УРОКИ МУЗЫКИ

 

Проведите маленький эксперимент: попробуйте в течение дня прислушиваться к «звуковой атмосфере», в которой существует ваш ребенок. Что он слышит? Радио, телевизор, кассеты и диски, разговоры в доме и на улице, транспортные сигналы… Маленький ребенок часто оказывается беззащитным перед звуковой агрессией современного мира. И это одна из важнейших причин, по которой стоит заниматься с ребенком музыкой. Эти занятия подарят малышу гармоничные и мелодичные звуки, научат его прислушиваться и слышать. Но как заниматься? Двадцатый век подарил педагогике исследования трех музыкантов: немца Карла Орфа, японца Синити Судзуки, француза Мориса Мартено. Исследуя процесс музыкального развития, все они пришли к выводу, что музыке надо обучать с самого раннего детства. Карл Орф разработал методику группового обучения музыке, основанную на ритмических упражнениях и игре на ударных инструментах. Она широко применяется в дошкольных и школьных учреждениях нашей страны. Судзуки и Мартено создали методики индивидуального обучения. По методике Судзуки ребенок обучается на слух, подражая различным звукам. И только когда ребенок уже умеет играть на музыкальном инструменте, он учится читать нотную запись. Метод Мартено включает три этапа:

1) ребенок, подражая взрослому, воспроизводит ритм или мелодию; 2) ребенок узнает, как записать ритм или мелодию;

3) ребенок учится читать варианты этого ритма или мелодии.

На основе этих исследований на рубеже ХХ‑ХХI веков появилось несколько вариантов авторских методик обучения музыке с первых дней жизни ребенка. …«по старинке»

Немного теории

Традиционные методики обучения музыке, которые используются в яслях, детских садах и центрах раннего развития, обычно не имеют четко установленного авторства. Педагоги и родители, применяющие их, используют наработки и советского периода, и последних десятилетий, при этом привнося очень много собственных творческих придумок. Эти методики учитывают возрастные особенности детей. Занятия по этим методикам обычно проводятся два‑три раза в неделю и основаны, прежде всего, на проигрывании музыкальных произведений на фортепиано.

Во многих детских учреждениях преподавание музыки строится на методике немецкого композитора и музыкального педагога Карла Орфа. Он разработал специальные музыкальные инструменты, которые носят такие же названия, как обычные (ксилофоны, металлофоны, блок‑флейты, трещотки и т. д.), но приспособлены специально для детей. Например: на ксилофоне Орфа коробка, на которой расположены клавиши, более объемная, она служит резонатором, и благодаря этому инструмент звучит глубже и протяжнее. Кроме того, на ксилофонах Орфа сделаны съемные клавиши. Можно оставить только те из них, которые в данный момент нужно освоить ребенку. Играть на инструментах Орфа можно и с двухлетним малышом – существуют маленькие ксилофоны и металлофоны специально для этого возраста. Инструменты Орфа очень полезны в домашнем обучении ребенка музыке, но целиком использовать его методику за пределами дошкольного учреждения очень проблематично. Она предполагает групповое обучение и совместное музицирование многих детей, в том числе создание детского оркестра.

Практические упражнения

Этап 1

От рождения до года

На первом году жизни ребенка лучшая музыка – человеческий голос. Пойте ребенку. Имейте в виду, что до года малыши могут слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20‑30 секунд; затем следует сделать паузу – перерыв в 1‑3 секунды – и продолжить слушание еще 20‑30 секунд. В целом за одно занятие можно слушать музыку не более 2‑3 минут. Например: для детей в возрасте 1‑3 месяцев пойте одну народную песенку (русскую, украинскую, белорусскую и т. д.). Пойте без текста, на «ля‑ля», и повторите после паузы.

С 4‑5 месяцев взрослый может не только петь, но и подыгрывать себе на музыкальных инструментах: ксилофоне или металлофоне, дудочке, детской арфе, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы, палочки и т. д. Из классической музыки рекомендуем прослушивание миниатюрных пьес В. Моцарта для клавира, например менуэты ранних опусов.

С 6 месяцев можно «танцевать» с ребенком на руках. Движения могут быть следующими: идите по комнате, весело притопывая; делайте полуприсядку (пружинку), то есть слегка сгибайте ноги и при этом делайте небольшие повороты вправо‑влево; идите вперед, навстречу кому‑нибудь из родных, и отступайте назад; медленно приплясывайте, кружитесь. Выполняйте движения ритмично. Старайтесь, чтобы движения менялись с началом нового куплета.

Этап 2

От года до трех лет

Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1‑2 секунды) и опять 40 секунд, пауза и т. д. В целом одно занятие длится 2‑3 минуты. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1‑1,5 минуты, затем пауза и еще полторы минуты музыки и т. д. Одно занятие – 4‑5 минут.

Рекомендуем для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным «изобразительным» характером. Ведь детям уже знакомы птицы и кошки, собаки и машины, звук дождя. Поэтому давайте им слушать следующие произведения: «Птички» муз. Т. Ломовой или муз. Г. Фрида; «Воробей» муз. А. Руббаха или муз. Е. Тиличеевой, «Кошка» муз. Е. Тиличеевой, «Большая собака» муз. М. Раухвергера; «Медведь» муз. Д. Шостаковича, или муз. Е. Тиличеевой, или муз. В. Ребикова; «Мишка» муз. М. Раухвергера или муз. Г. Фрида; «Дождик» муз. Г. Лобачева или муз. В. Фере, «Машина» («Езда в машине») муз. Г. Фрида; «Автомобиль» муз. М. Раухвергера. Все эти произведения можно найти в аудиозаписях и нотных сборниках для детского сада (младшая группа). На втором году жизни ребенка также можно слушать пьесы С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Мотылек», «Маленький командир». На третьем году жизни – пьесы А. Гречанинова «Верхом на лошадке», «Танец»; П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Полька»; пьесу Э. Грига «Птичка»; музыку В. Моцарта.

Музыкальные руководители ясельных групп в детских садах проводят с малышами два музыкальных занятия в неделю. Сейчас, работая по программе «Малыш» В. Петровой, с малышами проводится еще одно занятие, третье. На нем дети слушают только классическую музыку композиторов А. Лядова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, Г. Свиридова, а также музыку И.‑С. Баха, К. Дакена, И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Э. Грига, Д. Дворжака.

Вы уже обратили внимание на то, что вам предложили играть на разных инструментах. Непременное условие для музыкальных занятий – тишина в комнате. Ни что не должно отвлекать малыша. Ребенок должен быть рядом с мамой, может быть у нее на руках. Мама слушает музыку с заинтересованным, внимательным, доброжелательным выражением лица – тогда ребенку легко передастся это настроение. Если мама сама играет на фортепиано, то с ребенком должен быть кто‑либо из близких родственников: сидит бабушка или папа.

Слушать музыку лучше всего один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы.

Учите ребенка подпевать. Для этого пойте ему ежедневно, разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании. Старайтесь не искажать мелодию. Пойте негромко. Избегайте преувеличенной артикуляции. Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни: колыбельные – спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно.

Например, песня «Птички».