рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Соподчиненность заголовков

Соподчиненность заголовков - раздел Образование, ОСНОВЫ ВЕРСТКИ ДЛЯ РЕДАКТОРА Отдельные Рубрики И Части Произведения (И Общие Категории) Делятся Следующим ...

Отдельные рубрики и части произведения (и общие категории) делятся следующим образом:

Серия изданий/собрание сочинений/многотомное издание/цикл произведений.

1. Цикл произведений.

2. Произведение.

3. Том.

4. Книга.

5. Часть.

6. Раздел.

7. Подраздел.

8. Глава.

9. Параграф.

 

Аналогично тому, как существует иерархия разделов в произведении, существует и деление заголовков по важности и значимости.

1. Шмуцтитул.

2. Шапка.

3. Заголовок в спусковом пробеле.

4. Начальный заголовок в разрез текста.

5. Рядовой заголовок в разрез текста.

6. Рядовой заголовок в разрез текста без нижней отбивки.

7. Заголовок с абзацного отступа.

8. Заголовок с абзацного отступа в подбор к тексту.

9. Форточка или фонарик.

10. Заголовок, скрытый в тексте.

11. Немой или графический заголовок.

 

При выборе оформления дизайнер должен учитывать относительную важность заголовков и определить, какие разделы будут оформляться каким видом заголовков.

При этом никто не запрещает пропускать какие-то варианты оформления (например, не использовать рядовой заголовок) или использовать один вариант для нескольких целей (например, оформлять шмуцтитулами и тома, и книги).

Правиловыбора очень простое: нельзя менять важность заголовка . Том должен оформляться заголовком более высокой важности, чем раздел (или, по крайней мере, таким же). И если вы используете форточку для оформления частей, нельзя использовать заголовок с абзацного отступа для оформления глав, потому что это будет нарушением относительной важности.

Следует также помнить о том, что читатель должен разобраться с разделами. При использовании одинакового оформления (например, заголовки с абзацного отступа) следует позаботиться об этом: например, добавить в название заголовка слова «часть» или «глава» (это делается, разумеется, по согласованию с автором, если он не позаботился об этом до дизайнера).

В некоторых случаях (особенно в художественной литературе) рубрики могут не иметь тематических заголовков. Автор может придумать для каждой главы отдельное название, а может этого и не сделать. В таком случае главы нумеруются и обозначаются словами «глава 22» или же только номером, и при этом получается нумерационный заголовок . В оглавлении, как правило, к нумерационным заголовками все равно дописывается слово «глава», потому что нужно как-то отличать номер главы от номера страницы.

Конечно же, это менее удобно для читателя, поскольку запомнить цифру сложнее, чем удачно подобранное название, однако выбор остается на совести автора. Дизайнеру важно знать, что даже если рубрика не имеет названия, это еще не является поводом для оформления его немым заголовком.

В остальном дизайнер обладает почти полной свободой при оформлении заголовков.

Как следует оформлять заголовки разной важности и что вообще означают приведенные нами названия?

Шмуцтитулоформляется отдельной страницей (всегда нечетной, с правой стороны разворота) с названием раздела или произведения. Предыдущая (левая) страница может содержать окончание предыдущего раздела (произведения) или быть пустой. По сути, шмуцтитул – это как бы титульный лист конкретного произведения или раздела. Для оформления шмуцтитула можно использовать как текст, так и графическое оформление (линии, орнамент, рисунок).

Иногда термин «шмуцтитул» используется в другом значении: рисунок или орнамент в начале раздела, располагающийся непосредственно рядом с текстом. Это следует иметь в виду во избежание путаницы.

Шапка– это заголовок, вынесенный на новую страницу и помещенный в верхнюю ее часть. Таким образом, каждый раздел, оформленный шапкой, начинает ся с новой страницы. При создании заголовка-шапки дизайнер также может использовать различные графические средства оформления.

Заголовок в спусковом пробеледополняет заголовок-шапку. При использовании нескольких заголовков на одной странице он размещается, например, между шапкой и текстом, отделенный отступами. Если он применяется отдельно, то отбивается от верхней границы страницы пустым пространством – это и называется спусковым пробелом.

Заголовок в разрез текстаможет быть начальным, рядовым и рядовым без нижней отбивки. Разница между этими тремя видами достаточно мала, и дополнительно разные заголовки подчеркиваются использованием шрифта разного кегля и начертания.

Начальный заголовок, используемый в разрез текста, выносится на новую страницу вместе с текстом нового раздела. Рядовые заголовки не выносятся на новую страницу, а просто отбиваются от предыдущего текста пустыми строками. При использовании рядового заголовка в разрез текста без нижней отбивки текст нового раздела следует непосредственно за текстом заголовка, без отбивок пустыми строками.

Заголовок с абзацного отступа оформляется как обычный абзац, без изменения кегля; если он оформляется в подбор тексту, то не используется даже отбивка между заголовком и следующим текстом. Выделяют такой заголовок обычно полужирным начертанием или написанием заглавными буквами.

Форточка– это заголовок, набранный отличным от основного текста шрифтом и помещенный в оборку текста, то есть обтекаемый текстом со всех сторон. Такое оформление не позволяет четко показать начало нового раздела и усложняет процесс верстки, однако такие заголовки могут служить как бы «конспектом» основного текста и используются в учебной литературе.

Фонарик– это заголовок, вынесенный на наружное поле страницы. Использование фонариков тоже усложняет процесс верстки и к тому же сужает поле набора, что очень неэкономично, поскольку часть страницы оказывается не занята текстом. С другой стороны, использование фонариков позволяет разместить на увеличенных полях дополнительную информацию – комментарии, ссылки, примечания к тексту. Областью использования фонариков является преимущественно научная и учебная литература.

Форточки и фонарики – вещи взаимоисключающие (принципиально разное оформление полей страницы), и в одном издании никогда не используются оба типа заголовков.

Скрытый в тексте заголовок– это, по сути, просто выделение с функцией заголовка. Такие разделы не выносятся в оглавление, они создаются только для того, чтобы читателю было удобно ориентироваться в тексте.

Используемый вид выделения зависит от общего дизайнерского решения издания, но одно требование непреложно: выделение должно быть видно при беглом взгляде на страницу, то есть, к примеру, выделение курсивом для этих целей непригодно.

Немой заголовок– это заголовок без текста и названия. Однако он отличается от просто «неназванных» разделов. Немые заголовки – самая мелкая и «бесправная» форма деления текста, они даже не выносятся в оглавление.

Немые заголовки используются, чтобы разделить текст на небольшие фрагменты в тех случаях, когда введение новых разделов не имеет смысла. Это часто встречается в художественной литературе, когда в одной главе описываются события, происходящие одновременно или, наоборот, разделенные промежутком времени. В таком случае используются немые заголовки для обозначения перехода от одной линии повествования к другой. Немой заголовок может выглядеть как графический заголовок или как белая строка.

Графический заголовок– это, как правило, символы астерисков (звездочек) или графический элемент (росчерк, рисунок), оформленные как некрупный заголовок. Они не несут никакого содержания, кроме того, что показывают начало нового раздела. Часто графические заголовки используются при верстке стихотворений, если стихотворение не имеет названия (в оглавление в этом случае выносятся начальные слова первой строки).

Белая строкав оформлении выглядит как увеличенное расстояние между абзацами, равное одной или нескольким пустым строкам. Не используется не только текст, но и графические средства выделения, – пустое пространство на странице.

Такое выделение невозможно, если новый фрагмент начинается на новой странице. В таком случае исчезающую белую строку заменяют знаками астерисков, как в графическом заголовке, росчерком, а чаще всего – короткой горизонтальной линией перед новым фрагментом текста.

Буквица– это первая буква первого слова в произведении или его отдельном разделе, выделяемая бульшим размером, другим шрифтом.Буквицы применяются преимущественно в оформительских целях, поэтому их чаще можно встретить в художественных изданиях или в изданиях для детей. Иногда буквицу сочетают с использованием линий, орнамента или же выполняют полностью рисованой.

В любом случае буквица (также называемая иногда инициалом) – признак издания, в котором применяются богатые средства оформления; обычно это богато иллюстрированные издания, и над оформлением буквиц, как и над иллюстрациями, работает художник.

По правилам типографики существует два основных варианта использования буквицы:

• буквица выступает за верхнюю границу строки, при этом нижнюю ее границу выравнивают по базовой линии строки;

• буквица не выступает за верхнюю границу строки, в этом случае ее верхнюю границу выравнивают по верхней линии строки, а сама буквица «утапливается» в тексте, занимая несколько строк по высоте.

Следует помнить, что буквица может быть использована только после названия произведения, заголовка раздела (главы, части) или же после немого или графического заголовка.

Виньетка– это графический рисунок (а в последнее время, с развитием технологий печати и верстки, – и любая иллюстрация, даже фотография), помещаемый в конец раздела на свободное место страницы. Так мы заполняем конечный пробел, когда заголовок следующего раздела начинается с новой страницы.

Для создания виньетки применяются разнообразные рисунки – от росчерков и орнаментов до фотографий или специально созданных художником иллюстраций. Важно помнить, что если для виньетки используется осмысленный рисунок, то он должен нести обобщающий и подытоживающий произведение смысл, он не может быть оторван от контекста, чтобы читатель догадывался – что же это значит.

Изменение оформления начальной строкиприменяется в сочетании с буквицей или просто в начале нового раздела. Для выделения текста используется смена начертания шрифта (иногда даже смена гарнитуры) или набор строки либо ее первых слов заглавными буквами.

Последнее часто применяется в сочетании с буквицей в англо-американской типографике, в первую очередь в газетной верстке. Для русской типографики такое оформление не характерно, однако и не нарушает никаких правил, поэтому остается на усмотрение дизайнера.

Изменение оформления начальной страницыраздела используется как в художественных целях, так и в практических: начальная страница выделяется в книге, и читателю легче ее найти. Чаще всего для этого сужается полоса набора – выверяется так, чтобы гармонировала с дизайном заголовка-шапки. Дополнительно используются линии, орнаменты, росчерки.

Для оформления начальной страницы также могут быть задействованы графические элементы (часто тоже называемые шмуцтитулами , что вносит небольшую путаницу, поскольку, как вы уже знаете, шмуцтитул является одним из видов оформления заголовков). Обычно это орнаменты, абстрактные или осмысленные рисунки, которые соответствуют смыслу раздела или целого произведения.

Иногда дизайнер сталкивается с расширенным заголовком. Его оформление зависит от конкретного произведения, и введение таких заголовков находится в компетенции автора (в крайнем случае – редактора).

Так, в книге может встречаться заголовок с альтернативным названием . Такой заголовок состоит из двух частей, обычно соединенных союзом «или». Чаще это встречается в названиях произведений, но иногда и заголовки разделов бывают «двойными».

Для такого заголовка дизайнер может использовать различное оформление двух частей. Поскольку первая часть является основной и более важной, она может быть выделена более крупным кеглем или другим начертанием (или же вторая часть выделяется, например, меньшим кеглем). По сути, такое оформление только улучшает восприятие заголовка, графически подчеркивая его нестандартность.

Еще один интересный вариант оформления заголовков – абреже. Мы можем встретить случаи, когда, кроме названия или номера главы, автор также дает краткое ее содержание – либо перечислением подразумеваемых подзаголовков, либо развернутым описанием тем раздела.

Абреже применяется как в научной литературе (с целью упростить поиск какого-либо фрагмента произведения), так и в художественной, особенно в произведениях, адресованных детской и подростковой аудитории (с целью заинтересовать, заинтриговать читателя).

И наконец, в художественных произведениях нам может встретиться текучий заголовок. В этом случае он не является отдельным предложением, а лишь несколькими словами предложения, относящегося к тексту. Текучий заголовок может быть последними словами фразы предыдущего раздела или первыми словами фразы нового раздела; иногда предложение тянется из одного раздела в другой и слова посредине текста служат заголовком. Такие заголовки не прерывают текст при чтении, повествование «течет» без остановки, откуда и пошло название.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ВЕРСТКИ ДЛЯ РЕДАКТОРА

Классификация форматов книг по размеру... Сверхкрупный формат книги атласы художественные альбомы детские книги... Рекомендуемые стандарты форматов бумаги Размер листа бумаги мм Доля...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Соподчиненность заголовков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФОРМАТЫ ИЗДАНИЙ
Формат издания – размеры книжной страницы, буклета в сложенном виде, листа (листового издания). Формат образуется как доля бумажного листа определенного размера в результате фальцо

Рекомендуемые стандарты форматов бумаги
Стандартные в России форматы изданий (ГОСТ 5773—90)   Размер листа бумаги, мм Доля листа

Международный стандарт ISO 216
Международный стандарт на бумажные форматы, ISO 216, основан на метрической системе мер, и исходит от формата бумажного листа, имеющего площадь в 1 м² (Размер А0). Все форматы бумаги ISO имеют

ПОЛОСА НАБОРА
Весь текст в издании делется на удобные для читающего строки, которые последовательно группируются одна под другой и образуют полосу набора. Она имеет заданные размеры по ширине и

Правила подсчета количества полос
3. Пустая полоса является равноправной и учитывается, как и любые другие полосы издания. Обычно пустые полосы добавляются в некоторые специализированные издания (например, в руководства или инструк

Форматы полосы набора
Формат полосы набора лучше всего узнавать у технологов типографии, в которой будет печататься издание. Если же такой возможности нет, то можно воспользоваться приведенными ниже таблицами, в которых

НАБОР ТЕКСТА
Взглянув на книжную полосу внимательнее, чем обычно, любой читатель без труда выявит смысловую организацию текста, состоящую из традиционных элементов: апрошей, интерлиньяжа, абзац

Правила набора знаков.
1. Не допускаются буквы и знаки из шрифтов других гарнитур. 2. Не должно быть пропусков и ошибочных повторений слов или строк. 3. Не допускается замена какого-либо печатного знака

Нормальными можно считать такие размеры апрошей, при которых глаз легко воспринимает каждое отдельное слово, не фиксируя пробелы.
Ширина апрошей определяется в соответствии с размером (кеглем), плотностью и насыщенностью шрифта, и пробел, достаточный для шрифта средней плотности, будет мал для широких светлых шрифтов и велик

Переносы
Изменяя ширину апрошей, сокращают число переносов на полосе, так как большое количество переносов (особенно если они идут подряд в нескольких строках) замедляет процесс чтения и в какой-то мере раз

ВЫДЕЛЕНИЯ В ТЕКСТЕ
Выделения– это элементы текста (буквы, слова, словосочетания), оформленные иначе, чем основная его часть, что и выделяет их в этом тексте, делая самыми заметными. По назна

Заголовки
Заголовок – название части, главы или раздела книги, набираемое шрифтами различных гарнитур и кеглей в зависимости от значимости объединяемых им частей текста и построения книги.

Верстка заголовков
1. Общая высота заголовка (простых, включающих в себя один, или сложных, состоящих из нескольких заголовков и подзаголовков) должна быть за счет отбивок приведена к целому числу строк основного тек

Навигационный аппарат
Навигационный аппарат – тексты, предназначенные для ориентирования в издании (система колонцифр, колонтитулов, пометок и всего, что помогает поиску информации). Кроме заго

Дополнительные тексты
1. Все виды дополнительных текстов (цитаты, внутритекстовые примечания, перечисления, пояснения и т. п.), набранные шрифтом пониженного кегля, заверстываются так, чтобы их общая высота вместе с отб

Правила набора и верстки навигационного аппарата и дополнительных видов теста
Оглавление, содержание Шрифтом сниженного кегля (петит). Набирается со спуском, может занимать неполную полосу (на оптической середине полосы) или несколько

Правила верстки подстрочных примечаний.
Подстрочные примечания (сноски) располагаются в нижней части полосы и должны отличаться оформлением от основного текста. При оформлении подстрочных примечаний необходимо учитывать следующе

Правила верстки колонцифры
Колонцифра набирается вверху или внизу полосы и выключается к наружному (иногда к корешковому) краю или посередине. При верстке книг альбомного формата или формата, близкого к квадратному, возможен

Правила форматирования колонтитулов
Обычно колонтитулы применяются в изданиях научно-популярного, технического и справочного характера, а также в случаях, когда книга содержит большое количество частей. На каждой полосе коло

Общие правила
1. Единообразие верстки. Выражается в одинаковой высоте полос, независимо от кеглей шрифтов и видов набора, однотипном размещении элементов, однотипных отбивках; 2.

Ширина колонки
При выполнении верстки текста в несколько колонок необходимо следовать следующему универсальному правилу, задающему верхний предел ширины колонки. Следует выписать в строку все строчные лит

Выравнивание
Любой абзац при верстке можно оформить одним из следующих способов: · выравниванием по левому краю, · выравниванием по правому краю, · центрированием, · блочным

Кернинг, трекинг, интелиньяж
При выполнении верстки, особенно в больших кеглях, следует учитывать влияние на внешний вид текста тщательной верстки сочетаний букв. Расположение литер в слове без коррекции межбуквенного просвета

Интерлиньяж
К числу основных критериев удобочитаемости относится интерлиньяж (междустрочный пробел). Он измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояния между строками. Наприме

Подгонка текста
Подгонку часто используют в журналах, бюллетенях новостей, газетах, там, где заранее известна площадь, на которой должны расположиться все материалы. Обычно материала набирается больше, че

Стихотворные произведения
Не останавливаясь на определении понятия стиха, следует отметить только, что задачей оформления стихов является передача средствами набора всех особенностей стихотворной речи. Даже при повер

Размещение стихов на полосе
Если оставить в стороне приемы размещении стиховых наборов со сдвигом к правому или левому полю, а остановиться па обычном способе, определяемом симметричным размещением оттисков набора на странице

Переносы в стихотворном наборе
Особенности стихотворного набора, необходимость показа ритма стихового произведения путем членения на отдельные стихи, вообще говоря, требуют, чтобы каждый стих занимай отдельную строку либо, как э

Правила верстки стихотворного текста
1. Стихотворные произведения должны быть заверстаны так, чтобы они размещались по центральной оси каждой полосы набора. 2. Если строфы стихотворения отделяют одна от другой втяжками, то до

Таблицы и их основные части
В учебных, научных, производственно-технических, справочных и других изданиях часто встречается цифровой и текстовой материал, сгруппированный колонками определенного формата, которые разделены меж

Основные требования к набору и верстке таблиц
Таблицы в одном издании должны быть набраны единообразно (по шрифтам, их кеглям, рисун­ку обрамляющих линеек, размерам равнонасыщенных заголовков и граф, оформлению заголовочных и надзаголовочных ч

Формат таблиц
Формат клочковых таблиц должен быть существенно меньше формата полосы набора. Если формат строк таблицы меньше формата строк текстового набора на 2½ кв. (или больше), то такие таблицы заверс

Особенности оформления многополосных таблиц
Многополосные таблицы или таблицы с продолжени­ем, размещаемые на нескольких полосах или разворотах подряд, оформляются в зависимости от их содержания по следующим правилам. При большом чи

Основные технические правила набора заголовочной части таблиц
Заголовочная часть таблицы может быть простой или сложной, состоящей из нескольких ярусов. В отдель­ных случаях графы таблиц нумеруют, тогда нумерация дается отдельной строкой в нижнем ярусе заголо

Основные технические правила набора надзаголовочной части таблиц
Надзаголовочной частью таблицы (иногда “шап­кой”) называют общую рубрику, включающую в себя нумерационный заголовок, необходимый, главным обра­зом, для ссылок в тексте издания, и тематический заго­

Основные технические правила набора боковиков
Боковик — один из главных элементов хвостовой части таблицы или вывода, включающий в себя показа­тели о содержании каждой строки таблицы. Как прави­ло, боковик-первая слева графа таблицы, но иногда

Основные технические правила набора цифровых граф
Цифровые данные в колонках таблиц и выводов сле­дует по возможности размещать так, чтобы разряды чи­сел были выровнены по вертикали, т. е. единицы под еди­ницами и т. д. Такое равнение обязательно

Основные технические правила набора текстовых граф
Формат набора текстовых данных в колонках дол­жен быть таким, чтобы расстояние между текстом и ли­нейками было не менее 2 п. с каждой стороны. Текст каждого элемента графы, соответствующий

Ломка” таблиц, в каких случаях и как ее выполняют
Ломкой таблицы называют разделение ее на две части, что бывает необходимо по условиям верстки, особенно в случаях, когда таблицы не имеют нумерации и должны быть заверстаны точно вслед за относящим

Верстка клочковых таблиц
Таблицы, не имеющие нумерации, а также надзаголовочных строк или идущие непосредственно за словами “... в следующей таблице:”, должны быть завер­станы точно за определенной строкой текста, к которо

Верстка полосных и распашных (продольных и поперечных) таблиц
Полосные таблицы всегда заверстывают после ссыл­ки на них, желательно на одном развороте со ссылкой. Если ссылка попала на нечетную полосу, то таблицу пе­реносят на следующий разворот. Правда, если

Особенности набора и верстки выводов
При наборе выводов соблюдают правила табличного набора, а также некоторые дополнительные правила. Выводы без заголовков граф обычно набирают гарнитурой и кеглем основного текста. Выводы с

Правила верстки формул
1. Формулы, выключенные отдельными строками, дол­жны быть отбиты от текста в пределах кегельной с таким расчетом, чтобы общая высота формулы с отбивками была кратна кеглю основного шрифта.

Иллюстрации
Иллюстрация – изображение, поясняющее текст, помогающее читателю лучше понять его благодаря своей наглядности или дополняющее текст, выражающее содержание, которое либо вообще нель

Правила верстки иллюстраций
Верстка иллюстраций в издании должна быть единообразной по размещению. Иллюстрации должны быть отбиты от текста сверху в пределах 11/2 кегельных, сни

Исходные материалы для верстки
Исходные материалы книги лучше всего разложить по отдельным папкам. В этой таблице я привожу лишь примерную структуру того, как это можно сделать. Исходные ма

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги