Общая характеристика основных философских теорий, являющихся методологической основой организационного менеджмента

Философские теории познания, несмотря на разные базовые пред­посылки, сводятся к поиску ответа на следующие вопросы:

- Какова природа знания?

- Какими путями сознание субъекта добывает и проверяет зна­ние об объекте?

- Что такое сознание человека, его генезис и структура?

- Как могут два разных сознания понимать друг друга или как возможно сознание?

- Как взаимодействуют различные виды знания, в чем причины их дифференциации и есть ли перспектива их синтеза?

- Существуют ли границы человеческого познания?

Ответы на эти вопросы, по мнению философов, не абстракция. Они лежат в основе организации не только мировоззренческой, но и практической деятельности человека, определяют его субъект­ную направленность и установку в решении разнообразных кон­кретных задач.

Краткая характеристика философских теорий познания приведена в таблице 1.

Таким образом, все философские теории познания условно принято делить на пять основных групп:

· пессимистические (негативистские);

· оптимистические (конструктивные);

· платонические;

· имманентистские;

· трансценденталистские

Для решения проблем управления в хозяйствующих организациях наибольшее значение имеют негативистские, оптимистические и трансценденталистские теории.

 

Таблица 1 – Краткая характеристика основных философских теорий, являющихся методологической основой организации и организационного поведения

Группы Наименование теории Сущность теории (основные принципы)
Пессимисти-ческие (негативистские) теории Теория скептицизма Отрицание возможности доказательного и всеобщего знания
Агностицизм Отрицание возможности познания сущности вещей (бесконечность процесса познания - за познанной сущностью каждый раз открывается новая и более глубокая сущность)
Оптимисти- ческие (конструктивные) теории Теория научного реализма Знание есть продукт зеркального отражения внешнего мира; человек познает мир без опосредующего влияния социума, его культуры, практики и языка.
Редукционизм Сведение сложных закономерностей к более простым, апелляция к данным естественных наук, утверждение о возможности решать проблемы, не пребегая к философским методам анализа.
Физикализм Решение проблем переводом их на язык фундаментальных теорий и физических законов (например, физикоэкономика)
Физиологический редукционизм (научный материализм) Продукты познавательной деятельности объясняются посредством процессов и состояний, происходящих в организме человека (тело, психика, мозг, сознание)
Нативизм Мозг человека с рождения запрограммирован на восприятие определенной длины и частоты электромагнитных волн; навыки мыслительной деятельности и способности человека являются генетически врожденными
Эволюционная теория познания Знание выполняет функцию биологической адаптации человека к внешней среде. Не следует стремиться изменить внешнюю среду - нужно приспосабливаться к ней для достижения своих целей
Генетическая эпистемология Знание является следствием активной предметно - практической деятельности человека в окружающем его мире. Развитие науки и структура научного исследования соответствуют стадиям интеллектуального развития индивида.
Прагматическая гносеологическая теория Знание должно рассматриваться с позиций его практической полезности. Источником знаний является преодоление проблемных ситуаций. Истина есть успех, заблуждение-неуспех в их преодолении.
Диалектический материализм В основе познания лежит не индивидуальная, а общественно-историческая практика. Практика - главный критерий истинности знаний.
Имманен- тистские теории Субъективный идеализм (имманентный субъективизм), имманентный объективизм; платонический имманентизм Знание является внутренне (имманентно) присущим сознанию человека во всей своей истинной полноте или же, напротив, во всей своей субъективной ненадежности. Любые вещи и любые виды опыта даны человеку через призму его сознания
Платонические теории Христианская гносеология, теория гносеологического согласования мира вещей и мира идей; философия тождества Шеллинга; гегелевский панлогизм и др. Все изменения заложены генетикой развития окружающего человека мира. Человек и все, что происходит вокруг него, детерминировано извне. Что подразумевает сделать человек - есть результат реализации уже созданной без его участия программы.
Трансценден-тализм Феноменология Знание есть продукт активной конструктивной деятельности человеческого сознания. Задача исследования процесса познания состоит не в обращении к объекту познания и не к знанию как таковому, а к исследованию инвариантных, т.е. одинаковых для всех людей, структур субъективности, благодаря которым они одинаково продуцируют и понимают знание. Любые исследования следует проводить с учетом закономерностей субъективного восприятия их людьми. Адекватность изменений субъективным оценкам - есть ожидаемый результат.