Оптимистические (конструктивные) теории, их роль и место в организационном менеджменте

Эти теории начали формироваться с теории наивного реализма, которая имела большое признание среди ученых в период господства класси­ческой европейской науки, и в настоящее время отражает типич­ную установку исследователей, не склонных к философским рассуждениям.

В наибольшей мере эту точку зрения отстаивают сторонники теорий научного реализма.

По мнению многих ученых, эти теории являются философским отражением и обоснованием стихийной и массовой веры ученых в то, что они познают законы реально суще­ствующего мира, и их знание вовсе не продукт их субъективного творческого произвола.

В составе теорий научного реализма при­нято выделять две группы теорий: натуралистические и праксеологические.

Среди натуралистических теорий наибольшее признание полу­чили теории: редукционизм, физикализм, физиологический редукционизм (научный материализм), эмерджентный материализм, нативизм и эволюционная теория познания (эволюционная эпи­стемология).

В основе редукционизма лежит попытка свести сложные закономерности к более простым.

Одним из примеров реализации принципов редукционизма в теории и практике организационного менеджмен­та является общепризнанная концепция процессного управления, а также ее более современные интерпретации в форме инжинирин­га, реинжиниринга и биореинжиниринга бизнес – процессов. Разложение процесса управления на самостоятельные действия: плани­рование –мотивация – организация – контроль; коммуникации и принятие решений, а также попытка изолированного их исследо­вания являются инструментами этого подхода, приводящего порой руководителей к ошибочным решениям.

Физикализм направлен на решение теоретико – познавательных проблем посредством перевода их на язык фундаментальных физи­ческих теорий и физических законов. Примером могут служить теории количественных методов управления, попытки сформировать теоретические основания физико – экономики, выявить объективные, необходимые, устойчивые и существенные отношения и взаимосвязи, определяющие развитие и функционирование хозяйственно – экономических процессов.

Физиологический редукционизм (научный материализм) – направ­ление теоретических и экспериментальных исследований, преимущественно концентрирующееся на вопросах соотношения тела и психики, мозга и сознания.

Сторонники этого направления считают, что явления психической жизни человека и продукты его познавательной деятельности можно объяснить на основе физиологических процессов и состояний, происходящих в человеческом организме.

Научный материализм основывается на результатах исследований мозга человека, его физико – химических и других структур. Наиболее видными философами-теоретиками этого направления были Д. Армстронг и Г. Фейгль. Физиологический редукционизм служит методологической основой большинства теорий научения. Поэтому, среда – инстинкт – безусловный рефлекс – нужда являются теми элементами процесса побуждения человека к деятельности, посредством которых осуществляется биологическая мотивация.

В настоящее время большее распространение имеют менее жесткие варианты научного материализма. Одним из них является эмерджентный материализм, соглашающийся с относительной зависимостью психических процессов от мозговых и физиологических.

На Западе более яркими представителями этой теории являются Д. Девидсон, Дж. Фодор, М. Бунге и лауреат Нобелевской премии за открытие межполушарной асимметрии мозга Р. У. Сперри, а в отечественной философской науке — В. С. Тюхтин и Д. И. Дубровский.

Нативизм — теория, ставящая задачу решить проблемы происхождения сознания, опираясь на законы генетической наследственности. Она исходит из следующих утверждений о том: все компоненты сознания, включая волю, имеют нейрофизиологический базис, подчи­ненный законам генетической эволюции и естественного отбора; мозг человека от рождения запрограммирован на восприятие определенной длины и частоты электромагнитных волн; навыки мыслительной деятельности и способности человека являются генетически врожденными. Сторонниками нативизма являются 3. Фрейд, K. Г. Юнг, Н. Хомский, лауреат Нобелевской премии Е. Уилсон.

Основываясь на этой методологической основе, 3. Фрейд, к примеру, вывел теорию психоанализа и психодинамическую тео­рию личности, базовыми элементами которых являются:

структура личности: Оно, Я, Сверх – Я, бессознательное, предсознательное и сознательное;

динамические аспекты личности основаны на сексуальных и агрессивных инстинктах, тревоге и механизмах защиты;

уникальность роста и развития личности: развитие эрогенных зон; оральная, анальная, фаллическая стадии развития, Эдипов комплекс;

неосознанные бессознательные мотивы в большей степени
влияют на поведение человека, чем сознательное мышление;

о подсознании человека можно судить по содержанию его снов;

человек сам не может полностью объяснить свои поступки,
так как они в большей степени бессознательны.

Психодинамическая теория личности и теория психоанализа
3. Фрейда являются одним из теоретических оснований для разра­ботки технологий мотивации при управлении организационным поведением персонала в процессе организационных изменений. В содержательных теориях мотивации они служат исходной базой для выбора механизмов мотивации, направленных на удовлетворение первичных потребностей человека.

Согласно эволюционной теории (эволюционной эпи­стемологии) – сущность человеческого знания может быть адекватно понята лишь в общем эволюционно – биологическом контексте. Знание выпoлняeт важную функцию биологической адаптации человека к внешней среде. Рост научного знания может быть успешно интерпретирован в терминах эволюционных представлений: адаптации, мутации и естественного отбора научных теорий.

В контексте управления организационным поведением, согласно этой теории, не следует стремиться изменить внешнюю среду. Не­обходимо приспосабливаться (адаптироваться в ней) для дос­тижения своих целей.

Жизненный цикл организации имеет биологическую аналогию с жизнью человека и содержит стадии рождения, роста, зрелости и старения. Рождение организации означает создание какой – либо организационной формы. Окружающая среда оказывает влияние на скорость основания организации через систему государствен­ных мер, экономические и технологические факторы, определяю­щие главные барьеры для получения ресурсов. Родившись, организация начинает развиваться. В этот период наблюдается наиболь­шая «смертность» организаций. Выживают лишь те, которые сумели адаптироваться к условиям внешней среды.

Адаптивность является важнейшим качеством организаций на всех этапах жизненного цикла. Для обеспечения этого качества следует вовремя проводить адекватные воздействиям внешней сре­ды на организационные изменения, которые должны быть направлены на обеспечение процесса непрерывного совершенствования управления организацией. То есть организационные изменения выступают обязательным атрибутом жизнедеятельности организаций в активной внешней среде.

Эволюционная теория является одним из методологических оснований популяционно – экологической теории и теории поля, разработанной К. Левиным и широко используемой для проекти­рования технологий мотивации. К примеру, основными утверждениями теории поля являются:

- поведение человека является функцией поля;

- основными компонентами поля являются сама личность и внешняя среда;

Поскольку изменить обстоятельства легче, чем саму личность при формировании нужного поведения человека следует сначала изменить его внешнее окружение, а затем воздействовать на него посредством стимулов.

Иными словами, объективная потребность человека приспосабливаться к окружающей среде может быть успешно использована для мотивации его деятельности.

Ведущими представителями этой философской позиции явля­ются К. Лоренц, К. Поппер, С. Тулмин, Г. Фоллмер.

Эволюционная теория познания служит методологической ос­новой для исследований многих проблем менеджмента. К числу ее сторонников относятся М. Портер, Э. Эдайзес, А. И. Пригожин, М. X. Мескон и многие другие видные ученые.

К праксеологическим теориям относят теории, которые рассмат­ривают знание как следствие активной предметно – практической деятельности человека в окружающем его мире. Наиболее при­знанными среди них являются: генетическая эпистемология, праг­матическая гносеологическая теория и диалектический материализм.

Генетическая эпистемология – теоретико – познавательное современное направление, образовавшееся на стыке логико – психо­логических и теоретико – познавательных исследований, основанное видным швейцарским психологом и историком Ж. Пиаже. Он открыл инвариантные стадии интеллектуального развития
человека, которые возникают последовательно друг за другом, подчиняясь всеобщему закону структурного и функционального усложнения живых систем: стадия сенсорно-моторного интеллек­та; стадия конкретных интеллектуальных операций; стадия формальных операций. В основе системы самоусложнения системы интеллектуальных операций лежит активная предметно – манипулятивная деятельность человека. Исторические темпы развития науки и
структура научного исследования могут быть представлены в соответствии со стадиями интеллектуального развития индивида.

Поэтому изменения, связанные с организационным поведением, определением содержания и характера профессиональной деятельности
человека, следует проводить с учетом состояния его интеллектуального развития.
Прагматическая гносеологическая теория (программа) заложена
Ч. А. Пирсом. В ее основе лежит утверждение о том, что знание
должно рассматриваться с позицией его практический полезности.

В сущности, знание сводится к преодолению проблемных ситуа­ций, где истина отожествляется с успехом, а заблуждение – с неуспехом в их преодолении. Реальность внешнего мира составляет прагматический фундамент для поступательного развития науки.

Отождествление истины с пользой и сугубо утилитарный подход к понятию практики вызывали и вызывают до сих пор серьезную критику прагматизма.

Диалектический материализм – наиболее развитый и систематизированный вариант праксиологической теории. Основным в этой теории является тезис о том, что в фун­даменте познания лежит не индивидуальная, а общественно — исто­рическая практика. Отражение внешнего объективного мира человеком осуществляется не в социальном вакууме, а во взаимо­действии с другими людьми и сквозь призму общественно вырабо­танных схем, норм и идеалов познавательной деятельности, которые меняются от эпохи к эпохе. Деятельность человека по преобразова­нию материального мира и социальных условий является источни­ком и движущей силой развития. Практика — главный критерий истинности знаний. Ведущими теоретиками этой теории были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Э. В. Ильенков, Г. С. Батищев.

Сторонниками этой философской позиции являются ученые и практические работники разных отраслей знаний: социологии, психологии, физиологии, кибернетики, истории, техники, физики, математики, химии, менеджмента и др.

Диалектический материализм служит методологической осно­вой многих исследований частнонаучного и методического уровней. Например, он лежит в основе философского уровня для таких теорий, как: теория психоанализа А. Адлера (поведение личности определяют социальные интересы и стремление лидировать); теория психоанализа Э. Фромма (поведение личности определяется как прошлыми, так и настоящими социальными условиями и отношениями личности; менеджеру следует принимать во внимание скрытые мотивы поведения личности, зависящие от прошлой социальной жизни); содержательные теории мотивации А Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Макклелланда, К. Альдерфера и др. (формирование поведения личности следует осуществлять с учетом уровня удовлетворенно­сти физиологических, социальных потребностей, потребностей в безопасности, уважении и самоактуализации);

теория смешанной экономики (трансформация капитализма в систему, характерными чертами которой являются: переход руково­дящей роли от собственников капитала к менеджерам, повышение экономической роли государства; полная занятость и непрерывный рост производства – С. Чейз, А. Хансен, П. Сэмуэльсон и др.).