Реферат Курсовая Конспект
ОСНОВЫ ВЕРЫ В СВЕТЕ - раздел Образование, С Именем Аллаха Милостивого, Милосердного! ...
|
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
ОСНОВЫ ВЕРЫ В СВЕТЕ
КОРАНА И СУННЫ
Авторы:
Проф. Салих ас-Сухейми
Проф. Абд ар-Раззак аль-Бадр
Проф. Ибрахим ар-Рухейли
Редакционный совет:
Проф. Али Насир Факихи
Проф. Ахмад аль-Гамиди
Перевод с арабского Кулиева Э. Р.
Источник:
WAYTOQURAN.NET
Введение
Для мусульман не секрет, что вера имеет большое значение, играет важную роль и приносит верующему человеку огромную пользу как в этом мире, так и в Последней жизни. Более того, любое благо и в мирской, и в Последней жизни определяется тем, приобрел ли человек правильную веру. Она является важнейшей задачей и самой славной, самой благородной целью. Благодаря ей жизнь раба становится благодатной и счастливой, и он спасается от неприятностей, зла и несчастий и заслуживает награду в Последней жизни, ее вечную благодать и нескончаемое благо, которое не исчезнет и не покинет его.
Всевышний сказал: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (ан-Нахль, 97). И Всевышний сказал: «А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (аль-Исра, 19).
Всевышний сказал: «А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени» (Та ха, 75). А еще Всевышний сказал: «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса.&Они пребудут в них вечно и не пожелают для себя перемен» (аль-Кахф, 107, 108). Аятов на эту тему в Священном Коране много.
Тексты Корана и Сунны указывают на то, что вера зиждется на шести столпах. Это – вера в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, Последний день и предопределение с его добром и злом. Эти столпы упоминаются как в Священном Коране, так и в пророческой Сунне, во многих местах:
1. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (ан-Ниса, 136).
2. Всевышний сказал: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков…» (аль-Бакъара, 177).
3. Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие» (аль-Бакъара, 285).
4. Всевышний сказал: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (аль-Камар, 49).
5. А в известном хадисе Умара бин аль-Хаттаба, переданном в «ас-Сахихе» имама Муслима, сообщается, что ангел Джибрил сказал Пророку, e: «Сообщи мне, что такое вера». Он сказал: «Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его писания и Судный день и верить в предопределение с его добром и злом».[1]
На этих шести могучих столпах зиждется вера. Более того, никто не станет верующим, пока не уверует в них. Эти столпы взаимосвязаны, и ни один из них не может быть отделен от другого. Вера в один из этих столпов требует уверовать во все остальные, а неверие в один из них фактически является неверием в каждый из них.
Поэтому в обязанности каждого мусульманина входит проявлять особое внимание к этим столпам, осознавая их смысл, изучая их и выполняя их на практике.
Далее мы перейдем к разъяснению того, что связано с первым из этих столпов – верой в Аллаха.
Часть I
Вера в Аллаха
Вера в Великого и Могучего Аллаха – это важнейший из столпов веры. Он имеет первостепенное значение и является самым значимым. Более того, он является основанием для всех остальных столпов веры и фундаментом, на котором они зиждутся. Все они исходят от него, опираются на него и строятся на нем. Вера в Великого и Могучего Аллаха – это вера в то, что Он является единственным Господом, единственным, кто достоин поклонения, и единственным, кто обладает божественными именами и качествами. На этих трех основных убеждениях строится вера в Аллаха. Более того, чистая исламская религия целиком названа единобожием, потому что она строится на том, что Аллах управляет Своим царством и совершает Свои деяния один, безо всяких сотоварищей, и том, что Он один обладает божественной сущностью и божественными именами и качествами и не имеет Себе подобных, и том, что Он один достоин обожествления и поклонения и не имеет Себе подобных.
Из этого становится ясно, что единобожие пророков и посланников включает в себя три составляющие:
1. Единобожие в господстве (таухид ар-рубубийа) – это признание того, что Всевышний Аллах является Господом, Властелином, Творцом и Кормильцем всего сущего, дарует жизнь и умерщвляет, приносит пользу и вредит, является единственным, кто отвечает на молитвы в трудные минуты, обладает абсолютной властью, полностью распоряжается добром, и от Него зависят все дела, и никто не разделяет с Ним этой власти.
2. Единобожие в божественности (таухид аль-улухийа) – это посвящение всех обрядов поклонения, таких как унижение (зилл), покорность (худу), любовь (махаббат), смирение (хушу), поклоны поясные (руку’) и земные (суджуд), жертвоприношения (забх) и обеты (назр), одному Аллаху, не приобщая к Нему никаких сотоварищей.
3. Единобожие в обладании божественными именами и качествами (таухид аль-асма ва ас-сыфат) – это признание за Всевышним Аллахом всех имен и качеств, которыми Он охарактеризовал Себя в Своем писании или устами Своего пророка, e, и отрицание от Него любых недостатков, пороков и любого сходства творений с тем, что присуще только Ему. Это – признание того, что Аллах ведает обо всем сущем и способен на всякую вещь, что Он – Живой и Поддерживающий жизнь, и что Им не овладевает ни дремота, ни сон. Его воля неукоснительно исполняется, и Его мудрость безгранична. Он – Слышащий, Видящий, Сострадательный, Милосердный. Он вознесся на Трон и владеет Своим царством. Он – Властелин, Святой, Пречистый, Оберегающий, Хранитель, Могущественный, Могучий, Гордый. Пречист Аллах и далек от того, что приобщают к Нему в сотоварищи. И это – лишь некоторые из Его прекрасных имен и возвышенных качеств.
Каждая из этих трех составляющих подтверждается многочисленными доказательствами из Корана и Сунны.
Коран целиком посвящен единобожию и говорит о его требованиях и обещанной за него награде, а также о многобожии, его приверженцах и уготованном для них воздаянии.
Эти три составляющие единобожия мусульманские богословы установили благодаря последовательному исследованию текстов Корана и Сунны. Доскональное изучение шариатских текстов позволило уяснить религиозную истину, которая состоит в том, что единобожие, которое требуется от рабов, – это вера в то, что Аллах является единственным Господом, единственным, кто достоин поклонения, и единственным, кто обладает божественными именами и качествами. Кто не признает этого целиком, тот не является верующим. И в каждой из последующих трех глав мы разъясним в отдельности каждую из трех составляющих единобожия.
Глава I. Единобожие в господстве
Тема I. Его значение и подтверждение его Кораном, Сунной,
здравым смыслом и подсознанием
Доказательства.
Тема III. Примеры уклонения от единобожия в господстве
Несмотря на то, что признание единственного Господа заложено в человеческом подсознании, лежит в природе человеческой души и подтверждается многочисленными доказательствами, некоторые люди все равно уклоняются от истины в этом вопросе. Искаженные воззрения в этом вопросе можно вкратце свести к следующим:
1. Полное непризнание господства Аллаха и отрицание Его существования. Такие взгляды разделяют некоторые из атеистов, которые считают, что все создания сотворены природой, временем и т.п. «Они сказали: «Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничто, кроме времени» (аль-Джасийа, 24).
2. Непризнание некоторых особенностей Пречистого Господа и отрицание некоторых проявлений Его господства. Так поступают, например, люди, отрицающие способность Аллаха умерщвлять или воскрешать после смерти, приносить пользу или причинять вред и т.д.
3. Приписывание некоторых особенностей Господа кому-либо, кроме Пречистого Аллаха. Если человек считает, что кто-либо, помимо Великого и Могучего Аллаха, способен управлять такими процессами во вселенной, как сотворение, уничтожение, воскрешение, умерщвление, оказание милости, защита от зла и прочими явлениями, относящимися к проявлениям господства, то он приобщает сотоварищей к Великому Аллаху.
Глава II. Единобожие в божественности
Арабское слово «улухийа» является производным от слова «илах», что означает «божество». Божеством называют того, кому поклоняются и повинуются. Божество – одно из прекрасных имен Аллаха, и божественность – одно из великих качеств Аллаха. Его следует обожествлять, и Ему следует поклоняться. Сердца обязаны обожествлять Его, смиряться перед Ним, унижаться перед Ним, покоряться Ему, потому что Он – Великий Господь и Творец этой вселенной. Он управляет всеми процессами в ней, обладает всеми качествами совершенства и далек от любых недостатков, и поэтому унижаться и смиряться следует только перед Ним. Он один создает творение в первый раз и воссоздает его повторно, и никто не является соучастником этого процесса наряду с Ним. А это значит, что Он один заслуживает поклонения, и никто не может быть Его сотоварищем в этом.
Единобожие в божественности – это поклонение одному Аллаху. Для этого раб должен иметь твердую убежденность в том, что только Аллах действительно заслуживает обожествления и поклонения, что ни одно из творений не обладает божественными качествами и их проявлениями и что приличествуют они только Всевышнему Аллаху. Если раб знает об этом и считает это истиной, то он непременно станет поклоняться душой и телом только одному Аллаху. Он будет выполнять такие явные предписания ислама, как намаз, закят, пост, хадж, призыв к одобряемому и удержание от предосудительного, доброе отношение к родителям, поддержание родственных связей, и будет признавать душой такие основы религии, как вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Последний день и в предопределение с его добром и злом. При этом его единственной целью будет обретение довольства его Господа и стремление к Его награде.
В этой главе будет рассмотрено несколько важных тем, связанных с этой составляющей единобожия.
Тема I. Его доказательства и разъяснение его важности
Тема II. Необходимость поклонения одному Аллаху
Возвышение могилы посредством не только той земли, которая вышла из нее, побелка могилы гипсом, подписание ее, воздвижение на ней строения, сидение на ней.
Эти поступки являются ересью, по причине которой впали в заблуждение иудеи и христиане. В конце концов, все они тоже приводят к язычеству. Передают, что Джабир рассказывал: «Посланник Аллаха, e, запретил белить могилы гипсом, садиться на них, возводить на них строения, возвышать их над землей и делать на них надписи». Этот хадис передали Муслим, Абу Дауд и аль-Хаким.[31]
Совершение намаза в направлении могилы или возле нее.
Передают, что Абу Марсад аль-Ганави рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Не совершайте намаз по направлению к могилам и не садитесь на них». Этот хадис передал Муслим.[32]
Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Вся земля является местом для совершения земных поклонов, кроме кладбищ и бань». Этот хадис передал Абу Дауд и ат-Тирмизи.[33]
Строительство мечетей на могилах.
Эта ересь тоже относится к заблуждениям иудеев и христиан. Ранее мы уже отмечали, что в хадисе Аиши говорится: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!».
Устроение празднеств на могилах.
Священные тексты содержат ясный запрет на совершение этого еретического поступка, причиняющего большой вред. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Не устраивайте на моей могиле празднеств[34] и не превращайте свои дома в могилы. Испрашивайте для меня благословения, где бы вы ни были, ибо ваши благословения достигают меня». Этот хадис передал Абу Дауд и Ахмад.[35]
Совершение путешествия ради посещения могилы.
Поступать так запрещается, потому что в конечном итоге это может привести к язычеству. Передают, что Абу Хурейра, e, рассказывал, что Пророк, e, сказал: «Запрягать животных можно только для путешествия к трем мечетям: Заповедной мечети, мечети посланника, e, и мечети аль-Акса». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[36]
Вопрос 1. Многобожие.
Г) Виды многобожия.
Многобожие делится на два вида: великое и малое.
1. Великое многобожие – это приписывание Аллаху равного и поклонение ему так же, как Аллаху. Такое многобожие выводит из лона ислама и губит все остальные деяния. Если же человек умрет, не покаявшись в нем, то он вечно пребудет в Геенне. Там с ним не покончат, чтобы он мог умереть, и мучения его нисколько не будут облегчены.
Вопрос 2. Неверие.
А) Определение.
Лексическое значение арабского слова «куфр» – «покрытие», «окутывание». В шариате же это слово является полной противоположностью веры и означает неверие в Аллаха и Его посланника. Неверующий человек может действительно считать истину ложью, а может и не делать этого. Он может сомневаться в ней или отворачиваться от нее по причине зависти, высокомерия или потакания собственным страстям, отвлекающим его от следования путем небесного послания.
Б) Виды неверия.
Неверие бывает двух видов: великое и малое. Великое неверие обрекает человека на вечные страдания в Аду, в то время как за малое неверие человек заслуживает наказание, но не вечные страдания.
Астрология.
Астрологи отыскивают в астрономических явлениях указания на события, которые еще не произошли на земле. Передают, что Ибн ‘Аббас рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Кто обучился части астрологии, тот обучился части колдовства, и чем больше одного, тем больше другого». Этот хадис передал Абу Дауд.[67]
Гадание по направлению полета птиц и по черточкам на земле.
Передают, что Катан бин Кабиса рассказывал со слов своего отца,[68] что тот слышал, как Пророк, e, сказал: «Гадание по направлению полета птиц, гадание по черточкам и суеверие являются джибтом».[69] Джибт – это колдовство, гадание по полету птиц – это отыскивание добрых или дурных знаков в названиях, криках или направлении полета разогнанных птиц, и гадание по черточкам – это предсказание сокровенного по черточкам на земле или по камешкам.
Предсказания.
Предсказатели претендуют на знание сокровенного. В основе этого лежит то, что джинны подслушивают речи ангелов и шепчут об этом на ухо предсказателям.
Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, e, сказал: «Кто пришел к предсказателю и поверил в сказанное им, тот не уверовал в ниспосланное Мухаммаду». Этот хадис передали Абу Дауд, Ахмад и аль-Хаким.[70]
Каббала.
В каббале каждой букве алфавита дается определенное значение, после чего подсчитываются цифровые значения имен людей, времен и географических названий, и с этим связывают их благополучие или злосчастие.
Ибн ‘Аббас сказал о людях, которые занимаются нумерологией и гаданием по звездам: «Я не думаю, что хоть один из тех, кто занимается этим, обретет добрый удел у Аллаха». Об этом сообщил Абд ар-Раззак в «аль-Мусаннафе».[71]
Гадание по ладони, по кофейной гуще и т.п.
Так некоторые предсказатели пытаются узнать о событиях, которые должны произойти в будущем, предсказывая смерть, рождение, бедность, богатство, здоровье, болезнь и многое другое.
Призывание духов.
Люди, которые занимаются этим, утверждают, что они вызывают духов мертвых и спрашивают у них о положении других мертвых, об их благополучии, страданиях и т.п. Это – разновидность обмана и сатанинского шарлатанства, целью которого является уничтожение истинных воззрений, разложение нравов, введение в заблуждение невежд, пожирание их имущества незаконным путем и обоснование притязаний на знание сокровенного.
Тема I. Единобожие в обладании божественными именами и качествами
И доказательства этого
Определение.
Единобожие в обладании божественными именами и качествами – это вера в те имена и качества, которыми Аллах охарактеризовал Себя и которыми Его охарактеризовал Его посланник, e, и отрицание всех имен и качеств, которые Аллах отверг от Себя и которые от Него отверг Его посланник, e, а также признание их истинного значения и смысла и выявление их следов и последствий среди творений.
Тема II. Практические примеры того, как следует принимать имена и качества Аллаха
Мощь
Это качество, присущее божественной сущности Аллаха, упоминается как в Коране, так и в Сунне. Оно называется присущим божественной сущности (сифат затийя), потому что Пречистый Аллах никогда не лишается его. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (аль-Бакъара, 20). Из Сунны же нам известен хадис Усмана бин Абу аль-Аса о том, что однажды он пожаловался Пророку, e, на то, что после обращения в ислам он стал чувствовать боль в теле. Тогда посланник Аллаха, e, сказал ему: «Положи руку на то место, которое болит, и трижды скажи: «Во имя Аллаха». Затем семь раз скажи: «Прибегаю к могуществу и мощи Аллаха от зла, которое я чувствую и которого опасаюсь».[81]
Жизнь
Это – еще одно качество, связанное с божественной сущностью Аллаха. Оно является производным от прекрасного имени Живой, доказательства в пользу которого мы уже рассмотрели.
Знание
Это качество также связано с божественной сущностью и подтверждается как Кораном, так и Сунной. Всевышний сказал: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» (аль-Бакъара, 255). А доказательством из Сунны является хадис Джабира бин Абдуллаха о том, что Пророк, e, учил их, испрашивая благословение, говорить: «О Аллах, посредством Твоего знания я прошу Тебя помочь мне в принятии решения и посредством Твоей мощи прошу Тебя придать мне силы…».[82]
Речь
Это качество по сути своей связано с божественной сущностью, но в каждом конкретном случае оно относится к божественным деяниям. Пречистый Аллах говорит, когда пожелает и как пожелает, и Его речь можно услышать. Это качество подтверждается доводами как из Корана, так и из Сунны. Всевышний сказал: «Аллах вел беседу с Мусой (Моисеем)» (ан-Ниса, 164);
«Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя» (аль-А’раф, 143).
К доводам из Сунны относится хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Адам и Муса поспорили. Муса сказал ему: «О Адам, ты – наш прародитель, и ты разочаровал нас и вывел из Рая». Тогда Адам ответил ему: «О Муса, Аллах избрал тебя и почтил тем, что говорил с тобой, и написал для тебя Таурат Своей Рукой…».
Лик
Это качество, связанное с божественной сущностью, упоминается как в Коране, так и в Сунне. Всевышний сказал: «Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха» (аль-Бакъара, 272);
«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (ар-Рахман, 27).
Из Сунны же нам известен следующий хадис Джабира бин Абдуллаха: «Когда был ниспослан аят: «Скажи: «Он властен наслать на вас мучения сверху…», Пророк, e, сказал: «Прибегаю к защите Твоего Лика!». Затем было ниспослано: «…или из-под ваших ног…», и он снова сказал: «Прибегаю к защите Твоего Лика!». И было ниспослано: «…или привести вас в замешательство, разделив на группировки…» (аль-Ан’ам, 65). Тогда он сказал: «Это уже легче!».[86]
Стопа
Это качество, связанное с божественной сущностью, упоминается в достоверных хадисах. Одним из них является хадис Абу Хурейры о препирательстве Рая и Ада. В нем, в частности, говорится: «Ад же наполнится только тогда, когда Всевышний и Всеблагой Аллах положит на него Свою Ногу, и он скажет: «Хватит, хватит, хватит!». Вот тогда он наполнится и сожмется…».[89] В некоторых версиях, находящихся в двух «ас-Сахихах», говорится: «Тогда Он положит на него Свою Стопу…».[90]
В Коране и Сунне упомянуто много имен и качеств Аллаха, сосчитать которые полностью невозможно. Мы привели лишь несколько примеров, но каждый мусульманин обязан признавать все божественные имена и качества так, как это подобает величию и совершенству Аллаха. Он должен признавать все то, как Аллах охарактеризовал Себя в Своем писании, ведь Ему известно о Себе лучше, чем Его творениям, и должен признавать то, чем Аллаха описал в Сунне Его посланник, ведь он был осведомлен о Господе лучше, чем все остальные люди, был самым искренним, самым красноречивым, самым благочестивым и самым богобоязненным среди них. А наряду с этим, он не должен отрицать качества Аллаха или уподоблять их качествам творений, потому что «нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура, 11).
Тема I. Сотворение, природа, качества и особенности ангелов
Природа ангелов
Ангелы сотворены из света. Передают, что Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, e, сказал: «Ангелы сотворены из света, джинны созданы из чистого пламени, а Адам создан из того, что вам было описано».[91]
Тема II. Важность веры в ангелов, ее суть и доказательства
Шариатское значение
В шариате слово «вахьй» означает «откровение». Это – прямое или опосредованное оповещение Аллахом Его пророков о том, что Ему угодно из шариата или Писания, для того, чтобы они донесли это до остальных творений.
Тема I. Религиозное предписание относительно веры в писания и его обоснование
Тема III. Разъяснение того, что Таурат, Инджил и некоторые другие небесные писания
Претерпели искажения, тогда как Коран не был искажен
Тема IV. Вера в Коран и его особенности
Тема III. Суть веры в посланников
Верить в посланников значит быть убежденным во всем, что Аллах сообщил о них в Своем писании, и что Пророк, e, поведал о них в своей Сунне, причем эти повествования могут носить как общий, так и частный характер.
Тема III. Вера в воскрешение
Вера в воскрешение – одна из величайших основ мусульманской религии. Она включает в себя несколько постулатов, на которые указывают священные тексты по этому поводу. При обсуждении этой темы здесь мы рассмотрим несколько вопросов, которые выявляют сущность и важность веры в воскрешение и повествуют о связанных с ним событиях, в которые должен верить каждый правоверный.
Тема I. Ислам
Смысл двух свидетельств
· Свидетельство «нет божества, кроме Аллаха» означает, что никто не достоин поклонения, кроме Аллаха.
· Свидетельство «Мухаммад – посланник Аллаха» означает повиновение всему, что он приказал, признание правдивости всего, что он сообщил, отстранение от всего, что он запретил, и поклонение Аллаху только так, как он предписал.
Тема II. Вера и ее столпы, а также разъяснение по поводу тех,
Кто совершает тяжкие грехи
В арабском языке слово «иман» означает «признание», «подтверждение». В шариате верой называется убежденность в сердце, признание языком и подтверждение всем телом.
Тема III. Ихсан
Доказательства этого
К доказательствам из Корана относятся слова Всевышнего: «Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» (ан-Нахль, 128).
Среди доказательств из Сунны можно отметить хадис о Джибриле, в котором сообщается, что он попросил Пророка, e: «Расскажи мне об ихсане». Тот сказал: «Это когда ты поклоняешься Аллаху так, словно ты видишь Его, и хотя ты не видишь Его, Он видит тебя».[257]
Место дружбы и вражды в религии
Дружба с верующими, а также ненависть к неверующим и враждебность к ним занимают важное место в исламе. Это – самая надежная из уз веры. Такое отношение к окружающим укрепляет узы любви и дружбы между мусульманами и отделяет их от врагов ислама. Ибн ‘Аббас рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Самая надежная из уз веры – это дружба ради Аллаха и вражда ради Аллаха, любовь ради Него и ненависть ради Него».[258]
Примеры дружбы и вражды
Рассказывая историю пророка Ибрахима, Всевышний сказал: «Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха…» (аль-Мумтахана, 4). Говоря же о том, как ансары возлюбили своих братьев из числа мухаджиров, Всевышний сказал: «А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (аль-Хашр, 9).
Тема I. Сподвижники и необходимость любви к ним
Кто такие сподвижники?
Сподвижником считается тот, кто встретился с Пророком, e, будучи мусульманином, и умер, не отвратившись от веры.
Кто такие обитатели дома?
Обитателями дома Пророка, e, считаются родственники Пророка, e, которым запрещается принимать подаяния. К ним относятся семьи Али бин Абу Талиба, Джафара бин Абу Талиба, аль-’Аббаса бин Абд аль-Мутталиба, сыновья аль-Хариса бин Абд аль-Мутталиба и жены Пророка, e.
Доказательства превосходства обитателей дома
Всевышний сказал: «Аллах желает лишь избавить вас от скверны, о обитатели дома, и очистить вас полностью» (аль-Ахзаб, 33).
Посланник Аллаха же, e, сказал: «А еще – это обитатели моего дома, и посему относитесь к ним, помня об Аллахе! Относитесь к ним, помня об Аллахе! Относитесь к ним, помня об Аллахе!».[267]
Тема IV. Праведные халифы
Кто такие праведные халифы?
Праведными халифами считаются Абу Бакр по прозвищу ас-Сыддик (Правдивейший), Умар бин аль-Хаттаб по прозвищу аль-Фарук (Различающий истину от лжи), Усман бин Аффан по прозвищу Зу-н-нурейн (Обладающий двумя светочами), Али бин Абу Талиб по прозвищу Абу ас-Сабтейн (Отец двух колен), да будет доволен ими Аллах.
Тема II. Предостережение от ереси
Что такое ересь?
Арабское слово «бидъа» означает «изобретение, у которого ранее не было аналогов». В этом смысле однокоренное с ним слово использовано в словах Всевышнего: «Он – Первосоздатель небес и земли» (аль-Бакъара, 117).
В шариате оно приобрело значение «ересь». Ересью называются все убеждения и обряды поклонения, которые привнесены в религию и противоречат Корану, Сунне и единому мнению ранних мусульман.
Тема III. Порицание разделения на секты и разногласий
Доказательства того, что разделение на секты порицается
Аллах не одобрил разделения на секты и объявил запретными все пути, которые приводят к этому. Священные тексты Корана и Сунны предостерегают людей от разобщения и разногласий и разъясняют дурные последствия этого, самыми тяжелыми из которых являются лишение Божьей поддержки в этом мире, а также мучения, позор и мрачные лица в Последней жизни. Всевышний сказал: «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения& в тот день, когда одни лица побелеют, а другие – почернеют. Тем, чьи лица почернеют, будет сказано: «Неужели вы стали неверующими после того, как уверовали? Вкусите же мучения за то, что вы не верили!»& Те же, чьи лица побелеют, окажутся в милости Аллаха. Они пребудут там вечно» (Аль Имран, 105-107).
Ибн ‘Аббас сказал: «Белыми будут лица приверженцев Сунны и единой общины, а почернеют лица сторонников ереси и разделения на секты».
Всевышний также сказал: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (аль-Ан’ам, 159).
Эти аяты свидетельствуют о том, что разделение на секты заслуживает порицания и представляет собой опасность для мусульманской общины как в этом мире, так и в Последней жизни. Из них также становится ясно, что именно оно было причиной погибели людей писания – иудеев и христиан, и причиной всех заблуждений, в которые впадало человечество.
Что же касается доказательств из Сунны, то она содержит много хадисов, порицающих разделение на секты и побуждающих мусульман к объединению и солидарности. Один из них передали имам Ахмад и Абу Дауд, и в нем сообщается, что Муавия встал и сказал: «Слушайте! Однажды посланник Аллаха, e, будучи среди нас, встал и сказал: «Слушайте! Воистину, ваши предшественники из числа людей писания разделились на семьдесят две группы. А эта община разделится на семьдесят три группы, из которых семьдесят две попадут в Ад, и только одна попадет в Рай, и это – община».[293]
Следовательно, Пророк, e, сообщил о том, что мусульмане разделятся на семьдесят три группы, из которых семьдесят две попадут в Ад. Вне всякого сомнения, это будут те, кто увязал в заблуждении, подобно своим предшественникам. Кроме того, следует знать, что к разногласиям, о которых сообщил Пророк, e, относятся разногласия по чисто религиозным вопросам и разногласия по вопросам, имеющим отношение как к религии, так и к мирской жизни, которые в конечном итоге сводятся к религиозным противоречиям. Безусловно, разногласия могут носить и сугубо мирской характер. В любом случае, разобщение и разногласия неизбежно должны были возникнуть между мусульманами, и Посланник, e, предостерег своих последователей от этого, чтобы те, кого Аллах пожелает уберечь, могли избежать раздробленности и противоречий.
- حفظهم الله -.
وقام بمراجعته وصياغته: الشيخ علي بن محمد ناصر فقيهي، والشيخ أحمد بن عطية الغامدي.
- حفظهما الله –
وقدم له: معالي الوزير الشيخ صالح بن عبد العزيز بن محمد آل الشـيخ - حفظه الله -.
[1] «Сахих Муслим» (1).
[2] «Сунан ат-Тирмизи» (2516), «Муснад Ахмад» (1/307). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным, а аль-Хаким – достоверным.
[3] «Сахих аль-Бухари» (7373).
[4] «Сахих аль-Бухари» (7372).
[5] «Сахих аль-Бухари» (4497).
[6] «Сахих Муслим» (93).
[7] «Сахих аль-Бухари» (25) и «Сахих Муслим» (22).
[8] «Сахих Муслим» (23).
[9] «Сахих аль-Бухари» (2697).
[10] «Хилйат аль-Аулийа» (8/95).
[11] «Сунан ат-Тирмизи» (2516), «Муснад Ахмад» (1/307). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а аль-Хаким – достоверным.
[12] «Сахих Муслим» (2200).
[13] «Сахих Муслим» (2196).
[14] «Сахих Муслим» (2199).
[15] «Сахих аль-Бухари» (5743), «Сахих Муслим» (2191).
[16] «Сунан Абу Дауд» (3883), «Мустадрак аль-Хаким» (4/241). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
[17] «Муснад Ахмад» (4/310), «Сунан ат-Тирмизи» (2072), «Мустадрак аль-Хаким» (4/241). Аль-Хаким назвал хадис достоверным.
[18] «Муснад Ахмад» (4/154), «Мустадрак аль-Хаким» (4/240). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
[19] «Муснад Ахмад» (4/156), «Мустадрак аль-Хаким» (4/244). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, а Абд ар-Рахман бин Хасан сказал, что его рассказчики заслуживают доверия.
[20] «Муснад Ахмад» (4/445). Аль-Бусыри назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей, а аль-Хейсами назвал его рассказчиков заслуживающими доверия.
[21] «Сунан ат-Тирмизи» (2180).
[22] «Сахих Муслим» (977).
[23] «Сахих Муслим» (975).
[24] «Муснад Ахмад» (3/38), «Мустадрак аль-Хаким» (1/531).
[25] «Мустадрак аль-Хаким» (1/532).
[26] «Сахих Муслим» (975).
[27] «Сахих Муслим» (532).
[28] «Сахих аль-Бухари» (1330), «Сахих Муслим» (531).
[29] Когда язычники собирались принести жертву идолам, они подрезали жертвенным животным поджилки, а затем закалывали их у своих идолов или могил почитаемых ими людей. – Прим. пер.
[30] «Сунан Абу Дауд» (3222).
[31] «Сахих Муслим» (970), «Сунан Абу Дауд» (3225), «Мустадрак аль-Хаким» (1/525).
[32] «Сахих Муслим» (972).
[33] «Сунан Абу Дауд» (492), «Сунан ат-Тирмизи» (317). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
[34] В арабском языке слово «празднество» («ид») получило такое название, потому что оно время от времени повторяется. К таким празднествам относятся, например, праздник разговения и праздник жертвоприношения. Если человек каждый день посещает могилу посланника, , чтобы поприветствовать его миром, то он словно устраивает на ней празднество. Посланник, , запретил поступать так и велел мусульманам молиться за его благословение и приветствовать его миром из любого места, потому что у Аллаха есть странствующие ангелы, которые передают эти приветствия благородному посланнику, . Это обстоятельство свидетельствует о легкости мусульманской религии, ведь далеко не каждый мусульманин способен посетить Медину.
[35] «Сунан Абу Дауд» (2042), «Муснад Ахмад» (2/367).
[36] «Сахих аль-Бухари» (1189), «Сахих Муслим» (1397).
[37] «Тафсир Ибн Касир» (2/50).
[38] «Сахих Муслим» (3030), «Сахих аль-Бухари» (4714).
[39] Фарак – мера объема, равная 16 ритлам или 12 муддам. – Прим. пер.
[40] В хадисе Салима сообщается, что скала немного отодвинулась, но они не могли выбраться через образовавшийся проход.
[41] «Сахих аль-Бухари» (3465).
[42] «Сахих аль-Бухари» (1013), «Сахих Муслим» (897).
[43] «Сахих аль-Бухари» (5705), «Сахих Муслим» (218).
[44] «Силсилят аль-Ахадис ад-Даифа ва аль-Маудуа» шейха аль-Албани (1/88/25).
[45] «Сахих аль-Бухари» (1010).
[46] «Сунан ат-Тирмизи» (3578), «Муснад Ахмад» (4/138).
[47] «Далаил ан-Нубувва» (6/167).
[48] «Сахих Муслим» (1631).
[49] «Муснад Ахмад» (1/347), «Мустадрак аль-Хаким» (1/638).
[50] «Сахих Муслим» (2670).
[51] «Сахих аль-Бухари» (3445).
[52] «Сахих аль-Бухари» (7084), «Сахих Муслим» (1847).
[53] В частности, знание о том, для чего были созданы эти статуи.
[54] «Сахих аль-Бухари» (4920).
[55] «Тафсир ат-Табари» (12/254).
[56] «Муснад Ахмад» (4/267), «Сунан ат-Тирмизи» (2969).
[57] «Сунан ат-Тирмизи» (3095), «аль-Муджам аль-Кабир» (17/92).
[58] Это значит, что если Аллах пожелает, то помилует такого грешника в День воздаяния, а если нет, то подвергнет его мучительному наказанию. – Прим. пер.
[59] «Муснад Ахмад» (5/428). Аль-Мунзири в книге «ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (1/48) назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей. Аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» (1/102) сказал, что его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».
[60] «Сунан Абу Дауд» (4980). Аз-Захаби в книге «Мухтасар аль-Бейхаки» (1/140/2) сказал, что цепочка рассказчиков хадиса правильная.
[61] «Тафсир Ибн Абу Хатим» (1/62).
[62] «Мадарик ас-Саликин» (1/346).
[63] «Сахих аль-Бухари» (34), «Сахих Муслим» (58).
[64] «Сахих аль-Бухари» (33).
[65] «Сахих Муслим» (67).
[66] «Сахих аль-Бухари» (121), «Сахих Муслим» (65).
[67] «Сунан Абу Дауд» (3905).
[68] Его звали Кабиса бин Махарик. – Прим. пер.
[69] «Сунан Абу Дауд» (3907), «Муснад Ахмад» (3/477).
[70] «Сунан Абу Дауд» (3904), «Муснад Ахмад» (2/429), «Мустадрак аль-Хаким» (1/50). Аль-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с этим согласился аз-Захаби.
[71] «Аль-Мусаннаф» (11/26).
[72] «Муснад аль-Баззар» (9/3578). Аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» (5/117) сказал, что рассказчики хадиса являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».
[73] Иудеям было велено попросить прощение у Господа, однако они решили поглумиться над велением Аллаха. Они добавили к откровению от Аллаха букву «нун» и заменили слово «хитта» словом «хинта», которое означает «пшеница». В Коране по этому поводу говорится: «Вот Мы сказали: «Войдите в этот город и ешьте вволю, где пожелаете. Войдите во врата, поклонившись, и скажите: “Прости!” Мы простим ваши прегрешения и приумножим награду творящим добро».Беззаконники заменили сказанное им слово другим, и Мы ниспослали на беззаконников наказание с неба за то, что они поступали нечестиво» (аль-Бакара, 58-59). – Прим. пер.
[74] Джахмизм – это одно из направлений калама, основателем которого был аль-Джахм бин Сафван. Одним из самых опасных воззрений джахмитов является полное отрицание качеств Аллаха. Они считают, что человек не обладает волей и свободой выбора. Они полагают, что вера – это знание об Аллахе, а неверие – это незнание о нем, и если человек познал Аллаха, а затем отрекся от него на словах, то он остается верующим. Они считают, что вера у всех одинаковая – от пророков до рядовых мусульман, отрицают возможность лицезреть Аллаха в День воскресения, отрицают наказание в могиле и проповедуют взгляды о том, что Рай и Ад исчезнут. Они отрицают Речь Аллаха и считают Коран сотворенным. Они не признают вознесение Аллаха на Трон и Его высокое местонахождение и считают, что Аллах находится среди творений Своей божественной сущностью. – Прим. пер.
[75] «Тафсир Ибн Касир» (8/60).
[76] «Тафсир ат-Табари» (7/621).
[77] Этот хадис передал аль-Хаким (1856). Он сказал, что он является достоверным согласно требованиям Муслима, и с этим согласился аз-Захаби.
[78] «Сахих аль-Бухари» (3370), «Сахих Муслим» (406).
[79] «Сахих аль-Бухари» (2731).
[80] «Сахих аль-Бухари» (6345), «Сахих Муслим» (2730).
[81] «Сахих Муслим» (2202).
[82] «Сахих аль-Бухари» (6382).
[83] «Сахих Муслим» (9287).
[84] «Сахих Муслим» (2713).
[85] Аз-Захаби передал этот хадис в книге «аль-Улувв» (119), назвав его рассказчиков заслуживающими доверия, а аль-Халлал передал его в книге «Китаб ас-Сунна».
[86] «Сахих аль-Бухари» (7406).
[87] «Сахих Муслим» (2759).
[88] «Сахих аль-Бухари» (7404), «Сахих Муслим» (2933).
[89] «Сахих аль-Бухари» (4850), «Сахих Муслим» (2846).
[90] «Сахих аль-Бухари» (4848, 4849), «Сахих Муслим» (2848).
[91] «Сахих Муслим» (2996).
[92] «Сахих Муслим» (177).
[93] «Муснад Ахмад» (1/395), (6/294).
[94] «Сахих Муслим» (2401).
[95] «Сахих аль-Бухари» (555), «Сахих Муслим» (632).
[96] «Сахих Муслим» (8).
[97] «Сахих аль-Бухари» (3207), «Сахих Муслим» (164). Текст хадиса приведен по версии Муслима.
[98] «Сахих Муслим» (2842).
[99] Храм на седьмом небе, расположенный непосредственно над Каабой. – Прим. пер.
[100] «Муснад Ахмад» (6/156), «Сунан ан-Насаи» (3/173). Похожий хадис также передали Муслим (770) и Ибн Маджа (1357).
[101] «Сахих Муслим» (177).
[102] «Муснад Ахмад» (6/156), «Сунан ан-Насаи» (3/173). Похожий хадис также передали Муслим (770) и Ибн Маджа (1357).
[103] «Муснад Ахмад» (2/162, 192).
[104] «Мустадрак аль-Хаким» (2/506), (4/589), причем текст хадиса приведен по версии аль-Хакима.
[105] «Муснад Ахмад» (3/7), «Сунан ат-Тирмизи» (2431), (3243).
[106] «Сахих аль-Бухари» (3231), «Сахих Муслим» (1795).
[107] «Сахих аль-Бухари» (318), «Сахих Муслим» (2646).
[108] «Тафсир Ибн Касир» (7/120).
[109] «Сахих аль-Бухари» (3236).
[110] «Сахих аль-Бухари» (3207), «Сахих Муслим» (164). Текст хадиса приведен по версии Муслима.
[111] «Сахих аль-Бухари» (6408), «Сахих Муслим» (2689). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
[112] «Муснад Ахмад» (1/452), «Сунан ан-Насаи» (1282). Текст хадиса приведен по версии Ахмада.
[113] «Сахих аль-Бухари» (1374), «Сахих Муслим» (2870). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
[114] «Сунан ат-Тирмизи» (1073), «аль-Ихсан фи Такриб Сахих Ибн Хиббан» (3117). Текст хадиса приведен по версии ат-Тирмизи.
[115] «Маварид аз-Заман» (1084, 1085), «Мустадрак аль-Хаким» (2/4), «Сунан Ибн Маджа» (2144), Ибн Абу ад-Дунья в книге «аль-Канаа», аль-Бейхаки в книге «Шуаб аль-Иман», аль-Багави (4112).
[116] «Сахих аль-Бухари» (3), «Сахих Муслим» (160).
[117] Cм. стр. 120.
[118] Cм. стр. 112-113.
[119] «Сахих аль-Бухари» (2), «Сахих Муслим» (2333).
[120] «Тафсир Ибн Касир» (1/297).
[121] См. стр. 106.
[122] «Сахих аль-Бухари» (7410), «Сахих Муслим» (193).
[123] «Сахих аль-Бухари» (6614), «Сахих Муслим» (2652).
[124] «Тафсир Ибн Касир» (2/36).
[125] «Муснад Ахмад» (3/387), «Кашф аль-Астар» (134), «Шуаб аль-Иман» (177).
[126] «Тафсир Ибн Касир» (3/63).
[127] «Тафсир Ибн Джарир» (14/7).
[128] «Аль-Акида ат-Тахавийя» (1/172), «Мабахис фи Улум аль-Куран» шейха Манны аль-Каттана (стр. 21), «Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими (стр. 65).
[129] «Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими (стр. 65).
[130] «Сахих Муслим» (2577).
[131] «Мусталах аль-Хадис» шейха Ибн Усеймина (стр. 7), «Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими (стр. 61-62).
[132] «Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими (стр. 65-66).
[133] «Муснад Ахмад» (3/387), «Кашф аль-Астар» (134), «Шуаб аль-Иман» (177).
[134] «Сахих аль-Бухари» (4981), «Сахих Муслим» (152).
[135] «Тафсир Ибн Касир» (8/453).
[136] «Тафсир Ибн Джарир» (27/96).
[137] См. стр. 112.
[138] «Сахих аль-Бухари» (7499).
[139] «Сахих Муслим» (532).
[140] «Сахих аль-Бухари» (3416), «Сахих Муслим» (2376). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
[141] «Сахих аль-Бухари» (4604).
[142] «Кашф аль-Астар» (3/114), «Маджма аз-Заваид» (8/255), «Мустадрак аль-Хаким» (2/546). Аль-Хейсами сказал, что рассказчики хадиса являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих». Аль-Хаким же назвал цепочку его рассказчиков достоверной, с чем согласился и аз-Захаби.
[143] «Сахих Муслим» (2278), «Сунан Абу Дауд» (4673).
[144] Имеется в виду страх, который вселяется в сердца врагов. – Прим. пер.
[145] «Сахих Муслим» (523).
[146] «Сахих Муслим» (153).
[147] «Сахих аль-Бухари» (3535), «Сахих Муслим» (2286). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
[148] «Сахих аль-Бухари» (4981), «Сахих Муслим» (152).
[149] «Муснад Ахмад» (4/447), «Сунан ат-Тирмизи» (3001). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а аль-Хаким признал его достоверным, с чем согласился аз-Захаби.
[150] «Сахих аль-Бухари» (6528), «Сахих Муслим» (221).
[151] «Сахих Муслим» (2278). См. стр. 172.
[152] «Сахих аль-Бухари» (3340), «Сахих Муслим» (193).
[153] «Сунан ат-Тирмизи» (3615), «Муснад Ахмад» (3/2). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.
[154] «Сахих Муслим» (384).
[155] «Сахих аль-Бухари» (25), «Сахих Муслим» (22).
[156] «Мукаддимат Сунан Ибн Маджа» (5).
[157] «Сахих Муслим» (1218).
[158] «Муснад Ахмад» (5/153).
[159] «Сахих аль-Бухари» (15), «Сахих Муслим» (44).
[160] «Сахих аль-Бухари» (6632).
[161] «Сахих Муслим» (384).
[162] «Сунан ат-Тирмизи» (3546), «Муснад Ахмад» (1/201). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.
[163] «Сахих аль-Бухари» (3445), «Муснад Ахмад» (1/23).
[164] «Муснад Ахмад» (1/214), «Сунан Ибн Маджа» (2117).
[165] «Сахих Муслим» (2408).
[166] «Сахих аль-Бухари» (3673), «Сахих Муслим» (2541). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
[167] «Сахих Муслим» (2266).
[168] «Сахих аль-Бухари» (6993), «Сахих Муслим» (2266).
[169] «Сахих аль-Бухари» (45), «Сахих Муслим» (3017).
[170] См. стр. 174.
[171] «Сунан ат-Тирмизи» (2219). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным. Похожий хадис передал Абу Дауд в «ас-Сунане» (4333-4334) со слов Абу Хурейры.
[172] «Сахих аль-Бухари» (3455), «Сахих Муслим» (1842). Текст хадиса приведен по версии Муслима.
[173] «Сунан Абу Дауд» (4291), «Мустадрак аль-Хаким» (4/522). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
[174] «Сахих Муслим» (162).
[175] Исследователи, изучающие взгляды ранних ученых и приведенные ими доводы и доказательства. – Прим. пер.
[176] «Сахих Муслим» (162).
[177] «Сахих Муслим» (2697).
[178] «Сахих аль-Бухари» (3570), «Сахих Муслим» (162).
[179] Это племя населяло территорию современного Омана. Его мужчины были настолько высокими, что название племени стало именем нарицательным, и так стали называть людей, которых не любят за их высокий рост. – Прим. пер.
[180] «Сахих аль-Бухари» (3239), «Сахих Муслим» (165).
[181] Согласно некоторым версиям, на шестом небе он встретил пророка Ибрахима, а на седьмом – повстречался с пророком Мусой. – Прим. пер.
[182] «Муснад Ахмад» (4/8), «Сунан Абу Дауд» (1047), «Сунан ад-Дарими» (1580). Имам ан-Навави назвал цепочку рассказчиков хадиса достоверной.
[183] «Тафсир Ибн Касир» (3/436).
[184] «Сахих аль-Бухари» (6502).
[185] «Сахих аль-Бухари» (6504), «Сахих Муслим» (2951).
[186] «Сахих аль-Бухари» (7118), «Сахих Муслим» (2902).
[187] Это значит, что рабыни будут рожать детей от своих хозяев, а те превратятся в их господ, потому что имущество хозяина переходит к его детям.
[188] «Сахих Муслим» (8).
[189] «Сахих аль-Бухари» (3609).
[190] «Сунан Абу Дауд» (4252), «Сунан ат-Тирмизи» (2219). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.
[191] «Сахих аль-Бухари» (7119), «Сахих Муслим» (2894), «Муснад Ахмад» (2/261).
[192] «Сахих Муслим» (2901).
[193] «Сахих Муслим» (2901).
[194] «Сунан Абу Дауд» (4282), «Сунан ат-Тирмизи» (2230). Текст хадиса приведен по версии Абу Дауда. Ат-Тирмизи же назвал его хорошим и достоверным.
[195] «Сахих Муслим» (2940).
[196] «Сахих аль-Бухари» (3057), «Сахих Муслим» (169). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
[197] «Муснад Ахмад» (1/318).
[198] «Сахих аль-Бухари» (2222), «Сахих Муслим» (155). Текст хадиса приведен по версии Муслим.
[199] «Сахих аль-Бухари» (3346), «Сахих Муслим» (2880).
[200] «Сахих аль-Бухари» (1591), «Сахих Муслим» (2909).
[201] «Муснад Ахмад» (2/220).
[202] «Сахих Муслим» (2909).
[203] «Сунан Ибн Маджа» (4049), «Мустадрак аль-Хаким» (4/473). Аль-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям Муслима, и с этим согласился аз-Захаби.
[204] «Тафсир Ибн Джарир» (8/97).
[205] «Сахих аль-Бухари» (4636), «Сахих Муслим» (157).
[206] «Сахих Муслим» (158).
[207] «Муснад Ахмад» (5/268).
[208] «Сахих Муслим» (2901).
[209] «аль-Муджам аль-Аусат» (4283).
[210] «Сахих аль-Бухари» (1369).
[211] Промежуточный мир, в котором творения пребывают после смерти вплоть до воскрешения. – Прим. пер.
[212] «Тафсир Ибн Касир» (7/136).
[213] «Сахих аль-Бухари», глава «О мучениях в могиле». См. «Фатх аль-Бари» (3/231).
[214] «Сахих аль-Бухари» (1379), «Сахих Муслим» (2866).
[215] «Сахих Муслим» (2868).
[216] «Сахих аль-Бухари» (1338).
[217] «Муснад Ахмад» (4/287), «Сунан Абу Дауд» (4753), «Мустадрак аль-Хаким» (1/37-38).
[218] Имеются в виду мученики, павшие в битве при Ухуде.
[219] «Муснад Ахмад» (1/266), «Мустадрак аль-Хаким» (2/88, 297). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
[220] «Сунан ат-Тирмизи» (1071), «аль-Ихсан фи Такрир Сахих Ибн Хиббан» (3117).
[221] «Сахих аль-Бухари» (3479).
[222] «Сахих аль-Бухари» (4935), «Сахих Муслим» (2955).
[223] «Сахих аль-Бухари» (3414), «Сахих Муслим» (2373) и др.
[224] «Сахих аль-Бухари» (2412), «Сахих Муслим» (2278).
[225] «Сахих аль-Бухари» (6527), «Сахих Муслим» (2859).
[226] «Тафсир ат-Табари» (8/380).
[227] Известный город, расположенный между Сирией и Египтом. – Прим. пер.
[228] «Сахих аль-Бухари» (6580), «Сахих Муслим» (2303).
[229] «Сахих аль-Бухари» (6579), «Сахих Муслим» (2292).
[230] «Сахих аль-Бухари» (7563), «Сахих Муслим» (2694).
[231] «Муснад Ахмад» (1/420-421), «Мустадрак аль-Хаким» (3/317).
[232] Арабский глагол «халласа» буквально означает «спасать», «отделять». – Прим. пер.
[233] Это будут книги, в которых записаны его грехи. – Прим. пер.
[234] «Муснад Ахмад» (2/213), «Сунан ат-Тирмизи» (2639), «Мустадрак аль-Хаким» (1/6, 529). Аль-Хаким назвал его достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
[235] «Сахих Муслим» (199).
[236] «Муснад Ахмад» (3/94), «Мусаннаф Абд ар-Раззак» (20857).
[237] «Сахих аль-Бухари» (7439), «Сахих Муслим» (184).
[238] «Сахих аль-Бухари» (7439), «Сахих Муслим» (183). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
[239] «Сахих аль-Бухари» (2790).
[240] Это арабское слово означает «напоенный», «сочный», «пышный». – Прим. пер.
[241] «Сахих аль-Бухари» (3257).
[242] «Сахих аль-Бухари» (3265), «Сахих Муслим» (871).
[243] «Сахих аль-Бухари» (3241), «Сахих Муслим» (2738). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари, а версия Муслима является сокращенной.
[244] «Тафсир аль-Куртуби» (19/27), «Фатх аль-Кадир» (5/307).
[245] «Сахих аль-Бухари» (6544), «Сахих Муслим» (2850). Текст хадиса приведен по версии Муслима.
[246] «Сахих Муслим» (2653).
[247] «Сахих аль-Бухари» (1384), «Сахих Муслим» (2659).
[248] «Сахих аль-Бухари» (6339), «Сахих Муслим» (2679). Текст хадиса приведен по версии Муслима.
[249] «Сахих аль-Бухари» (3191).
[250] «Сахих аль-Бухари» (8), «Сахих Муслим» (16).
[251] «Сахих аль-Бухари» (50), «Сахих Муслим» (8).
[252] «Сахих аль-Бухари» (50), «Сахих Муслим» (8).
[253] «Сахих аль-Бухари» (7510), «Сахих Муслим» (193).
[254] «Сахих Муслим» (57).
[255] «Сахих аль-Бухари» (44), «Сахих Муслим» (192).
[256] «Сахих Муслим» (184). Раздел о вере, глава о заступничестве и о том, что приверженцы единобожия будут выведены из Огня.
[257] См. стр. 112.
[258] Ат-Табарани, «аль-Муджам аль-Кабир» (11/215), аль-Багави «Шарх ас-Сунна» (3/429), цепочка рассказчиков хадиса хорошая.
[259] «Сахих аль-Бухари» (6032).
[260] «Сахих аль-Бухари» (2263).
[261] Мера сыпучих тел. – Прим. пер.
[262] «Сахих аль-Бухари» (17).
[263] «Сахих Муслим» (6168).
[264] «Сахих аль-Бухари» (3688).
[265] «Сахих Муслим» (2496).
[266] «Сахих аль-Бухари» (3673), «Сахих Муслим» (2540, 2541).
[267] «Сахих Муслим» (2408).
[268] Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым» (6/411).
[269] «Сахих аль-Бухари» (4771), «Сахих Муслим» (204).
[270] «Сахих Муслим» (2699).
[271] «Муснад Ахмад» (4/127-129), «Сунан ат-Тирмизи» (7/438). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.
[272] «Сахих аль-Бухари» (3654).
[273] «Сахих аль-Бухари» (3689), «Сахих Муслим» (2398).
[274] «Сахих Муслим» (2401).
[275] «Сахих аль-Бухари» (3702), «Сахих Муслим» (2405).
[276] «Муснад Ахмад» (1/188) и «ас-Сунаны». Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.
[277] «Сахих Муслим» (55).
[278] «Сахих аль-Бухари» (7137).
[279] «Сахих аль-Бухари» (7144).
[280] Ибн Абу Асим, «ас-Сунна» (2/507). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.
[281] «Сунан ат-Тирмизи» (2167), «Сунна Ибн Абу Асим» (80).
[282] «Сахих аль-Бухари» (7143).
[283] Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым».
[284] «Сахих Муслим» (1715).
[285] «Муватта Малик» (2/899).
[286] «Мукаддамат Сунан Ибн Маджа» (1/16), «Сахих Ибн Маджа» (1/6).
[287] «Муснад Ахмад» (4/127-129), «Сунан ат-Тирмизи» (7/438). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.
[288] «Сахих аль-Бухари» (7280).
[289] Имеется в виду прямой путь верующих. – Прим. пер.
[290] «Сахих аль-Бухари» (6583), (6584), «Сахих Муслим» (2290).
[291] «Муснад Ахмад» (1/435), «Сунан ад-Дарими» (1/78), «Мустадрак аль-Хаким» (2/318). Аль-Хаким назвал цепочку рассказчиков хадиса достоверной, и с этим согласился аз-Захаби.
[292] «Сахих аль-Бухари» (2697), «Сахих Муслим» (1718).
[293] «Муснад Ахмад» (4/152), «Сунан Абу Дауд» (5/5). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.
[294] «Сахих аль-Бухари» (7288), «Сахих Муслим» (1337).
[295] «Сунан ат-Тирмизи» (4/466). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.
– Конец работы –
Используемые теги: основы, веры, свете0.054
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВЫ ВЕРЫ В СВЕТЕ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов