Переносы в стихотворном наборе

Особенности стихотворного набора, необходимость показа ритма стихового произведения путем членения на отдельные стихи, вообще говоря, требуют, чтобы каждый стих занимай отдельную строку либо, как это имеет место в связанной выключке, несколько – строк, но расположенных последовательно началами к концу предыдущей части стиха.

Иначе говоря, нормально построенный стиховой набор мыслится без переносов. Однако бывают случаи, когда в стихотворном наборе переносы являются неизбежными; проистекают они по большей части от несоответствия характера стихового набора, протяженности его стихов формату набора; в некоторых случаях упомянутое явление неизбежно, например в газетах, журналах с узкими колонками, которые не вмещают в отведенный формат полного стиха; иногда также бывают случаи, когда и в узком сравнительно книжном фор­мате при отдельных длинных стихах переносы являются неизбежными.

Таким образом, хотя переносы в стиховом наборе и являются нежелательными, тем не менее в некоторых случаях их приходится допускать. Однако при переносах таковые производятся целыми словами с сохранением нормальной разбивки между словами.

При осуществлении переносов имеют место два основных приема (и один редко встречающийся, нами не рассматриваемый). Первый прием заключается в том, что все перенесенные элементы стихов выравниваются своими концами по вертикальной оси (пример 18).

Пример 18

В приведенном примере все перенесенные элементы выключаются к правому краю. Однако, учитывая, что при нормальном размещении стихов общая задача их расположения сводится к тому, чтобы основ­ная масса стихового набора приходилась на центральной оси, мы сможем указать аще один прием видоизмененного размещения пере­носов— равнять концы стихов не по правому краю набора, а по какой-то оси с отступом от правого края влево, т. е. так, чтобы обеспечить размещение переносов ближе к центральной оси (пример 19).

Пример 19

Кроме описанного первого основного приема и его вариантов, применяется второй, в котором переносимые части стиха равняются началами по одной левой оси, причем положение этой оси опреде­ляется величиной самого длинного переноса, который выключается к правому краю (пример 20).

Пример 20

Кроме этого основного приема, возможен и следующий его вариант: ось, по которой равняются перенесенные части, передвигается влево, с тем чтобы приблизить перенесенные элементы стихов к центральной оси.


Пример 21