Язык, речь, речевая и языковая деятельность

Наиболее популярно определение языка как средства формирования и выражения мысли.

На протяжении 19 в., не говоря о более давнем времени, языкознание не проводило разграничения понятий «язык» и «речь». Впервые такое разграничение было проведено и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857-1913). Широкую известность его учение о языке и речи получило после его смерти.

Под речью современное языкознание понимает не только устную речь, но также речь письменную. В понятие речи в широком смысле включается и «внутренняя» речь, то есть мышление с помощью языковых средств (слов и др.), осуществляемое про себя. Проявлением речевой деятельности служит речевой акт. Отдельный акт речи, речевой акт представляет собой двусторонний процесс, охватывающий при устном говорении не только говорение, но и слуховое восприятие, а также понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание написанного), причем участники могут быть отделены друг от друга во времени.

Различие между языком и речью раскрывается по многим признакам:

Язык - это общее, речь - индивидуальное;

Язык - явление социальное, речь - психическое;

Язык - система, стремящаяся к постоянству, стабильности, речь - процесс, поэтому она динамична, изменчива, подвижна.

Язык - абстрактная сущность, речь - конкретное явление;

Язык - код, речь - сообщение на нем;

Язык нормативен, речь зависит от исторических, социальных условий.

Но, несмотря на все эти различия, язык и речь взаимосвязаны друг с другом. Без сомнения, оба эти предмета тесно между собой связаны, и друг друга взаимно предполагают. Язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь, в свою очередь, нужна, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку… Язык одновременно и орудие, и продукт речи.

В настоящее время существует несколько подходов к проблеме взаимоотношений языка и речи. Считается, что язык - это застывшая кодовая система, нечто вроде склада всего того, что имеется в языке. А речь язык действия.

При другом подходе речь, в противоположность языку, всегда ситуативно привязана (мы всегда говорим о чем-то) и целенаправленна (говорим для чего-то), при этом подходе обычно звуки и слова относят к языку, а предложения и более крупные тексты признают единицами речи.

Современная наука различает грамматику языка и грамматику речи, лингвистику языка и лингвистику речи. Практически признают, что язык переходит в речь и наоборот.

Существует также точка зрения, что язык - статичная система, речь - также статичная система, а общим для языка и речи является семантика, а также формы ее выражающие. Динамична же речевая деятельность, логично было бы выделить и языковую деятельность, т.е. создание словаря и т.д.

Но, несомненно: язык - средство хранения и передачи информации.

Различение языка и речи проводилось многими учеными (В. Гумбольдт, Штейнталь, Шухардт, Потебня, Крушевский, Фортунатов, Бодуэн де Куртене). Например: Гумбольдт: «Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык. И трудно найти что-либо тождественное». Наиболее четко разграничил язык и речь Фердинанд де Соссюр («Курс общей лингвистики», 1916).

Но, несомненно: язык и речь нельзя отрывать друг от друга, нельзя противопоставлять, забывая об их единстве. Но нельзя забывать и об их различии. Самое трудное определить, что такое речь. Прежде всего, это не язык, не отдельный речевой акт.

Обобщив вышесказанное, можно сформулировать следующие определения: а) язык - это совокупность, система знаковых единиц общения в отвлечении от языкового материала, в их коммуникативной готовности; это знаковый механизм общения; б) речь - это последовательность (взятых из языка) знаковых единиц общения в конкретном языковом материале в их коммуникативном применении.

Языкознание как наука. Языкознание накопило множество ответов на вопрос, что же такое язык. Любой ответ оказывает прямое влияние на методы и направление поисков в изучении языка, на все решаемые в на­шей науке вопросы. Это видно из приводимых ниже определении языка. В XIX в. были популярны такие формулировки.

"Немецкий языковед и философ Вильгельм фон Гумбольдт: «Язык есть орган, образующий мысль».

Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель: «Язык есть деятельность теоретического разума в собственном смысле, так к с. л он является ее внешним выражением».

Немецкий языковед Август Шлейхер: «Язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления... Законы, установленные Дарвином для видов растений и живот­ных, применимы, по крайней мере, в главных чертах своих, и к организмам языков».

Академик Ф. Ф. Фортунатов — основатель Московской линг­вистической школы: «Язык состоит из слов, а словами являются звуки речи, как знаки для нашего мышления и для выражения наших мыслей и чувствований.

В XX в. появились и новые моменты в определениях языка, связанные с углублением понимания его внутреннего устройства и связей с другими науками. Отметим следующие определения.

Датский лингвист Отто Есперсен: «Язык есть человеческая деятельность с целью сообщения мыслей и чувств».

Известный американский лингвист Эдуард Сэпир: «Язык есть специфически человеческий и неинстинктивный способ передачи идей, чувств и желаний посредством системы произвольно про­изводимых символов».

Немецкий языковед Карл Фосслер: «Язык есть духовное выра­жение... История языка есть не что иное, как история духовных форм выражения, следовательно, история искусства в самом широком смысле этого слова». Французский лингвист Жозеф Вандриес: «Язык образовался в обществе. Он возник в тот день, когда люди испытали потребность общения между собой ... Язык как социальное явление мог возникнуть только тогда, когда мозг человека был достаточно развит, чтобы пользоваться языком»,

К. Маркс, Ф. Энгельс в работах «Немецкая идеология» (1846), «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876), «Франкский диалект» (1881-1882) и других и

В. И, Ленин в трудах «Материализм и эмпириокритицизм». «Философские тетради» и других многократно обращались к проблемам истолкования языка как специфического общественного явления, подчеркивали неразрывную связь языка и мышления, затрагивали проблему происхождения языка. Достаточно известные определения, данные К. Марксом — «Язык есть непосредственная действительность мысли» и В. И. Лениным - «Язык есть важнейшее средство человеческого общения».