ни единой тучи, ни единого облачка, мы не видели ничего. Между нами и Салой не было ни одного дома, и вдруг из-за нее появилась туча, подобная щиту. Достигнув середины неба, она стала распространяться, а затем полил дождь. Клянусь Аллахом, шесть дней мы не видели солнца. В следующую пятницу, когда посланник Аллаха, e, стоял, читая проповедь, через ту же самую дверь снова вошел мужчина. Встав лицом к посланнику Аллаха, e, он сказал: «О посланник Аллаха! Имущество погибло, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он прекратил проливать дождь». Посланник Аллаха, e, поднял руки и сказал: «О Аллах, вокруг нас, а не на нас. О Аллах, на возвышенности, на горы, на холмы, на заросли деревьев». Тут дождь прекратился, и мы вышли и пошли под солнцем». Шарик сказал: «Мы спросили Анаса, был ли это один и тот же мужчина. Он ответил: «Я не знаю».[42]

В сборниках аль-Бухари и Муслима также приводится хадис о том, что среди последователей Пророка, e, будет семьдесят тысяч тех, кто войдет в рай безо всякого расчета и наказания. Затем он сказал: «Это будут те, которые не просят, чтобы им прочли заклинания, не делают прижиганий и не просят об этом, не суеверны и которые уповают только на своего Господа». Тогда поднялся Уккаша бин Михсан и сказал: «О посланник Аллаха! Помолись Аллаху, чтобы Он сделал меня одним из них». Он сказал: «Ты будешь среди них».[43] Еще одним доказательством может служить упоминание Пророком, e, Увейса аль-Карани, о котором он сказал: «Попросите же его, чтобы он помолился о прощении для вас».

Искать близости к Аллаху таким способом разрешается только тогда, когда человек, которого просят помолиться Аллаху, жив. Обращаться к нему с такими просьбами после его смерти запрещается, потому что он уже не способен совершать деяния.

 

2. Запрещенный поиск близости к Аллаху – это попытка приблизиться к Всевышнему Аллаху посредством поступков, которые шариат не относит к средствам приближения к Господу. Эти деяния одно опаснее другого, и мы перечислим некоторые из них.

1. Приближение к Всевышнему Аллаху посредством мольбы к мертвым и отсутствующим поблизости, обращение к ним с просьбой о спасении, удовлетворении нужд, избавлении от печали и т.п. Все это относится к проявлениям великого многобожия, которое выводит человека из лона ислама.

2. Приближение к Аллаху посредством совершения обрядов поклонения возле могил и мавзолеев, посредством обращения к Аллаху с мольбой возле них, установления на них фонарей, покрывал и т.п. Эти деяния являются проявлениями малого многобожия, несовместимого с совершенным единобожием. Кроме того, все они в конечном итоге приводят к великому многобожию.

3. Приближение к Аллаху благодаря высокому положению пророков и праведников, которое они занимают перед Аллахом. Поступать так запрещено, более того, это является ересью. Аллах не узаконил такой способ приближения к Нему и не позволял его. Всевышний сказал: «Аллах позволил вам это…?» (Йунус, 59).

Высокое положение праведников перед Аллахом приносит пользу только им самим, как об этом сказал Всевышний: «Человек получит только то, к чему он стремился» (ан-Наджм, 39).

Поэтому такой способ приближения к Аллаху не был известен во времена Пророка, e, и его сподвижников, и многие богословы ясно заявляли о том, что поступать так категорически запрещено.

Имам Абу Ханифа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Нельзя говорить во время мольбы: «Я прошу Тебя ради такого-то, или ради Твоих угодников и посланников, или ради Заповедной мечети и Заповедного места».

г) Сомнение по поводу способов приближения к Аллаху и их рассеивание.

Противники приверженцев Сунны и единой общины приводят сомнительные доводы и высказывают некоторые возражения по поводу способов приближения к Аллаху, чтобы обосновать свою ошибочную позицию и убедить неграмотных мусульман в ее правильности. Однако все их сомнительные доводы можно разделить на две группы.

Во-первых, они могут опираться на слабые или выдуманные хадисы, которые можно опровергнуть, обосновав их недостоверность и безосновательность. Вот некоторые из этих хадисов:

1. «Ищите близости посредством моего высокого положения, потому что мое положение перед Аллахом очень высоко» или «Когда вы просите Аллаха, то просите Его ради моего высокого положения, потому что мое положение перед Аллахом очень высоко». Этот хадис является ложным. Ни один из богословов не передавал его, и его вообще нет в сборниках хадисов.

2. «Когда дела изнурят вас, то ищите помощи у обитателей могил» или «Молите о спасении обитателей могил». Этот ложный хадис, по единому мнению всех богословов, является наветом на Пророка, e.

3. «Если человек хорошо подумает о камне, то он непременно поможет ему». Этот ложный хадис противоречит исламской религии и был выдуман язычниками.

4. «Когда Адам совершил свой грех, он сказал: «Господи, я прошу Тебя простить меня ради Мухаммада!» Аллах сказал: «О Адам, как же ты узнал о Мухаммаде, если Я еще не сотворил его?» Он сказал: «Господи, когда Ты сотворил меня Своей Рукой и вдохнул в меня от духа Своего, я поднял голову и увидел на подпорках Трона надпись «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха». Тогда я понял, что Ты упомянешь наряду со Своим именем только имя самого возлюбленного из Твоих творений». Аллах же сказал: «Я прощаю тебя, и если бы не Мухаммад, то Я бы не сотворил тебя».[44] Этот ложный хадис не имеет под собой никаких оснований. То же самое относится к хадису: «Если бы не ты, то Я не сотворил бы небеса».

Мусульмане не имеют права обращать внимание на эти ложные хадисы, вымышленные рассказы и сфабрикованные истории, не говоря уже о том, чтобы опираться на них в своей религии.

Во-вторых, они неправильно понимают значение некоторых достоверных хадисов Пророка, e, искажают их истинный смысл. Приведем несколько примеров:

1. В «ас-Сахихе» приводится хадис о том, что Умар бин аль-Хаттаб, когда началась засуха, попросил аль-’Аббаса бин Абд аль-Мутталиба помолиться о ниспослании дождя и сказал: «О Аллах, мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка, и Ты ниспосылал дождь. Теперь мы ищем близости к Тебе посредством дяди нашего Пророка. Напои же нас!» После этого полил дождь.[45]

Из этого хадиса они приходят к такому выводу, что Умар искал близости к Аллаху посредством высокого положения аль-’Аббаса и его высокого места перед Великим и Могучим Аллахом. Они считают, что слова «Мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка, и Ты ниспосылал дождь. Теперь мы ищем близости к Тебе посредством дяди нашего Пророка» означают: «Мы искали близости к Тебе посредством высокого положения нашего Пророка, а теперь ищем близости посредством высокого положения дяди нашего Пророка».

Несомненно, такое понимание является ошибочным. Такое толкование далеко от истины и совершенно не подтверждается контекстом хадиса. Сподвижники не пытались приблизиться к Аллаху посредством самого Пророка, e, или его высокого положения. Они надеялись приблизиться к Господу благодаря его мольбам, пока он был жив, о чем уже указывалось ранее. Умар не имел в виду, что он пытается приблизиться к Аллаху посредством самого дяди Пророка или его высокого положения. Он имел в виду только его мольбу. Если бы приближение к Аллаху посредством высокого положения человека или его самого было распространено среди сподвижников, то Умар не стал бы отказываться от Пророка, e, и искать близости к Аллаху посредством аль-’Аббаса. В таком случае сподвижники сказали бы ему: «Зачем искать близости к Аллаху посредством аль-’Аббаса и отказываться от приближения к Аллаху посредством самого Пророка, e, лучшего из творений?» Однако никто из них не сказал это, и совершенно ясно, что при жизни Пророка, e, они пытались приблизиться к Аллаху благодаря его мольбе, а после его смерти стали искать приближения к Аллаху посредством молитв других. Следовательно, они считали дозволенным стремление приблизиться к Аллаху благодаря молитве человека, а не благодаря ему самому.

Все это указывает на то, что обсуждаемый нами хадис не является основанием для тех, кто разрешает искать близость к Аллаху посредством самого человека или его высокого положения.

2. В хадисе Усмана бин Хунейфа сообщается, что к Пророку, e, пришел слепой мужчина и сказал: «Попроси Аллаха исцелить меня». Он сказал: «Если хочешь, я помолюсь, а если хочешь, то прояви терпение, и это будет лучше для тебя». Мужчина сказал: «Помолись же!» Он велел ему совершить омовение надлежащим образом и прочесть следующую молитву: «О Аллах, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством пророка Твоего Мухаммада, пророка милости! Я обратился к Господу моему посредством тебя, чтобы ты удовлетворил мою нужду. О Аллах, сделай же его моим заступником!». Этот хадис передали ат-Тирмизи и Ахмад, а аль-Бейхаки назвал его цепочку рассказчиков достоверной.[46]

Они полагают, что этот хадис указывает на законность приближения к Аллаху посредством высокого положения Пророка, e, или других праведников. Однако в хадисе нет ничего, что бы свидетельствовало в пользу этого. Слепой человек попросил Пророка, e, помолиться за него, чтобы Аллах вернул ему зрение. Он сказал ему: «Если хочешь, я помолюсь, а если хочешь, то прояви терпение». Мужчина попросил его помолиться за него. Эти и другие слова в хадисе ясно указывают на то, что он искал близости к Аллаху благодаря молитве Пророка, e, а не посредством него самого или его высокого положения. Поэтому богословы упоминали этот хадис в разделе о чудесах Пророка, e, и его принятых молитв. Аллах вернул зрение тому человеку ради благодати, которая заключалась в молитве Пророка, e. По этой же причине аль-Бейхаки привел этот хадис в книге «Далаил ан-Нубувва» («Доказательства пророчества»).[47]

Сейчас, когда Пророк, e, уже скончался, подобное невозможно, поскольку Пророк, e, не может помолиться за кого-либо после своей смерти. Он говорил: «Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, кроме трех. Это – милостыня, которая переходит из рук в руки, знания, которые приносят пользу, и праведный сын, который молится за него». Этот хадис передал Муслим.[48]

Молитва – это тоже одно из праведных деяний, которое человек не способен совершать после смерти.

Одним словом, любые доводы, за которые цепляются противники приверженцев Сунны и единой общины, совершенно безосновательны, поскольку они либо являются недостоверными, либо не свидетельствуют в пользу того, что они говорят.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ВЕРЫ В СВЕТЕ

С именем Аллаха Милостивого Милосердного... ОСНОВЫ ВЕРЫ В СВЕТЕ КОРАНА И СУННЫ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 6. Поиск близости к Аллаху.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Определение.
а) Лексическое значение: арабское слово «рубубийа» образовано от глагола «раббаба», означающего «воспитывать». От него же произошло слово «рабб», означающее «господь», «господин». Господство – это

А) Доказательства из Корана.
Всевышний сказал: «Он создал небеса безо всяких опор, которые бы вы могли увидеть, воздвиг на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с вами, и расселил на ней всяких животных

Б) Доказательства из Сунны.
Имам Ахмад и Абу Дауд передали хадис Абдуллаха бин аш-Шухейра о том, что Пророк, e, сказал: «Господин – это Всевышний и Всеблагой Аллах…». А в хадисе, переданном ат-Тирмизи и другими, сообща

В) Логические доводы.
Разум указывает на существование Всевышнего Аллаха и то, что Он является единственным Господом и обладает совершенной властью над творениями. Это достигается посредством наблюдения и размышления на

Тема II. Разъяснение того, что признание только единобожия в господстве
не спасает от мучений   Как мы уже отмечали, единобожие в господстве – это одна из трех составляющих единобожия, и поэтому вера человека не считается пра

Вопрос 1. Доказательства.
Существует много священных текстов и доводов в пользу необходимости единобожия в обожествлении. Они указывают на это разными способами:   1. Иногда они содержат приказ поклон

Вопрос 2. Разъяснение его важности и того, что именно это лежало в основе призыва посланников.
Несомненно, что единобожие в божественности является самой важной, самой совершенной и самой прекрасной из основ веры. Оно более всего необходимо для праведности людей. Ради него Аллах сотворил джи

Вопрос 3. Разъяснение того, что оно было причиной вражды между посланниками и их народами.
Мы уже отмечали, что поклонение одному Аллаху было первым, к чему призывали все посланники. Каждый из посланников Аллаха в первую очередь призывал своих соплеменников к единобожию, и на этой почве

Вопрос 1. Смысл поклонения и основы, на которых оно зиждется.
Арабское слово «ибада» означает «поклонение». Лексически это слово означает «покорность», «смирение». Однокоренные с ним слова используются в выражениях «послушный верблюд», «протоптанная тропа».

Вопрос 2. Перечисление некоторых форм поклонения.
Форм поклонения много, и каждое праведное слово, каждое праведное деяние, совершенное душой или телом, считается одной из форм поклонения, если Аллах любит его или доволен им. Поэтому мы перечислим

Тема III. Защита Пророком, e, неприкосновенности единобожия
  Пророк, e, заботился о своей общине и делал все возможное для того, чтобы она была могущественной и непоколебимой, была верна единобожию и сторонилась всех путей, которые приводят к

Вопрос 1. Заклинания.
а) Определение. Заклинания – это молитвы, которые читают, поплевывая во время чтения, чтобы больной исцелился и выздоровел. Эти молитвы могут быть взяты как из Священного Корана, так и из

Вопрос 2. Амулеты.
а) Определение. Амулетами называются талисманы, бусины, кости и тому подобные предметы, которые вешают на шею и другие части тела для того, чтобы обрести благо или предотвратить зло. Во вр

Вопрос 3. Ношение кольца, нити и т.п.
а) Во времена невежества арабы надевали на себя кольца из железа, золота, серебра, меди и т.п., а также шерстяные, хлопчатобумажные и прочие нити, чтобы отвратить зло, обрести благо или уберечься о

Вопрос 4. Испрашивание благословения у деревьев, камней и т.п.
Испрашивание благословения – это мольба о пользе или благе. Такие мольбы неизбежно относятся к одной из двух категорий: 1. Когда испрашивают благословение так, как это установлено в шариат

Вопрос 5. Запрет на некоторые деяния у могил.
На начальном этапе формирования ислама посещение могил было запрещено. Это объяснялось тем, что совсем немного времени отделяло людей от эпохи невежества, и было необходимо защитить святость и непр

Запрет на произнесение неприличных слов при посещении могил.
Ранее мы уже упомянули хадис, в котором говорится: «…не говорите неприличные слова». Под неприличными словами подразумевается все, что запрещается шариатом, во главе с многобожием, которое п

Жертвоприношение у могил.
Если животное закалывают или зарезают, чтобы принести его в жертву погребенному в могиле человеку, в надежде, что он удовлетворит их нужду, то это является проявлением великого многобожия. Если же

Вопрос 7. Чрезмерность.
а) Определение. В арабском языке слово «гулувв» означает «преступление черты», «чрезмерное восхваление или порицание кого-либо или чего-либо». В шариате под ним подразумевается преступлени

Тема IV. Многобожие, неверие и их виды
  Вне всякого сомнения, ознакомление с многобожием и неверием, причинами их появления, путями, которые приводят к ним, и их разновидностями приносит мусульманину большую пользу. Он из

А) Определение.
Арабское слово «ширк» означает «уравнивание двух вещей». В шариате же оно приобрело два значения: общее и частное. 1. В общем смысле под многобожием подразумевается равнение творений с Пре

Б) Доказательства порочности многобожия и разъяснение его опасности.
Священные тексты содержат разного рода свидетельства порочности многобожия, предостережения от него, разъяснения его опасности и того скверного конца, который ожидает многобожников как в этом мире,

В) Причина возникновения многобожия.
Основой многобожия и причиной его возникновения в среде потомков Адама является чрезмерное возвеличивание, восхваление и прославление почитаемых праведников. Всевышний Аллах сказал: «Они ск

Разновидности великого многобожия
Великое многобожие проявляется в четырех формах. Первая форма – приобщение сотоварищей в мольбе. Мольба – это одна из величайших форм поклонения; более того, это – суть самого поклонения.

Малое многобожие – второй из двух видов многобожия.
К нему относятся все деяния, которые могут привести к великому многобожию, а также те поступки, которые в священных текстах названы многобожием, хотя они не достигают степени великого многобожия. Э

Различия между великим и малым многобожием.
Между великим и малым многобожием есть несколько различий, наиболее важными из которых являются следующие: 1. Аллах прощает великое многобожие только после раскаяния, тогда как судьба того

Великое неверие.
Оно проявляется в пяти формах: Первая форма – неверие по причине того, что человек считает истину ложью (куфр ат-такзиб). Это – убежденность в том, что посланники Аллаха были лжецам

Малое неверие.
Оно не превращает человека в неверующего и обрекает его не на вечные страдания в Аду, а на суровое наказание. Фактически оно является неблагодарностью за оказанную милость и объединяет все деяния,

Тема V. Притязания на знание сокровенного и то, что связано с этим
  Сокровенным (гейб) называются все события, которые происходят в настоящем, произошли в прошлом или произойдут в будущем, которые сокрыты от нашего зрения и разума. Знание об

Колдовство.
В арабском языке слово «сихр» означает «то, причина чего неизвестна, сокрыта». В религиозной терминологии оно распространяется на заклинания, заговоры и узелки, которые по воле Аллаха оказывают вли

Суеверие.
Это – видение дурного предзнаменования в том, что птица, антилопа или другое животное приближается, например, справа или слева. Суеверие является формой многобожия и порождается наущениями и устраш

Правильный подход к этому вопросу.
Правильный подход к именам и качествам Аллаха строится на твердой вере и полной убежденности во всем, чем Аллах охарактеризовал Себя и чем Его охарактеризовал Его посланник, e, без искажения (та

Доказательства в пользу такого подхода.
Справедливость такого подхода подтверждается доказательствами из писания Всевышнего Аллаха. Одним из доказательств в пользу первого принципа о необходимости избегать уподо

В свете Корана и Сунны
  Коран и Сунна содержат много текстов, которые с разных сторон и в разных контекстах свидетельствуют о том, что Великий и Могучий Господь обладает именами и качествами. В Ко

Желание
Это качество связано с божественными деяниями и тоже подтверждается Кораном и Сунной. Качества, связанные с божественными деяниями (сифат фиълийя), определяются волей и мощью Аллаха. Если Ем

Высокое положение
Это качество связано с божественной сущностью и подтверждается как Кораном, так и Сунной. Всевышний сказал: «Славь имя Господа твоего Всевышнего» (аль-А’ля, 1). Он также сказал:

Вознесение
Это качество связано с божественными деяниями и подтверждается как Кораном, так и Сунной. Всевышний сказал: «Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)» (Та ха, 5).

Две Руки
Это качество, связанное с божественной сущностью, тоже упоминается как в Коране, так и в Сунне. Всевышний сказал: «Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает» (аль-Маида,

Два Глаза
Это – еще одно качество, связанное с божественной сущностью, упомянутое в Коране и Сунне. К свидетельствам из Корана относятся высказывания Всевышнего: «…и тебя взрастили у Меня на Глазах»

Тема III. Правила, относящиеся к именам и качествам Аллаха
  Правило первое: сказанное о сущности Аллаха можно отнести к Его качествам. Это означает, что божественная сущность, качества и деяния Всевышнего Аллаха не

Определение
Арабское слово «малаика» (ед. ч. «малак») произошло от слова «алук», которое означает «послание». Ангелы – одни из творений Аллаха, имеющие нежные тела из света, способные менять форму и п

Их качества
В Коране и Сунне есть много текстов, повествующих о качествах ангелов. Мы же перечислим лишь некоторые из них. Ангелы обладают силой и мощью, о чем сказал Всевышний: «О те, которые

Их особенности
Ангелы обладают особенностями и качествами, которыми Всевышний Аллах наделил только их, которые отличают их от джиннов, людей и других творений. Одной из таких особенностей является то, чт

Важность веры в ангелов
Вера в ангелов – один из столпов веры в исламской религии, и человек не станет верующим, пока он не уверует в ангелов. Об этом упоминается в писании Аллаха, и об этом сообщил Пророк, e, в своей Сун

Суть веры в ангелов
Вера в ангелов содержит несколько постулатов, признание которых необходимо для того, чтобы раб по-настоящему уверовал в ангелов. 1. Необходимо признавать их существование и реальность, что

Тема III. Обязанности ангелов
  Как уже было отмечено, ангелы – одни из воинов Всевышнего Аллаха, которым поручено совершать многие славные деяния и выполнять важные обязанности. Аллах наделил их способностью спра

Польза веры в ангелов
Вера в ангелов приносит верующему большую пользу. Вот некоторые из ее плодов: 1. знание о величии Творца и совершенстве Его могущества и власти; 2. благодарность Всевышнему Аллаху

Лексическое значение
Арабское слово «вахьй» означает «быстрое и незаметное оповещение». Это слово используется в значениях «указание», «надпись», «послание», «внушение». Этим словом можно назвать все, благодаря чему од

Разновидности откровения
Пророки получали откровение от Аллаха разными способами, которые разъяснены в суре «аш-Шура»: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или

Определение
Арабское слово «китаб» – это отглагольное существительное, образованное от глагола «писать». Со временем оно стало использоваться в значении «запись», хотя, в принципе, оно означает «лист с записью

Предписание относительно веры в писания
Вера во все писания Аллаха, ниспосланные Его посланникам, является важным столпом веры в целом и одним из величайших постулатов религии, без которого вера человека не может быть правильной, о чем с

Польза веры в писания
Вера в писания приносит верующему огромную пользу. Вот некоторые из ее плодов: 1. Благодарность Всевышнему Аллаху за то, что Он проявил милость к Своим творениям и позаботился о них, ниспо

Тема II. Суть веры в писания
  Священные тексты свидетельствуют о том, что вера в Писания охватывает ряд убеждений, которые человек обязан разделять для того, чтобы выполнять требования этого важного столпа мусул

Искажение людьми писания Слова Аллаха
Великий и Могучий Аллах сообщил в Священном Коране о том, что люди писания исказили и изменили ниспосланные им писания. Говоря об иудеях, Всевышний сказал: «Неужели вы надеетесь, ч

Доказательства искажения Таурата и Инджила
Перечисленные нами доводы указывали на то, что люди писания искажали Слово Аллаха и Его писания в целом. Что же касается непосредственно искажения Таурата и Инджила, то, помимо уже перечисленных ая

Доказательства того, что Коран не был искажен и оберегается Аллахом
Великий Коран защищен от искажений и изменений, которым подверглись предыдущие писания. Аллах поведал о том, что Он заботится о нем и оберегает его от искажений: «Воистину, Мы ниспослали На

Коран, священные и пророческие хадисы и разница между ними
Священный Коран – это Слово Аллаха, которое Он произнес в действительности, хотя мы не можем описать это, а затем ниспослал Своему посланнику в откровении. Правоверные верят в это и убеждены в том,

Особенности веры в Коран
Из всего сказанного видно, что вера в писания Аллаха является один из важных столпов мусульманской веры вообще. А поскольку Великий Коран отменяет предыдущие писания и свидетельствует о них, поскол

Тема I. Религиозное предписание по поводу веры в посланников и его доказательства
Вера в посланников Всевышнего Аллаха является обязательным предписанием религии и одним из важнейших столпов мусульманской веры, и это подтверждается свидетельствами из Корана и Сунны. Все

Польза веры в посланников
Вера в посланников оказывает на верующего прекрасное влияние и приносит ему большую пользу. Вот некоторые из ее плодов: 1. Знание о милости Всевышнего Аллаха и той заботе, которую Господь

Тема II. Понятия «пророк», «посланник» и разница между ними
Арабское слово «наби» («пророк») является производным от слова «наба», означающего «весть, приносящая большую пользу». Всевышний сказал: «О чем они расспрашивают друг друга?&

Общие воззрения
Для того чтобы уверовать в Божьих посланников в целом необходимо иметь твердую убежденность в том, что Всевышний Аллах отправил к каждому народу посланников, которые призывали людей поклоняться одн

Воззрения частного характера
Вера в посланников, упомянутых Всевышним Аллахом в Его писании и Пророком, , в Сунне, относится к воззрениям частного характера. Священные тексты по этому поводу содержат имена пророков, ис

Особенности Пророка Мухаммада
Всевышний и Всеблагой Аллах наделил Пророка Мухаммада, e, многими особенностями и достоинствами, благодаря которым он превзошел остальных посланников и отличался от всех остальных творений. Вот нек

Тема I. Признаки Судного Часа и их виды
  Арабское слово «ашрат» (ед. ч. «шарт») означает «признаки», «предзнаменования». Существует мнение, что оно используется в значении «начало». В толковом словаре «Лисан аль-Араб» сказ

Виды признаков Судного часа
Все признаки и предзнаменования Судного Часа делятся на три группы. В первую группу входят отдаленные признаки, которые уже проявились и исчезли. Одним из таких п

Тема II. Блаженство и мучения в могиле
  Для обстоятельного изучения этой темы необходимо рассмотреть три вопроса. Вопрос 1. Вера в блаженство и мучения в могиле и доказательство этого. В

Вопрос 1. Определение и сущность воскрешения.
Слово «баас» в арабском языке имеет два значения, одно из которых «отправление». В этом значении оно использовано в словах Всевышнего: «После них Мы отправили Мусу…» (аль-А’раф, 10

Вопрос 2. Доказательства воскрешения из Корана и Сунны и логические доводы.
Коран и Сунна ясно указывают на то, что Всевышний Аллах воскресит мертвых. Это подтверждается во многих текстах писания Аллаха и Сунны Его посланника, e. К доказательствам из Корана относя

Вопрос 3. Сбор.
Священные тексты свидетельствуют о том, что после воскрешения рабы босыми, голыми, без обрезания крайней плоти будут собраны на месте сбора. Всевышний сказал: «Мы соберем их всех и никого н

Вопрос 4. Описание Водоема и доказательства этого.
На месте сбора у нашего Пророка Мухаммада, e, будет огромный Водоем, которым его одарит Аллах. Из священных текстов известно, что его вода белее молока, холоднее льда и слаще меда, а ее запах прият

Вопрос 5. Описание Весов и доказательства этого.
Еще одним из событий Судного дня, в которые обязаны уверовать мусульмане, является водружение Весов. Это будут настоящие Весы со сторожком и двумя чашами. На них будут взвешены все деяния рабов и у

Вопрос 6. Заступничество, его определение, виды и доказательства этого.
В арабском языке слово «шафаа» («заступничество») означает «средство», «искание». Обычно оно используется в значении «ходатайство за другого». Заступничество перед Аллахом – это молитва о

Виды заступничества.
Заступничество может быть приемлемым или неприемлемым, и с этой точки зрения оно делится на две категории. Неприемлемым называется заступничество, при котором не выполняется одно из двух упомянутых

Вопрос 7. Описание Моста и доказательства этого.
Арабское слово «сырат» означает «ясный путь». В шариате оно используется для обозначения Моста, проложенного над хребтом Геенны, к которому придут все первые и последние поколения творений. Он буде

Вопрос 8. Описание Рая и Ада, характер веры в них и доказательства этого.
Вера в Рай и Ад также относится к воззрениям, которые должны исповедовать мусульмане. Рай – это обитель, которая станет вознаграждением для тех, кто повиновался Аллаху. Он

Вера в Рай и Ад складывается из трех убеждений.
Во-первых, необходимо твердо верить в то, что Рай и Ад – это истина, и что Рай является обителью богобоязненных, а Ад – это обитель неверующих. Всевышний сказал: «Воистину,

Польза веры в Последний день
Вера в Последний день оказывает большое положительное влияние на жизнь правоверного. Вот некоторые их важнейших ее плодов: 1. Стремление к повиновению Аллаху и желание получить награду в э

Тема I. Понятия «предопределение» и «судьба», их доказательства и разница между ними
  Арабское слово «када» означает «решение», «окончательный приговор». В шариате оно используется в значении «судьба». Это – все, что Аллах создает, уничтожает и изменяет в жизни Своих

Разница между предопределением и судьбой
Богословы указывали на разницу между понятиями «предопределение» и «судьба». Предопределением называется божественное предначертание до того, как оно сбывается. После того, как оно исполняется, оно

Доказательства предопределения
Вера в предопределение представляет собой один из столпов веры и подтверждается доказательствами из Корана и Сунны. К доводам из Корана относятся высказывания Всевышнего: «Воистину

Тема II. Ступени предопределения
  В предопределении Аллаха выделяют четыре ступени, которые подтверждаются священными текстами и признаются богословами. Первая ступень – знание Аллаха обо в

Польза веры в предопределение
Если человек правильно уверовал в предопределение, то это ощутимо сказывается на его жизни и приносит ему большую пользу. Вот некоторые из плодов этой веры: 1. Приступая к какому-либо начи

Что такое ислам?
В арабском языке слово «ислам» означает «покорность», «повиновение», «смирение». В шариате оно приобрело значение «повиновение Аллаху путем поклонения Ему одному, подчинение Ему, отречение от много

Столпы ислама
Ислам зиждется на пяти столпах, которые нам разъяснил посланник Аллаха, e. В хадисе Абдуллаха бин Умара, например, сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Ислам зиждется на пяти столпах: с

Столпы веры и доказательства этого
Вера зиждется на шести столпах. Это подтверждается высказыванием Всевышнего: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в

Усиление и ослабление веры
Коран и Сунна свидетельствуют о том, что вера усиливается благодаря повиновению Аллаху и ослабевает по причине ослушания. Из коранических аятов об этом свидетельствуют слова Всевышнего:

Суждение по поводу тех, кто совершает тяжкие грехи
Тяжкие грехи делятся на две группы: относящиеся к проявлениям неверия и не относящиеся к ним. Проявлением неверия являются приобщение сотоварищей к Аллаху – величайший из всех грехов, лицемерие, ка

Доказательства того, что совершающий тяжкие грехи не становится неверующим
Доказательства того, что человек, совершающий тяжкие грехи, не становится из-за них неверующим, имеются как в Коране, так и в Сунне. Из Корана можно привести высказывание Всевышнего:

Что такое ихсан?
Слово «ихсан» означает «добродетель». Смысл его заключается в том, что человек осознает, что Всевышний Аллах наблюдает за ним, когда он уединяется с самим собой или когда он находится в обществе. О

Тема IV. Связь между исламом, верой и ихсаном
  Ислам, вера и ихсан упоминаются в хадисе о том, как ангел Джибрил пришел к Пророку, e, и расспросил его об этих трех понятиях. Отвечая про ислам, он назвал внешние обряды, такие как

Что такое дружба и вражда?
Арабское слово «уаля» является производным от глагола «уалийа», означающего «быть близким, любимым», «находиться рядом». Здесь это слово использовано в значении дружба, любовь и близость с мусульма

Дружба и вражда – это требования единобожия
Мусульмане обязаны дружить и враждовать, любить и ненавидеть только ради Аллаха. Они должны любить мусульман и оказывать им помощь, враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними

Разница между потворством и учтивым обхождением и их влияние на отношения с верующими и неверующими
Потворство – это прекращение призыва к одобряемому и удержания от порицаемого, лестная похвала неверующих и ослушников ради приобретения мирской выгоды, нежелание ревностно защищать религию тогда,

Суждение относительно дружбы с ослушниками и еретиками
Если в одном человеке есть как хорошие, так и дурные качества, если он иногда повинуется Аллаху, а иногда ослушается Его, если он в чем-то придерживается Сунны, а в чем-то предается ереси, то он за

Считается ли дружбой связь с неверующими в мирских делах?
Достоверные тексты указывают на то, что мусульманам разрешается иметь отношения с неверующими в мирских делах, например, вести с ними торговлю, сдавать что-либо в аренду им, арендовать что-либо у н

Необходимость любви к сподвижникам
Сподвижники были лучшим поколением среди всего человечества. Будучи Божьими избранниками, они были лучшими среди мусульман после Пророка, e, и мы обязаны поддерживать и любить их, быть довольными и

Превосходство сподвижников
Всевышний Аллах похвалил сподвижников, остался доволен ими и обещал им наилучшее вознаграждение. Господь сказал: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных,

Необходимость воздержания от обсуждения возникших между ними разногласий и суждение относительно оскорбления их
Мы уже отметили, что сподвижники посланника Аллаха, e, были избранными представителями мусульманской общины, лучшими после нашего Пророка, e. Они опередили всех остальных в обращении в ислам, стали

Принадлежность жен Пророка,e, к обитателям дома
Всевышний сказал: «О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а

Завещание об обитателях дома
Мы уже упоминали о хадисе: «Относитесь к ним, помня об Аллахе!». Приверженцы Сунны любят и почитают членов семьи Пророка, e, и помнят о его завещании, потому что такое отношение к ним являет

Их место в религии и необходимость следования их путем
Праведные халифы – лучшие из сподвижников. Они указывали людям на верный путь, и Посланник, e, приказал следовать по их стопам и руководствоваться их наставлениями. В хадисе аль-Арбада бин Сарийи с

Их превосходство
Приверженцы сунны и единой общины единодушны в том, что праведные халифы опережают друг друга в превосходстве так же, как и во времени правления. Первым из них является Абу Бакр, за ним следует Ума

Тема V. Десятеро тех, кто был обрадован вестью о Рае
  Из всего сказанного нам стало известно о превосходстве сподвижников и том, что все они были заслуживавшими доверия людьми, хотя одни из них превосходили других. Лучшими среди сподви

Обязанности перед правителями
Коран, Сунна и единое мнение ранних мусульман указывают на то, что повиновение даже несправедливым правителям обязательно, если оно не выходит за рамки покорности Всевышнему Аллаху. Если же правите

Тема I. Доказательства необходимости следования Корану и Сунне
  Аллах приказал мусульманам держаться вместе и сплотиться так, чтобы основой этого единства было руководство Кораном и Сунной. Вместе с тем Аллах запретил разделяться на секты и разъ

Опасность ереси
Ересь и религиозные новшества чрезвычайно опасны и оказывают дурное влияние как на личность, так и на общество. Более того, они пагубно сказываются в целом на религии с ее основными и второстепенны

Причины возникновения ереси
Ересь возникает по многим причинам, важнейшей из которых является отдаление от писания Всевышнего Аллаха и Сунны Его посланника, e, а также от дороги праведных предков. Все это приводит к неосведом

Опасность ереси
Кто задумывается над Кораном и Сунной, тот понимает, что любые новшества в религии запрещаются и отвергаются. И хотя эти новшества различаются по степени тяжести и запрещенности, ни для какого из н

Разногласия и разобщенность как причина гибели предыдущих общин
Размышления над Кораном и Сунной наводят на мысль, что причиной гибели предыдущих общин были раздробленность и многочисленные разногласия, особенно, разногласия по поводу небесных писаний.

Являются ли разногласия милостью?
Некоторые люди заявляют, что разногласия между мусульманами – это милость. При этом они опираются на выдуманный хадис: «Разногласия между моими последователями – это милость». Такое суждение опрове

Как избежать раздробленности и разногласий?
Нам стало ясно, что обретут спасение и одержат верх мусульмане, которые держатся вместе. Это – единая община, община тех, кто следует путем Пророка, e, и его сподвижников и не отклоняется от него н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги