Методика обучения звукопроизношению на занятиях Четвертый год жизни

Содержание и методические приемы обучения опреде­ляются возрастными особенностями развития речи детей*

На специальных занятиях развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и ре­чевое дыхание; уточняют и закрепляют артикуляцию звуков.

Обучение произношению начинается с гласных (а, у, и, о, э), затем отрабатываются легкие в артикуляционном от­ношении согласные. М. Е. Хватцев рекомендует такую пос­ледовательность, которая, по его мнению, соответствует онтогенезу звуков и обусловлена характером артикуляции: п бтд— к — г ; фв; т— с — з — ц.

А. И. Максаков предлагает работать над согласными в таком порядке: м, п, б, т, д, н, к, г, х (твердые и мягкие).

В обучении звукопроизношению наиболее эффективны следующие виды занятий: дидактические игры с игрушка­ми на звукоподражание типа «Чей домик?»; «Угадай, кто кричит»; рассказ-драматизация с игрушками; рассказ вос­питателя с включением высказываний детей; игры с эле­ментами движений типа «Поезд», «Автомобили».

На этих занятиях необходимо обеспечивать четкий по­каз образца для подражания, показ артикуляции звука. Вос­приятие образца должно быть полноценным. Не следует отвлекать детей движениями,- игрушками и др.

В основе обучения детей четвертого года жизни лежит подражание образцу — четкому, ясному произношению воспитателя. Нужный звук выделяется голосом, произно­сится несколько утрированно, более длительно и напря­женно, чем обычно. Внимание детей привлекают не только к звучанию, но и к артикуляции. Наиболее целесообразно такое построение занятий, где подача образца, обеспечи­вающая полноценное его восприятие (включая артикуля­цию), сочетается с последующими упражнениями.

Важным условием успешного обучения на занятиях яв­ляется также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков и звукосочетаний. Однако многократное однообразное повторение надоедает детям, быстро утом­ляет их. В связи с этим возникает вопрос об использова­нии таких приемов обучения, которые обеспечивали бы сочетание многократных повторений речевого материала с эмоциональной настроенностью детей. Таковыми явля­ются общепринятые в работе с младшими дошкольника­ми игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались ... и услышали ...»); ими­тационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, деревья и под­ражают их стуку, шуму); чтение художественных произве­дений со звукоподражаниями (веселые песенки, потеш­ки, загадки); использование наглядного материала (иг­рушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.). Важно умелое использование и правильное чередование этих приемов.

Неоднократные повторения звуков и слов с этими звуками могут быть хоровыми и индивидуальными. Занятия с трехлет ними детьми на первых порах целесообразно строить на хоро­вых ответах, так как малыши еще не умеют слушать своих то­варищей. По мере того как дети овладевают умением зани­маться в коллективе, возможно чередование и сочетание хо­ровых и индивидуальных ответов, ответов подгруппами.

В методических пособиях по обучению правильному про­изношению детей младшего дошкольного возраста реко­мендуются игры с элементами движений и звукоподража­нием: «Совушка-сова», «Поезд», «Автомобили» и др. Глав­ными в этих играх для детей являются движение, динами­ка, а речь (звукоподражание) отодвинута на второй план, и задача звукопроизношения не решается. Поэтому на на­чальном этапе обучения не следует использовать эти игры и ставить перед детьми одновременно две задачи — выпол­нения движений и звукопроизношения. Моторные прояв­ления тормозят речевую деятельность.

Одновременный показ артикуляции и выполнение движе­ний не дает также ребенку возможности полноценно воспри­нимать произношение звука или звукосочетания на слух и зри­тельно. Таким образом, последующие упражнения не основы­ваются на подражании детей образцу воспитателя. Поэтому вышеназванные игры можно использовать в конце года, когда дети овладеют двигательными навыками, и выполнение дви­жений не будет вызывать никаких затруднений. Поскольку по­добные игры не способствуют сосредоточению внимания ре­бенка на звуковой стороне речи, а, наоборот, отвлекают его, необходимо выбирать приемы, содействующие полноценно­му восприятию звуков и создающие хорошие условия для уп­ражнения. В большей степени этим целям соответствуют ди­дактические игры и рассказы-драматизации с игрушками. Од­нако и здесь имеются отрицательные факторы.

Одновременное восприятие образца произношения и игрушек вызывает зрительное сосредоточение, зрительную доминанту. В результате возникает сопряженное торможе­ние речевых навыков, что задерживает процесс овладения произношением звуков.

Полноценное восприятие образца произношения и ак­тивную подражательность обеспечивает такая методика проведения занятий, в основе которой лежит постепен­ность восприятия: вначале идет рассматривание игрушки, далее одновременно осуществляются восприятие слыши­мого образца и демонстрация артикуляции, затем проис­ходит воспроизведение образца, подкрепляемое повторным восприятием игрушки.

Такое расчлененное восприятие произношения и игру­шек сосредоточивает внимание детей на звуковой стороне речи, создает возможность для полноценного восприятия образца и дальнейшего подражания ему.

В дидактических играх показ правильного произноше­ния отдельных звуков и звукосочетаний проводится после рассматривания игрушки или при объяснении правил игры.

Во второй части занятия дети упражняются в много­кратном повторении речевого материала на основе дей­ствий с игрушками и с опорой на речь (произношение) педагога. Динамика игровых действий способствует акти­визации детской речи.

В качестве примера приведем дидактическую игру «Кто как кричит».

Программное содержание: учить внятному произношению слов без смягчения, закреплять произношение гласных звуков, развивать слу­ховое внимание и речевой слух.

Материал: игрушки — корова, кошка, собака, курица с цыплятами.

Ход занятия.

Педагог заинтересовывает детей корзиночкой, в которой находятся игрушки («К нам сегодня кто-то в гости пришел»). По одной достает игрушки. Вначале сам отчетливо, медленно называет игрушку, затем это делают дети.

- Это корова. Кто это? (Игрушка убирается.)

- Корова мычит: му-у-у ... Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му-у-у.

- Как корова мычит? Скажем все вместе. (Дети повторяют звукопод­ражание несколько раз хором и индивидуально 1—2 ребенка.)

Игрушка вновь перед детьми.

Таким же образом детям показывают другие игрушки (при показе образца они убираются).

С той же целью закрепления четкого произношения глас­ных звуков и развития речевого слуха можно рекомендо­вать дидактическую игру «Что как звучит»1.

Методика проведения этой игры сходна с методикой игры, описанной выше. Воспитатель по очереди показыва­ет игрушки или картинки с изображениями предметов. Дети вслед за взрослым называют картинки и произносят звуко­подражания (машина едет и гудит: би-би~би; часы идут и тикают: тик-так, тик-так; трамвай едет и звонит: динь-динь-динь; на барабане барабанят: тра-та-та, тра-та-та; на дудочке играют: ду-ду-ду, тру-ру-ру)

В рассказе-драматизации образец обеспечивается пер­воначальным рассказом воспитателя (без демонстрации игрушек). Здесь используется тот же принцип постепен­ности восприятия образца для подражания и игровых дей­ствий с игрушками. Во второй части занятия создается возможность в процессе разыгрывания сценок с игруш­ками упражнять детей в многократном повторении рече­вого материала.

Такие рассказы просты по содержанию и структуре и могут быть придуманы самими воспитателями.

Приведем пример рассказа-драматизации «Девочка Ма­ша и ее друзья».

Программное содержание: упражнять речедвигательный аппа­рат, упражнять детей в произнесении звуков без смягчения, с четкой дикцией.

Ход занятия.

Дети слушают рассказ и "смотрят на педагога.

— Жила-была девочка Маша, и были у нее друзья: собачка Жучка, кошка Мурка, Свинка-белоспинка, Уточка-беляночка. Жила она в до­мике на лужайке. Проснулась Маша как-то утром. Вышла на крылечко. Ярко светит солнышко. Так хорошо! Только она присела, к ней собачка Жучка бежит: «Гав-гав», — будто «здравствуй» говорит. «Здравствуй, Жуч­ка», — отвечает Маша. Услышала кошка Мурка и тоже пришла к Маше поздороваться. «Мяу-мяу», — говорит. «Здравствуй, кисонька-мурысонька», — ответила ей Маша и погладила пушистую шерстку. А Мурка запе­ла Маше свою песенку: «Мур-мур-мур!»

Пошли они втроем гулять: Маша, собачка Жучка и кошка Мурка. А навстречу им Свинка-белоспинка идет, тоже поздороваться захотела: «Хрю-хрю-хрю». «Здравствуй, Свинка-белоспинка, пойдем с нами гу­лять», - говорит ей Маша.

Подходят к пруду, а там Уточка-беляночка плавает. «Кря-кря-кря», — здоровается с Машей и ее друзьями. Они в ответ тоже поздоровались.

Хорошо погуляли и пришли домой: Маша, собачка Жучка, кошка Мурка и Свинка-белоспинка.

Педагог в процессе рассказа привлекает внимание де­тей к звучанию слов, к артикуляции, несколько утрирует произношение звуков. Далее предлагает детям не только послушать рассказ снова, но и посмотреть на Машу и ее друзей и принять участие в рассказывании.

Рассказ сопровождается драматизацией с игрушками и словесными реакциями детей.

— Жила-была девочка. Как ее звали? (Маша.) Были у нее друзья. Кто ее друзья? (Собачка Жучка ...) И т. д.

Полезно предоставлять детям возможность в свободной деятельности самостоятельно разыгрывать такие сценки под руководством взрослого.

С целью упражнения детей в правильном произноше­нии шипящих звуков целесообразно провести игру-драма­тизацию «Матрешка».

Из волшебного мешочка воспитатель достает матрешку, называет. Затем игрушку называют дети. Из большой матрешки педагог достает матрешку поменьше, а из той маленькую. Называет: большая Маша, поменьше Саша, а совсем маленькая Аленушка. Убирает матрешек. Рассказывает о них, а дети слушают.

Во второй части в ходе драматизации дети помогают воспитателю.

— Это три матрешки, три подружки. Как зовут старшую? (Маша.) А матрешку поменьше? (Саша.) А как зовут самую маленькую? (Але­нушка.)

Рассказ продолжается. -

— Три подружки живут вот в этом домике. На улице тепло. Пошли они погулять. Помогайте мне рассказывать.

— Сначала вышла кто?..: (Маша), потом ... (Саша) и ...(маленькая Аленушка).

— Заиграла музыка. Стали подружки в кружок. Почему наши подруж­ки не пляшут? Сейчас спросим их (наклоняется к большой матрешке).

— Дети, они хотят, чтобы вы их попросили поплясать. Давайте по­просим.

— Ой, Машенька, попляши, Твои ножки хороши!

— А теперь попросим Сашу. Потом попросим поплясать маленькую Аленушку.

— Вдруг солнышко спряталось, подул ветер, сначала тихо подул. Как? — Ш-ш-ш (все дети изображают шум ветра). А потом ветер дул все сильнее. Как? — Ш!-ш!-ш! (Произносится с силой.) Пошел дождь — кап-кап! кап-кап! Подружки стали прятаться в шалаш. Первая побежала кто? (ПеДагог берет большую матрешку.) За ней кто? (Берет среднюю мат­решку.) А самая последняя побежала кто? (Аленушка.)

— Дождь прошел. Опять выглянуло солнышко. Первая выбежала из шалаша кто? Бежит Маша по лужам, ногами: шлеп! шлеп! шлеп! Как она шлепает ногами? (Дети повторяют звукоподражание хором.) А за ней побежала Саша (звукоподражание произносят дети).

— За Сашей кто?.. Маленькая Аленушка тоже шлепает маленькими ножками: шлеп-шлеп! шлеп-шлеп!

— Так и пришли подружки домой. Как их зовут? Большую... (Маша), поменьше ...(Саша), а самую маленькую ... (Аленушка).

Позднее возможно проведение занятий словесного ха­рактера, в содержание которых входит рассказ воспитателя без наглядного сопровождения, включающий в себя выс­казывания детей («Поездка на дачу»).

Подведем итог сказанному выше. Наиболее целесооб­разно такое построение занятия по обучению звукопроизношению, когда в первой его части обеспечивается показ образца, во второй части — речевая активность детей, основанная на подражании образцу. Основной прием обуче­ния— вызывание звука на основе подражания.

Цель этих занятий — упражнять артикуляционный аппа­рата речевой слух, чтобы научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки и правильно их воспринимать. На занятиях используются игровые упражнении для развития речевого дыхания, внимания, речевого слуха. Примером может служить игра «Что делает Петрушка». Петрушка перелистывает за ширмой странички книги, помешивает ложечкой в стакане, хлопает в ладоши, чиха­ет или кашляет, а дети отгадывают, что он делает (разви­тие слухового внимания). Петрушка может также шепотом давать детям задания типа «Найди на столе игрушку, назо­ви ее и покажи всем» (развитие речевого слуха) и т. п.

Специалисты-дефектологи рекомендуют задания на со­ставление детьми чистоговорок (бы-бы-бы — идет дым из трубы; за-за-за к нам идет коза и т. п.).

В работе с малышами возможно повторение отдельных занятий и упражнений. Ребенка привлекают уже знакомые ему образы и сюжеты, он с удовольствием повторяет звуки и звукоподражания, стихотворный текст. В свою очередь, возможность повторения одного и того же материала спо­собствует закреплению навыков произношения, выработ­ке динамического стереотипа.

Проводя занятия, воспитатель должен учитывать такие особенности детей, как неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, повышенная эмоциональная возбудимость. На занятиях можно часто видеть, как внимание детей от­влекается от артикуляции педагога, если демонстрируется новая игрушка. Повышенный интерес к ней вызывает неже­лательную в данном случае речевую реакцию. Игрушка ос­тается достаточно сильным раздражителем даже после того, как ее убирают: дети продолжают о ней говорить. В связи с этим целесообразно заранее знакомить детей с игрушками, которые будут использованы на занятии.

На последующих этапах работы методика обучения ус­ложняется. Кроме подражания необходима дополнительная установка на звук, привлекающая внимание к артикуля­ции. С этой целью наряду с показом образца вводятся не­большие пояснения к артикуляции сначала простых, а за­тем и более сложных звуков. Например, в игре «Чей до­мик?» при объяснении ее правил воспитатель говорит: «Ко­рова мычит как? (Му-у-у.) Губы вытянуты вперед трубоч­кой. Козочки кричат: ме-е-е. Сложите губы так, как будто вы улыбаетесь». Такие объяснения помогают детям осоз­нать, что при произношении разных звуков положение органов артикуляции меняется, и подготавливают к вос­приятию объяснения артикуляции трудных звуков в даль­нейшем.

В этом возрасте особенно важно установить взаимосвязь и взаимодействие между учебной деятельностью, осуще­ствляемой на занятиях, и воспитанием звуковой культуры речи в других видах деятельности. Помимо занятий следует проводить разнообразные упражнения для развития мото­рики речедвигательного аппарата, а также для развития ре­чевого дыхания, слуха и слухового внимания.

Наибольший эффект дают упражнения, которые про­водят в игровой форме с учетом основных положений ме­тодики. В зависимости от цели использования эти упражне­ния можно разделить на две группы. В первую группу вхо­дят упражнения, подготавливающие детей к занятиям (на развитие слухового внимания, речевого дыхания, артику­ляционного аппарата). Ко второй группе относятся упраж­нения, закрепляющие программный материал занятий (раз­личные дидактические игры на звукоподражание и игры с речевым материалом).

Так, предваряя рассказ-драматизацию «Матрешки», следует рассмот­реть с детьми матрешек, дать им имена - Маша, Саша, Аленушка. По­упражнять детей в произнесении этих имен. Затем прочитать стихотворе­ние «Матрешки» Г. Браиловской:

Глядела в окошко Стоят они рядом

Игрушка матрешка, В красивых нарядах.

В красивой косынке, Смеются друг дружке

На юбке рябинки. Матрешки-подружки.

Глядела, стояла, Им Галя сказала:

Да вдруг заскучала: — В кроватку пора!

Ведь даже игрушке Спите, матрешки мои,

Нельзя без подружки. До утра!

Пришла на окошко С окошка матрешек

Вторая матрешка. Взяла друг за дружкой

Коса под платочком, И спать положила

Платье в цветочках. На мягкой подушке.

Стоят не грустят. Всех вместе троих уложила она,

Друг на дружку глядят. А на подушке,

Вот третья матрешка Игрушка... одна! Пришла на окошко.

Это стихотворение можно обыграть.

Упражнения для артикуляционного аппарата можно про­водить во время одевания на прогулку. Воспитатель говорит, что на улице дети будут играть в лошадки, и предлагает поцокать язычком так, как лошадки цокают копытами. Дети прищелкивают языком. Упражнение длится 1 -2 мин.

В утренние часы можно провести игру-упражнение «Лес шумит». Дети изображают деревья. Руки у них подняты — это ветки. Воспитатель изоб­ражает ветер. Ветер подул: Ш-ш-ш! Ветви закачались и тоже шумят, ше­лестят листочками. (Ш-ш-ш!) Ветер подул сильнее, деревья сильно шу­мят. (Ш-ш-ш — дети произносят звукоподражание громче.) Ветер стал дуть тише и листья шелестят тише.И т. д. Всякий раз при изменении силы голоса воспитатель дает образец произнесения звукоподражания. Дети повторяют.

В утренние часы с небольшими подгруппами проводятся игры на развитие речевого дыхания: дети сдувают с ладошки кусочки ватки, дуют на висящие на ниточке бумажные бабочки. При этом педагог должен видеть ребенка, следить, чтобы он не напрягался, не надувал щеки (вы­дох плавный, вдох быстрый).

В летнее время на прогулке подвижные игры со звукоподражанием дают возможность упражнять речедвигательный аппарат. В игре «Гуси» дети в ответ на обращение «Гуси-гуси» отвечают «га-га-га»; в игре «Авто­мобили» гудят «ду-ду-ду» или «би-би-би»; в игре «Пузырь» на слова «пу­зырь лопнул» повторяют «ш-ш-ш!».