Методика заучивания стихотворении

Вметодике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, озна­комление споэтическими произведениями, развитие уме­ний воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений — одно из средств умствен­ного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан сразвитием эстетического восприятия поэзии, ху­дожественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведе­ние, воспитывать художественный вкус.

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстети­ческое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гар­монии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

В стихотворении рассматривают две стороны: содержа­ние художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка по­нимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными обра­зами, так как мышление ребенка отличается образностью. Вос­принимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содер­жание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых на­лицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в кото­рых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к со­держанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малыша­ми и другие мотивы. Установка мобилизует память, внима­ние; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроиз­вольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, ког­да ставится задача запомнить стихотворение, дети испы­тывают трудности. Установлено, что способность к произ­вольному запоминанию можно формировать у детей начи­ная с 4—5 лет. Задача воспитателя — вести детей от непро­извольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель — запомнить.

Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обна­руживают смысловую память, которую необходимо разви­вать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию.

Следовательно, на запоминание и воспроизведение сти­хотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического тек­ста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время вы­разительное чтение — самостоятельная, сложная художе­ственная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка.

Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворе­ния, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность.

Если детям предоставляется возможность самим разоб­раться в содержании стихотворения, они не всегда справ­ляются с этим и часто не осознают смысл.

Более глубокому воздействию стихов на ребенка помога­ет предварительная подготовка к их восприятию, которая раскрыта выше (объяснение непонятных слов, рассматри­вание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др.).

При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:

1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. разви­вать способность к длительному удерживанию стихотворе­ния в памяти.

2. Учить детей читать стихи выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно,

отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в про­изведении. Выразительное чтение требует дословного зна­ния текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму.

Обе задачи решаются одновременно. Если вначале рабо­тать над запоминанием текста, а потом над выразительно­стью, ребенка придется переучивать, так как он приобре­тет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем — его выразительного чтения.

Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.

1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как иска­жается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пас­сивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хо­ровое повторение текста мешает выразительности, приво­дит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окон­чаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

«Читая хором, — писала Е. И. Тихеева, — дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убиваю­щего всякую индивидуальность».

Такой же точки зрения придерживалась Е. А. Флерина, полагая, что разучивать стихи надо индивидуально, в про­тивном случае пропадает эстетическая сторона деятельности.

2. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение зау­чивается целиком(не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную трени­ровку памяти.

3. Не следует требовать полного запоминания стихотворе­ния на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распре­делить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за­поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индиви­дуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсут­ствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым де­тям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Зас­тенчивым — приятно услышать свое имя в потешке, поста­вить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.

5. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в по­вседневном общении, на природе. Важно читать детям сти­хи, заучивать их не от случая к случаю, не только к празд­никам, а систематически в течение года, развивать потреб­ность слушать и запоминать.