рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Экспозиционные материалы

Экспозиционные материалы - раздел Образование, СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ   Основу Экспозиции Составляют Музейные Предметы....

 

Основу экспозиции составляют музейные предметы. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко вы­ступают и воспроизведения музейных предметов и внемузейных объектов, то есть предметы, специаль­но созданные для экспонирования вместо музейного предмета или внемузейного объекта, имеющие с ним внешнее сходство и передающие все его существен­ные черты и свойства. Это — копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструк­ции, новоделы, голограммы.

Некоторые виды воспроизведений очень точно со­ответствуют оригиналу. Это относится прежде всего к копиям, репродукциям слепкам. Копия — это пред­мет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлин­ника или оригинала. Различают два вида копий. Один из них — это современное воспроизведение музейно­го предмета. Второй вид ко­пий — это повторе­ние произведения ис­кусства, которое вы­полнено автором или другим художником; в том случае, когда копию создает сам автор, ее называют авторским повторе­нием, или репликой.

Копия может отличаться от оригинала по технике или размерам, но должна точно воспроизводить его манеру и композицию, в отличие от реплики, в которой второ­степенные детали оригинала могут меняться. Копиро­вание прославленных художественных произведений получило широкое распространение уже во II в. до н. э. в Древнем Риме. Копии второго типа являются памят­никами истории и культуры и в качестве музейных предметов входят в состав основных фондов музея.

Копию живописного, графического или фотогра­фического изображения, сделанную печатным спосо­бом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют репродукцией.

Точно передают облик подлинника слепки с произ­ведений скульптуры и декоративно-прикладного ис­кусства. Их получают путем снятия с оригинала фор­мы — твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов — и за­ливки в нее гипса. Более точными являются слепки, от­литые в гипсовых формах.

Размер, форму, цвет и фактуру подлинника в точ­ности воспроизводят муляжи. Они могут быть выпол­нены с оригинала по точным его обмерам, но иногда создаются по описаниям или рисункам.

При утрате па­мятника материальной культуры на основе научной реконструкции по сохранившимся фрагментам или описаниям создается так называемые новодел — точ­ная копия, выполненная из материала подлинника и в его же размерах.

Воспроизведение может выполняться и в отлич­ных от оригинала масштабе и технике, но при этом да­вать верное о нем визуальное представление. Таковы макеты и модели, которые выполняются в условном масштабе. Макет представляет собой объемное вос­произведение внешнего вида объекта, которое созда­ется в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе. Обычно в виде макетов воспроиз­водят производственные и бытовые интерьеры, внеш­ний вид отдельных зданий и сооружений, ландшафт и рельеф местности.

В отличие от макета модель сохраняет конструк­тивные принципы и фактуру оригинала. Модели создаются в тех слу­чаях, когда требу­ется изменить мас­штаб предмета, ко­торый не может быть представлен в экспозиции из-за своих габаритов, когда необходимо показать процесс функционирова­ния или работы предмета или же выделить упрощенную, условную схему предмета для его наглядной демонстрации, когда нужно предста­вить предмет, существующий только в проекте или плане.

В последние десятилетия в музейной сфере все бо­лее широкое распространение получает новый способ создания оптического двойника предмета — гологра­фия. Голограмма — это объемная оптическая копия ре­ального объекта, которая создается путем записи изоб­ражения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. Создание голограммной копии с произведения искусства — работа очень тонкая и творческая, требующая специальных познаний в области искусствоведения, поэтому она сродни труду художника-копииста.

Для установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозицию вводятся карты, схемы, диаграммы, таблицы и другие научно-вспомогательные материалы. Однако их не­правильное использование может отвлекать внимание посетителя от музейных предметов и тем самым нару­шать специфику экспозиции. Поэтому они не должны «забивать» экспонаты-подлинники своей излишней яркостью или оформительскими эффектами.

 

Особое место в экспозиции принадлежит текс­там. По своему содержанию они должны быть одно­значными, ясными, по возможности лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на:

¾ заглавные (оглавительные),

¾ ведущие,

¾ пояснительные,

¾ этикетаж и

¾ указатели.

Заглавные тексты помогают посетителю ориен­тироваться в экспозиции и содержат названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов. Ведущий текст сродни эпиграфу в литературном про­изведении. Он выражает основную идею экспозиции в целом или же каких-то ее разделов, тем, залов, ком­плексов. Пояснительный (объяснительный) текст представляет собой аннотацию к залу, к теме, к ком­плексу или же к отдельному экспонату. Он содержит информацию, которая лежит за пределами зрительно­го восприятия экспонатов. Например, в одной из вит­рин Государственного музея Востока экспонируются крохотные туфельки, необычной формы и маленького размера. Без соответствующей аннотации посетитель может решить, что они принадлежали ребенку. В дей­ствительности это — туфли взрослой женщины. Дело в том, что согласно некогда бытовавшим в Китае пред­ставлениям о красоте женщина, особенно из состоя­тельных кругов общества, должны была иметь малень­кие дугообразные ножки, напоминающие форму мо­лодого месяца или лилию. Для того чтобы ступня приобрела соответствующую форму, девочкам с шес­тилетнего возраста подгибали все пальцы, кроме боль­шого, к подошве и накрепко привязывали их бинтами. Это продолжалось до тех пор, пока подошва не прини­мала дугообразную форму. Поэтому по размеру своих ног китаянки оставались в возрасте девочек 6 — 8 лет; при этом развит был только большой палец ступни.

Непременным элементом всякой экспозиции яв­ляется этикетка, совокупность всех этикеток данной экспозиции называется этикетажем. Этикетка — это текст, содержащий название предмета, его атрибутив­ные данные, то есть сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, со­циальной и этнической среде бытования, историчес­ком и мемориальном значении. В нижней части эти­кетки необходимы сведения о том, что экспонируется: подлинник или копия. При этом существует одно ме­тодическое правило. Если в экспозиции представлены преимущественно подлинники, то в этикетаже можно отмечать только копии, когда же экспонируется глав­ным образом копийный материал, в этикетаже необ­ходимо указывать подлинники.

Один и тот же предмет, включенный в разные экс­позиции, может иметь различные по форме и содержа­нию этикетки. Например, в исторических музеях эти­кетки к изобразительному материалу начинаются не с фамилии автора (как в художественном музее), а с на­звания произведения. Этикетки не должны быть гро­моздкими, но и чрезмерный лаконизм информации, содержащейся в этикетке, не оправдан, поскольку оп­рос посетителей и наблюдение за их реакцией свиде­тельствуют о том, что музейный зритель нуждается в максимально подробных сведениях об экспонатах.

Для того чтобы облегчить посетителям, самостоя­тельно осматривающим экспозицию, возможность ориентироваться в ней, используется система указа­телей. Это прежде всего план экспозиционных залов, содержащий название каждого из них. У входа в от­дельный зал часто помещается его план с указанием маршрута, названиями и нумерацией экспозицион­ных комплексов. В залах используют указатели в виде стрелок на стене или на полу.

Надо помнить, что тексты не являются специфиче­ски музейным средством выражения, поэтому экспо­зиция не должна быть ими перегружена.

В последние годы в экспозициях музеев все более широкое применение находят фонокомментарии. Голо­са птиц, животных и различные природные шумы вос­производятся в краеведческих и естественно-научных музеях. Музыкальные, театральные, литературные му­зеи включают в экспозицию в качестве основных экспонатов документальные звукозаписи лучших музыкаль­ных коллективов и солистов мира, голоса поэтов и писа­телей. В архитектурных музеях-заповедниках часто используются записи народной и старинной музы

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ

ТЕМА НАУЧНАЯ РАБОТА В МУЗЕЯХ... Основные направления и виды научно исследовательской работы в музеях...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экспозиционные материалы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях
Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из ¾ профильных и ¾ музееведческих изыс­каний. Научные исследования в рамках профильных на

Организация научно-исследовательской работы в музее
Музеи, являющиеся структурными подразделения­ми академий наук, научно-исследовательских институтов и вузов, работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования. Но большинство

ФОНДЫ МУЗЕЯ
1.1. Понятие «Фонды музея»   Понятием «фонды музея» обозначают всю научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоян

Научная организация музейных фондов
  В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из музей­ных предме

Типы музейных предметов (источников).
Предметы, входящие в состав музейных фондов, различаются своими физическими свойствами, а так­же способом фиксации информации, что принимается за основу при организации их изучения и хранения. В на

Вид музейных предметов.
Следующей еди­ницей классифика­ции фондов является вид музейных предме­тов, который выделя­ется на основе общно­сти одного или не­скольких признаков. Ими могут быть, на­прим

НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА
  2.1.Изучение музейных предметов. 2.2. Комплектование фондов музея 2.3. Учет музейных фондов 2. 4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи

Изучение музейных предметов.
  Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечест­венном музееведении в 1960-е гг. Изучение музейных предметов состоит из трех по

Комплектование фондов музея
Комплектование музейных фондов — целенаправ­ленный, планомерный, процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Комплектов

Проблемы комплектования.
В одних слу­чаях — это проблема розыска необходимых памятни­ков отдаленных исторических периодов, в других — проблема отбора из большого числа ныне существую­щих и непрерывно возникающих новых мате

Учет музейных фондов
  Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юри­дической охране музейных фондов и прав музея на дан­ные, пол

Хранение музейных фондов
  Задачи хранения фондов заключаются в обеспече­нии сохранности музейных ценностей, в защите их от разрушения, порчи и хищения, а также в создании благоприятных условий для изучения и

Режим хранения фондов
Все предметы подвержены естественному старе­нию, однако, если ослабить воздействие на них небла­гоприятных факторов, процесс можно замедлить. Именно с этой целью в музее устанавливается опреде­ленн

Задачи консервации и реставрации
Иногда устанавливаемые режимы хранения — температурно-влажностный, световой, биологический — оказываются недостаточной мерой для обеспе­чения физической сохранности музейных предметов, и для того,

Упаковка и транспортировка музейных предметов
Особая опасность повреждения или похищения предметов возникает при их транспортировке на вре­менную выставку, реставрацию, экспертизу и т. п. Удары, воздействие света, воды или влаги, высоких темпе

Система хранения музейных фондов
Для хранения предметов в музее оборудуется спе­циальное помещение — фондохранилище, которое ча­сто называют запасником. Система хранения фондов может

Открытое хранение фондов.
В экспозициях большинства крупных музее представлена лишь небольшая часть их коллекции по разным оценкам, примерно 1 — 5%. Поэтому проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям вес

ТЕМА 5. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА
1. Музейная экспозиция: основные понятия 2. Методы построения экспозиций 3. Экспозиционные материалы 4. Проектирование экспозиции   1. Музе

Методы построения экспозиций
  Материал в экспозиции может группироваться по-разному. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и орга­низации экспозиционных материалов называет

Проектирование экспозиции
  Создание музейной экспозиции — сложный исследовательский, творческий и производственно-техничес­кий процесс, который требует совместных усилий науч­ных сотрудников, художников, диза

Научное проектирование экспозиции
  Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, параллельно изу

Художественное проектирование экспозиции
  Музейная экспозиция должна максимально точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом гово­рить образным, увлекательным и эмоциональным языком. Успе

Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций
Экспозиции создаются в творческом содружест­ве научных сотрудников, художников, архитекторов, дизайнеров, инженеров. Для того чтобы труд всех участников проектирования экспозиции был слажен­ным и р

ТЕМА 6. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ
  1. Термин «культурно-образовательная деятельность». 2. Основные формы культурно-образовательной деятельности 1. Термин «культурно-образовательная деятельно

Экскурсия
Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глу­бокую древность. Напомним, что уже в античных хра­мах специальные служители рассказывали посетите­

Другие формы культурно-образовательной деятельности
Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности му­зея. В литературе 1970-х — 80-х гг. нередки утвержде­ния, будто в музейной практике используется свыш

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги