Трансценденталистские теории рассматривают знание как продукт активной конструктивной деятельности человеческого сознания и направлены на выявление всеобщих конструктивных – трансцендентальных условий любого возможного опыта. Задача исследования познания состоит не в обращении к объекту познания и не к знанию как таковому, а к исследованию инвариантных, т.е. одинаковых для всех людей, структур субъективности, благодаря которым они одинаково продуцируют и понимают знание.
Одним из направлений трансцендентализма является феноменология.Рождение феноменологии связано с именем Э. Гуссерля.
Методологическими средствами ее являются:
заключение в скобки метафизических предпосылок существования природного мира и вообще какого – либо бытия за пределами сознания;
использование актов эйдетической рациональной интуиции, посредством которых в «очищенном зеркале» усматриваются конструктивные базовые доопытные смыслы;
выражение усмотренных таким образом сущностей на феноменологическом языке, позволяющем осуществлять интерсубъективную проверку и коррекцию результатов, полученных чужим сознанием.
В контексте частнонаучного уровня познания эта методология раскрывается через утверждение о том, что любые исследования и планируемые изменения следует проводить с учетом закономерностей субъективного восприятия их людьми. Адекватность изменений субъективным оценкам есть ожидаемый результат. К примеру, согласно феноменологической теории личности К. Роджерса, используемой в механизмах мотивации организационного поведения персонала, повышению мотивации способствует конгруэнтность (совпадение) «Я» и опыта личности. Динамические аспекты личности описываются следующей схемой: самоактулизация, конгруэнтность «Я» и опыта; неконгруэнтность и защитное искажение опыта, а также его отрицание. Таким образом, успехи или неудачи в организационном поведении во многом зависят от адекватности, конгруэнтности и самоактуализации работников, участвующих в изменениях.
Феноменология оказала и оказывает существенное влияние на разные научные знания.
Противоречивость, а, порой, полная несовместимость представленных теорий ставит перед учеными задачу продолжить поиск ответов на вопросы методологии познания. К числу перспективных направлений этих поисков, по мнению российских философов B. В. Миронова и А. В. Иванова, относятся:
попытка переосмыслить природу человеческого сознания через взгляд на Вселенную не только как на открытую развивающуюся систему, но и как живой и чувствующий организм, тысячами нитей связанный с человеческим телом и духом;
изучение западных и восточных медитативных практик, утверждающих о космически – трансперсональном измерении индивидуального человеческого бытия;
исследование роли подсознательной деятельности человека в получении рационального знания.
В условиях этого множества философских научных теорий, по признанию большинства ученых мира, наиболее приемлемой методологией научных исследований философского уровня следует считать диалектику.
Диалектика основана на понимании многообразия мира, на желании выявить закономерности этого многообразия, установить связь разных сторон и явлений. Основной категорией диалектики является движение, которое рассматривается как противоречивый процесс, сочетающий моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, единства и иерархической соподчинённости, что отражает иерархичность и целостность мирового бытия.
Всякое изменение есть результат взаимодействия предметов, событий или явлений мира через обмен материей, энергией и информацией. Именно это позволяет исследовать многообразные виды движения через; энергетические или информационные проявления. Для любого объекта существовать означает взаимодействовать с другими объектами. Движение – всеобщая форма существования мира, выражающая его активность, всеобщую связанность и процессуальный характер. Развитие в диалектике представлено упорядоченным и закономерным, необратимым и направленным изменением объекта, связанным с возникновением новых тенденций существования системы.
Среди ученых утвердилось мнение, что разделение диалектики на идеалистическую и материалистическую является условным. И тот, и другой вариант позволяет эффективно объяснить реальное и идеальное бытие. Философский анализ проблем с позиции диалектики оказался наиболее эффективной формой философской рефлексии. Ученые считают, что если отмежеваться в первом случае от абсолютной идеи как первоначала, а во втором – от настойчивых повторов материалистических заклинаний, то выстраивается достаточно стройная система диалектических законов и категорий для анализа и решения вполне конкретных познавательных, социальных и других проблем.
Исходя из классического гегелевского наследия, принято выделять следующие законы диалектики:
закон о всеобщей связи и развитии;
закон отрицания отрицаний (закон спиралевидного характера развития);
закон перехода количественных изменений в качественные;
закон единства и борьбы противоположностей (закон взаимодействия противоположностей).
Законы диалектики не существуют оторвано друг от друга.
Они представляют собой матрицу любых процессов развития. Эти
законы отождествляют с Вселенскими Правилами Игры, по которым живут Космос, земная цивилизация, ее отдельные нации, культуры и т.д.
Они описывают: источники и движущие силы изменений; механизмы изменений; общую архитектонику изменений и развития.
В контексте единства указанных законов, любой предмет или явление представляет собой некоторое количество, где есть единство противоположных конструктивных тенденций. В результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества возникает противоречие. Развитие осуществляется через отрицание данного качества посредством разрешения противоречия, но с сохранением ряда свойств в образовавшемся новом качестве.
Общепризнано, что получитъ научное знание в области менеджмента можно, опираясь в большинстве своем на законы диалектики. Изменения, в основе которых лежат движение и развитие, могут быть наиболее достоверно исследованы и спроектированы именно с их помощью. Они представляют всеобщие методы познания.